Начинаем работать с подготовительного этапа.




Ребёнок будет по просьбе выбирать названный предмет из трёх предметов, расположенных перед ним и в шкафу в любой позиции.

Нежелательным поведением считается выполнение, в ходе которого Ребёнок прячется, убегает, кричит и др.

Поощрение: ребёнок получает эмоциональную обратную связь от взрослого после каждого верно выбранного по просьбе предмета (например, «Шапка, - Молодец!»), одновременно за каждый верный выбор предмета ребёнок получает жетон (промежуточное поощрение), прикрепляет его на планшетку или отправляет его в контейнер. Когда ребёнок собрал нужное количество жетонов (10 жетонов) и выполнил задание, нужно предоставить ему сильную эмоциональную похвалу (например, «Здорово, - стараешься!»). После выполнения задания можно предложить выбрать ребёнку вкусняшку, любую игрушку или значимый вид деятельности в обмен на планшетку или контейнер с жетонами.

Если ребёнок ошибается, даём подсказку, физическую или через указательный жест. Стараемся избегать вербальных подсказок. Если ребёнок систематически ошибается (более 3 раз подряд с подсказкой), то надо вернуться на предыдущий этап подсказок и обучения. Могут быть трудности: 1) ребёнок не знает название одежды; 2) не соотносит название и предмет одежды; 3) не знает, где взять и куда убрать одежду; 4) не распознаёт одежду по видам. Чтобы ребёнку было проще ориентироваться, можно выбирать одежду легко распознаваемой окраски и формы (трусики с картинкой впереди, носки с ярко выраженной пяткой).

Внимание! Если ребёнок систематически показывает нежелательное поведение, либо имеет особые трудности, препятствующие узнаванию одежды – выбору предмета одежды из трёх, необходимо дополнительно обратиться к специалисту для составления индивидуального тренинга.

Начинаем работать с подготовительного этапа.

Заполняем таблицу: количество и % верного выполнения просьбы взрослого. Процент считается по формуле: количество правильных ответов, делённое (:) на общее количество предъявленных для выбора предметов, умноженное (Х) на 100 %. Если заполненная ячейка соответствует критериям перехода к следующему этапу, переходим к следующему этапу обучения.

Внимание!!!!! Если два дня подряд количество правильных ответов снижается, то надо перейти на предыдущий этап обучения навыку, т.е. на предыдущую строчку в таблице.

 

Последовательность Обучения – этап. Как учим Критерий перехода к следующему этапу
Подготовительный. 1. Подбираем минимум 3 поощрения ребёнка (вкусняшка, игрушка или значимый вид деятельности). 2. Наблюдаем самостоятельность / необходимость в подсказке при выборе по просьбе предмета одежды из трёх. Фиксируем результаты в бланке фиксации - колонка «Холодная проба» (прил. А). 3 поощрения ребёнка. Уровень самостоятельности / необходимости в подсказке при выборе по просьбе предмета одежды из трёх.
1. Выбор по просьбе одного предмета из трёх с подсказкой. Учим предметы, которые при наблюдении не были выбраны ребёнком самостоятельно (без подсказок) – колонка «Холодная проба» (прил. А). Взрослый даёт инструкцию ребёнку: «(Название предмета)» (например, «Шапка»). Предметы меняются местами. Взрослый вместе с инструкцией сразу даёт подсказку (физическую или через указательный жест). Ребёнок выбирает предмет из трёх - отдаёт или показывает взрослому. После каждого правильного выполнения инструкции ребёнок получает эмоциональную обратную связь от взрослого: «Шапка. – Молодец!», - сразу же получает жетон за это. После выполнения задания взрослый предоставляет сильную эмоциональную похвалу, можно предложить выбрать ребёнку поощрение (вкусняшку, игрушку или значимый вид деятельности и др.) в обмен на планшетку или контейнер с жетонами. Предметы одежды, которые просят выбрать ребёнка: 1. Кофта. 2. Футболка. 3. Штаны. 4. Шорты. 5. Юбка. 6. Платье. 7. Трусы. 8. Подгузники. 9. Майка. 10. Носки. 11. Колготки. 12. Куртка. 13. Шапка. 14. Шарф. 15. Варежки. 16. Перчатки. 17. Сапоги. 18. Сандалии. 19. Кроссовки. 20. Тапочки и др. Каждый предмет отрабатывается и фиксируется в таблице отдельно (прил. Б). 80-100 % правильного выбора предмета из трёх с подсказкой после инструкции «(Название предмета)» с тремя взрослыми в двух местах (перед ребёнком и выбор из шкафа).
2. Выбор по просьбе одного предмета из трёх с коррекцией ошибки (с обратной связью на отвлечение). Взрослый даёт инструкцию ребёнку: «Название предмета ». Предметы меняются местами. Ребёнок выбирает предмет из трёх - отдаёт или показывает взрослому. После каждого правильного выполнения инструкции ребёнок получает эмоциональную обратную связь от взрослого: «Шапка. – Молодец!», - сразу же получает жетон за это. После выполнения задания взрослый предоставляет сильную эмоциональную похвалу, можно предложить выбрать ребёнку поощрение в обмен на планшетку или контейнер с жетонами. Если ребёнок ошибается, взрослый делает коррекцию ошибки (с обратной связью на отвлечение). Коррекция ошибки(с обратной связью на отвлечение): - Взрослый проговаривает ещё раз инструкцию «(Название предмета)», даёт подсказку (физическую или через указательный жест). - Ребёнок выбирает предмет - отдаёт или показывает взрослому. - Обратная связь (например, «Шапка, - Молодец!»). - Отвлечение – ребёнка просят выполнить простую инструкцию (например, «Дай руку!» и др.). Ребёнок выполняет инструкцию. - Обратная связь (например, «Спасибо, - Стараешься!»). - Инструкция (Название предмета). Ребёнок выбирает - отдаёт или показывает предмет взрослому. - Обратная связь (например, «Шапка, - Молодец!»). Если ребёнок ошибается после того, как было сделано две коррекции ошибки подряд, нужно вернуться на предыдущий этап – строку обучения. Предметы одежды, которые просят выбрать (см. предыдущую строку – этап обучения). Каждый предмет фиксируется в таблице отдельно (прил. Б). Верные выборы с коррекцией ошибки фиксируются в таблице как невыполненные. 80-100 % правильного выбора предмета из трёх при коррекции ошибки (с обратной связью на отвлечение) после инструкции «(Название предмета)» с тремя взрослыми в двух местах (перед ребёнком и выбор из шкафа).
3. Выбор по просьбе взрослого одного предмета из трёх с коррекцией ошибки (без обратной связи на отвлечение). Взрослый даёт инструкцию ребёнку: «Название предмета ». Предметы меняются местами. Ребёнок выбирает предмет - отдаёт или показывает взрослому. После каждого правильного выполнения инструкции ребёнок получает эмоциональную обратную связь от взрослого и жетон. После выполнения задания взрослый предоставляет сильную эмоциональную похвалу, можно предложить выбрать ребёнку поощрение в обмен на планшетку или контейнер с жетонами. Если ребёнок ошибается, взрослый делает коррекцию ошибки. Коррекция ошибки(без обратной связи на отвлечение): - «Не, вот (название предмета)» - подсказываем физически или через указательный жест. - Ребёнок выбирает предмет - отдаёт или показывает взрослому. - Обратная связь (например, «Шапка, - Молодец!»). - Отвлечение – ребёнка просят выполнить простую инструкцию (например, «Дай ручку!» и др.). Ребёнок выполняет инструкцию (нет обратной связи). - Инструкция (Название предмета). Ребёнок выбирает - отдаёт или показывает предмет взрослому. - Обратная связь (например, «Шапка, - Молодец!»). Если ребёнок ошибается после того, как было сделано две коррекции ошибки подряд, нужно вернуться на предыдущий этап – строку обучения. Предметы одежды, которые просят выбрать (см. предыдущую строку – этап обучения). Каждый предмет фиксируется в таблице отдельно (прил. Б). Верные выборы с коррекцией ошибки фиксируются в таблице как невыполненные. 80-100 % правильного выбора предмета без коррекции ошибки после инструкции «(Название предмета)» с тремя взрослыми в двух местах (перед ребёнком и выбор из шкафа).

Навык считать сформированным, когда ребёнок самостоятельно выбирает предмет одежды из трёх с тремя взрослыми и в двух местах (перед ребёнком и выбор из шкафа).

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

Бланк записи результатов формирования навыка: Узнавание одежды – выбор из предметов. Шкаф.

ФИО: ____________________________________________________________________________________

 

БП – без подсказки (самостоятельно). ЧП / ЭП – с частичной / эпизодической подсказкой. П – с полной подсказкой.

 

Дата Взрослый Место (перед ребёнком/шкаф) Предмет одежды Холодная проба
      1. Кофта.    
      2. Футболка.    
      3. Штаны.    
      4. Шорты.    
      5. Юбка.    
      6. Платье.    
      7. Трусы.    
      8. Подгузники.    
      9. Майка.    
      10. Носки.    
      11. Колготки.    
      12. Куртка.    
      13. Шапка.    
      14. Шарф.    
      15. Варежки.    
      16. Перчатки.    
      17. Сапоги.    
      18. Сандалии.    
      19. Кроссовки.    
      20. Тапочки и др.    

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Бланк записи результатов формирования навыка: Узнавание одежды – выбор из предметов. Шкаф.

ФИО: ____________________________________________________________________________________

 

Дата Взрослый Место (перед ребёнком/шкаф) Этап Предмет одежды количество верного выполнения просьбы взрослого % верного выполнения просьбы взрослого
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: