Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1)В эпоху Петра Первого в повседневную жизнь вошли новые предметы, понятия, множество иностранных слов. (2)Это многообразие нововведений привело к «хаотическому смешению стилистически несовместимых средств в повестях того времени». (З)Необходимо было упорядочить, привести в систему языковые средства, что и было сделано в середине XVIII века М.В. Ломоносовым. (4)Он являлся первым в России учёным, выступавшим с лекциями по точным наукам на русском языке, а не на латинском, как это было принято в европейской научной и университетской практике того времени. (5)Однако средств, необходимых для выражения научных понятий, в русском литературном языке тогда ещё почти не было. (6)… Ломоносову пришлось выработать терминологическую систему для различных отраслей научного знания самостоятельно.
В каких из приведённых ниже предложений передана главная информация?
1. М.В. Ломоносов первым выступил с лекциями на русском языке, и нехватка языковых средств позволила учёному выработать терминологическую систему.
2. Ломоносов впервые выступил с лекциями на русском, а не на латинском языке.
3. М.В. Ломоносов упорядочил языковые нововведения и выработал терминологическую систему для различных отраслей научного знания.
4. В эпоху Петра Первого в повседневную жизнь вошло много нововведений.
Ответ:__________________________________.
2. Какое из приведённых ниже слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?
Выпишите это слово.
· Сюда
· Например,
· Но
· Поэтому
Ответ:__________________________________.
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводится значение слова ЯЗЫК. Определите значение, в котором это слово употребляется в пятом предложении (5) в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи.
|
1. Такой орган животного как кушанье.
Говяжий я. Заливной я
2. Подвижный мышечный орган в полости рта, воспринимающий вкусовые ощущения.
Попробовать на я. (т. е. на вкус). Змеиный я. (такой раздвоенный на конце орган в пасти змеи)
3. В колоколе: металлический стержень, производящий звон ударами о стенки.
4. Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств.
История языка. Мертвые языки (известные только по письменным памятникам)
5. Речь, способность говорить
Лишиться языка. Больной лежит без языка и без движений.
6. Система знаков (звуков, сигналов), передающих информацию
Я. животных. Я. пчел. Я. жестов. Я. дорожных знаков. Я. программирования. Инфомационные языки (в системе обработки информации).
Ответ:__________________________________.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.
Выпишите это слово.
· принЯл
· начАв
· позвалА
· тОрты
Ответ:__________________________________.
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово.
Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
· Экологи пытаются определить заболевание, которое угрожает самшиту,
особенно его молодым ВСХОДАМ, исчезновением.
· Экологи призывают экономно расходовать электроэнергию и планируют
провести для АБОНЕМЕНТОВ сотовой связи специальную экоакцию.
· Спасатели оперативно локализовали пожар в ВЫСОТНОМ доме.
|
· Гости посетили актовый зал нового здания лицея, который масштабами
и убранством не уступает небольшому ДРАМАТИЧЕСКОМУ театру.
Ответ:__________________________________.
6. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.
Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
· в две тысячи девятом году
· их часы
· посадили двадцать яблоней
· воздержаться от комментариев
Ответ:__________________________________.
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
А) Все, кто бывал в небольших городах Италии, видел каменные мосты, заросшие плющом. | 1) Нарушены нормы построения сложноподчиненного предложения. |
Б) Многие думают то, что в лесных пожарах виноваты туристы. | 2) Ошибка в построении предложения с однородными членам. |
В) Новый законодательный проект взволновал и обсуждался всеми депутатами Государственной думы. | 3) Нарушена связь между подлежащим и сказуемым. |
Г) Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей. | 4) Нарушено управление: глагол требует обязательного дополнения в форме В.п. |
Д) Проблема экономики и бизнеса была в центре внимания ведущего телепередачи «Деловой Москвы». | 5) Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением. |
6) Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом. | |
7) Нарушение построения предложения с деепричастным оборотом. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
|
А | Б | В | Г | Д |
8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня.
Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
· заст..лить
· ш..девр
· трад..ционный
· энц..клопедист
· р..цензия
Ответ:__________________________________.
9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква.
Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
· Гидропод..ёмник, в..ёт
· по..бросить, и..подтишка
· пр..чудливый, пр..града,
· бе..печность, и..чезнуть
Ответ:__________________________________.
10. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?
Выпишите слово.
· претерп..вать
· оранж..вый
· удоста..вавший
· остр..нький
Ответ:__________________________________.
11. В каких словах на месте пропуска пишется буква Ю?
Выпишите эти слова.
· стро..тся роты
· кле..щий карандаш
· друзья вышл..т
· враги ка..тся
Ответ:__________________________________.
12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.
Раскройте скобки и выпишите это слово.
· Матросы относились к пассажирам с (не)обыкновенным радушием.
· Наши кони (не)были измучены.
· Андрей Андреевич был человек простой, ничего (не)понимающий в чистокровных лошадях.
· Все оперативные документы, (не)исключая и боевые журналы, уничтожены.
Ответ:__________________________________.
13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО.
Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
· Я хочу поговорить с вами (НА)СЧЁТ квартиры, (В)СВЯЗИ с чем прошу вас уделить мне немного внимания.
· Пройдя (В)ДОЛЬ берега, караван остановился, и погонщики принялись (ПО)ОЧЕРЕДИ рассёдлывать оленей.
· (С)ПРАВА, совсем близко, сверкнула молния, и, точно отразившись в
зеркале, она (ТОТ)ЧАС же вспыхнула вдали.
· (НЕ)СМОТРЯ на то что большинство стихотворений Жуковского
являются переводными, в них мы ВСЁ(ТАКИ) видим русский пейзаж.
Ответ:__________________________________.