Тема. Анализ литературного произведения А.И. Куприна «Гранатовый браслет»
Прочитайте фрагмент произведения и выполните задание 1-3
Она разрезала ножницами ленту и бросила в корзину вместе с бумагой, на которой был написан ее адрес. Под бумагой оказался небольшой ювелирный футляр красного плюша, видимо только что из магазина. Вера подняла крышечку, подбитую бледно-голубым шелком, и увидела втиснутый в черный бархат овальный золотой браслет, а внутри его бережно сложенную красивым восьмиугольником записку. Она быстро развернула бумажку. Почерк показался ей знакомым, но, как настоящая женщина, она сейчас же отложила записку в сторону, чтобы посмотреть на браслет.
Он был золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами. Но зато посредине браслета возвышались, окружая какой-то странный маленький зеленый камешек, пять прекрасных гранатов-кабошонов, каждый величиной с горошину. Когда Вера случайным движением удачно повернула браслет перед огнем электрической лампочки, то в них, глубоко под их гладкой яйцевидной поверхностью, вдруг загорелись прелестные густо-красные живые огни.
«Точно кровь!» — подумала с неожиданной тревогой Вера.
Потом она вспомнила о письме и развернула его. Она прочитала следующие строки, написанные мелко, великолепно-каллиграфическим почерком:
«Ваше Сиятельство,
Глубокоуважаемая Княгиня
Вера Николаевна!
Почтительно поздравляя Вас с светлым и радостным днем Вашего Ангела, я осмеливаюсь препроводить Вам мое скромное верноподданническое подношение».
(А.И. Куприн)
1. Укажите род литературы, к которому относится произведение А.И. Куприна «Гранатовый браслет»
|
Ответ ___________________________
2. Укажите жанр этого произведения.
Ответ ___________________________
3. Какое средство выразительности используется в следующих строках: «Когда Вера случайным движением удачно повернула браслет перед огнем электрической лампочки, то в них, глубоко под их гладкой яйцевидной поверхностью, вдруг загорелись прелестные густо-красные живые огни».
1) сравнение
2) метафора
3) эпитет
4) литота
4. Установите соответствие между тремя персонажами А.И. Куприна и соответствующими названиями произведений.
Персонажи | Произведения |
А) Георгий Алексеич Ромашов | 1) «Олеся» |
Б) бабушка Мануйлиха | 2) «Поединок» |
В) Вера Николаевна Шеина | 3) «Чудесный доктор» |
Г) Емельян Мерцалов | 4) «Гранатовый браслет» |
5. Какой художественный приём использован автором в следующей фразе: «Точно кровь!» — подумала с неожиданной тревогой Вера»
1. Эпитет
2. Метафора
3. Олицетворение
4. Сравнение
6. В описании браслета автор использует противопоставление «низкопробный…с плохо отшлифованными гранатами, но посредине …пять прекрасных гранатов-кабошонов.»
Как называется прием резкого противопоставления, используемый в художественном произведении?
1. Анафора
2. Градация
3. Эпифора
4. Антитеза
7. Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами.
Описанный в данном отрывке браслет - важная _________________, несущая значительную смысловую и эмоциональную нагрузку. Необычность и загадочность этого подношения передают ___________________, например, странный (камешек), пять прекрасных гранатов-кабошонов, прелестные (огни).
|
Термины: деталь, средство, гиперболы, литоты, метафоры, эпитеты.
8. Кому принадлежат слова: «Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – «сильна, как смерть»? Понимаешь, такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение - вовсе не труд, а одна радость»?
а) Василий Львович Шеин
б) Николай Николаевич
в) Яков Михайлович Аносов
г) Г.С. Желтков
9. Кому принадлежат слова: «Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Я проверял себя - это не болезнь, не маниакальная идея - это любовь, которою богу было угодно за что-то меня вознаградить»?
а) Г.С. Желтков
б) Василий Львович Шеин
в) Николай Николаевич
г) Яков Михайлович Аносов
10. Как называется одно из средств художественной характеристики героя, используемый в приведенном ниже отрывке?
«Теперь он стал весь виден: очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посредине; лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти».
1) Пейзаж
2) Портрет
3) Психологический анализ
11. Какие проблемы подняты в данном произведении? (Перечислить не менее 3-х)
12. Узнайте героя по описанию.
«...пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных Миниатюрах».
|
1) Анна
2) Вера
3) Женни Рейтер
4) Даша
13. Узнайте героя по описанию.
«По нынешним нравам этот обломок старины представлялся исполинской и необыкновенно живописной фигурой. В нем совмещались именно те простые, но трогательные и глубокие черты, которые даже и в его времена гораздо чаще встречались в рядовых, чем в офицерах, те чисто русские, мужицкие черты, которые в соединении дают возвышенный образ, делавший иногда нашего солдата не только непобедимым, но и великомучеником, почти святым, - черты, состоявшие из бесхитростной, наивной веры, ясного, добродушно-веселого взгляда на жизнь, холодной и деловой отваги, покорства перед лицом смерти, жалости к побежденному, бесконечного терпения и поразительной физической и нравственной выносливости».
1) граф Шеин
2) профессор Спешников
3) генерал Аносов
4) полковник Понамарев
14. Узнайте героя по описанию.
«Он был высок ростом, худощав, с длинными пушистыми, мягкими волосами».
1) князь Василий Львович
2) Николай Николаевич
3) граф Шеин
4) Желтков
15. Как называется прием, используемый в приведенном ниже отрывке?
«Комната была очень низка, но очень широка и длинна, почти квадратной формы. Два круглых окна, совсем похожих на пароходные иллюминаторы, еле-еле ее освещали. Да и вся она была похожа на кают-компанию грузового парохода. Вдоль одной стены стояла узенькая кровать, вдоль другой очень большой и широкий диван, покрытый истрепанным прекрасным текинским ковром, посередине - стол, накрытый цветной малороссийской скатертью».
1) интерьер
2) портрет
3) пейзаж
4) деталь
16. Как называется приём, используемый в приведённом ниже отрывке?
«Теперь он стал весь виден: очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посредине; лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти».
1) пейзаж
2) портрет
3) деталь
4) интерьер
17. Как называется приём сопоставления, соотнесения разных предметов, выделенный в приведённом ниже отрывке?
«Он был золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами. Но зато посредине браслета возвышались, окружая какой-то странный маленький зеленый камешек, пять прекрасных гранатов-кабошонов, каждый величиной с горошину. Когда Вера случайным движением удачно повернула браслет перед огнём электрической лампочки, то в них, глубоко под их гладкой яйцевидной поверхностью, вдруг загорелись прелестные густо-красные живые огни. "ТОЧНО КРОВЬ!" - подумала с неожиданной тревогой Вера.»
1) метафора
2) сравнение
3) эпитет
4) оксюморон
18. Какую идейную нагрузку не несет в себе гранатовый браслет?
1) Является дорогим подарком любимой женщине на день рождения.
2) Является символом настоящей любви.
3) Отражает сущность Желткова: камни плохо отшлифованы, но они настоящие, как и чувства этого человека.
4) Является отражением мотива гибели («точно кровь»).
19. Какая проблема не поднята в повести?
1) чести
2) истинной любви
3) самопожертвования ради любви
4) разрушающего влияния денег