Заводите на вашем уроке маленькие, но привлекательные для детей традиции. Это тоже сделает урок интереснее, привнесет в него что-то новое, придаст ему оригинальности.
Выше мы уже описывали одну из таких традиций — миниигру «Счастливчик». Познакомимся с другими любопытными традициями, создаваемыми учителями на своих уроках.
«Урок наоборот». В конце каждого учебного года можно проводить «Урок наоборот». Учитель говорит детям о том, что сегодня тот самый день, когда каждый из них может задать ему любой вопрос. Это может быть вопрос по изученным или неизученным темам, личный вопрос, философский вопрос. Конечно, проводя такой урок, учитель должен быть уверен в том, что у него с классом установлены доверительные и уважительные взаимоотношения и риск получить от ребят некорректные вопросы минимален. Только в этом случае можно попробовать. Итак, учитель заранее готовит небольшие одинаковые листочки, которые раздает детям. На них желающие пишут свой вопрос учителю, сворачивают эти листочки и опускают их, например, в шляпу. Вопрос может быть как анонимным, так и подписанным. Педагог вынимает из шляпы записку, читает вопрос и отвечает на него экспромтом. Чтобы успеть ответить на все вопросы, время ответа на каждый может быть не более одной минуты. «Урок наоборот» может стать поводом для учителя не только вернуться к тем или иным учебным темам, но и поразмышлять вместе с детьми над сложными жизненными проблемами, которые наверняка будут отражены в детских вопросах. Не на все вопросы учитель, разумеется, сможет ответить — и здесь нужно честно сказать об этом, объяснить, почему это в данный момент невозможно. Честность, открытость, готовность к диалогу — важные условия успеха такого урока.
|
«Новогоднее поздравление». Перед новогодними каникулами учитель может устроить небольшое тематическое («физическое», «химическое», «историческое» и т.п.) поздравление своим ученикам. Для этого нужно приготовить интересные цитаты, принадлежащие тем людям, о которых шла речь на уроках в этом году,— известным физикам, химикам, историческим деятелям, литературным персонажам. Важно, чтобы эти цитаты были со смыслом, заставляли задуматься, придавали детям уверенности в своих силах, просто поднимали настроение. Затем написать их на красивой бумаге, свернуть, перевязать и вручить школьникам. Можно предложить ребятам самим вытянуть то или иное поздравление.
«Союз спасения». У многих учителей традицией становится создание на своих уроках своеобразных шефских пар «отличник — неуспевающий». Это делается с целью немного подтянуть отстающих учеников. Мы предлагаем усовершенствовать эту традицию, придав ей немного б о льшую привлекательность. Итак, отличник и слабо успевающий ученик садятся за одну парту. На уроке первый тихонечко (чтобы не отвлекать других детей) помогает второму усвоить новый материал, ответить на вопросы, который задает учитель, и все такое. Но что получает от этой работы отличник? Благодарность учителя? Дополнительную хорошую отметку, которых у него и так предостаточно? Чувство глубокого удовлетворения? А что при этом чувствует другой участник шефской пары? Не ощущает ли он себя иждивенцем? Или ему все равно? Попробуем внести немного справедливости в их взаимоотношения. Помощь со стороны отличников должна компенсироваться неуспевающими учениками взаимной помощью — в том, что, возможно, отличник делать не умеет, но хочет научиться. Например, ему можно помочь с настройкой его собственных гаджетов, помочь освоить новую компьютерную игру, а потом и сыграть в нее вдвоем, его можно научить ездить на велосипеде или ловить рыбу. Есть много чего полезного и не всегда плохого, что умеют делать слабоуспевающие ученики. Почему бы не помочь в этом и хорошо успевающим?
|
«АДвокат Дьявола». На уроке всегда встречаются дети, которые занимают не всегда удобную для учителя позицию «совсемивовсемнесогласных». Часто такую позицию занимают начитанные, эрудированные дети, склонные к критическому мнению. Это часто мешает не только учителю, но и другим детям. Минимизировать такую проблему и конструктивно вовлечь таких детей в урок поможет институциализация такой критической позиции. Можно, например, для такого ребенка ввести на уроке специальную роль "Адвокат дьявола". Объясните детям, что это такое и откуда взялось такое необычное название. А затем предложите ребенку побыть в этой роли несколько уроков. Его задача — всегда представлять противоположную сторону изучаемых на уроке открытий, событий, идей. Объявляя тему следующего урока (при наличии в нем содержания, открытого для критического осмысления), можно попросить школьника подготовить и изложить противоположный взгляд на то или иное изучаемое явление. Выступление не должно занять более 1 или 2 минут. Для качественного представления своего альтернативного мнения ученику потребуется дополнительная углубленная работа, а остальным ученикам это даст представление о том, что не все в этом мире однозначно.
|
«Афоризм Дня». На каждом уроке в его начале или по окончании учитель размещает на доске (обычной или электронной) нетривиальный афоризм, связанный с данным учебным предметом или, что лучше,— с темой данного урока. А затем предлагает школьникам высказать свои суждения, свое понимание этого афоризма, свои мысли, появившиеся в связи с ним. Если нет на это времени, то можно просто устроить рейтинговое голосование за каждый из таких афоризмов, а в конце четверти создать, например, список «Топ — 5 лучших афоризмов от... класса». В качестве примера приведем несколько таких афоризмов для двух, пожалуй, самых «афоризмоемких» учебных предметов — обществознания и физики. Остальные вы сможете подобрать по аналогии самостоятельно. Итак:
Обществознание.
«Нужно иметь смелость высказывать свои убеждения» (И. Сеченов).
«Если ты получаешь доход, не зарабатывая его, то, наверное, кто- нибудь работает, не получая дохода» (Маймонид).
«Ежели ты что хорошее сделаешь с трудом, труд минется, а хорошее останется, а ежели сделаешь что худое с услаждением, услаждение ми-нется, а худое останется» (М. Ломоносов)
«Успех — дело случая. Это вам скажет любой неудачник» (Э. Уилсон).
«Бездарность с лихвой уравновешивается послушанием» (С. Довлатов).
«То, чему мы учимся в школах и университетах,— это не образование. Это способ получить образование» (Р. Эмерсон).
«Львы и тигры менее причиняли вреда людям, нежели некоторые государи и их министры» (И. Крылов).
«Я никогда не могла точно определить, что же такое феминизм. Я только знаю, что люди называют меня «феминисткой» каждый раз, когда я отказываюсь быть ковриком для ног» (Р. Уэст).
«Как ни прекрасны одежды, жалованные царем, свои домодельные лучше, и как ни вкусны кушания богатых, хлеб с своего стола — самое вкусное» (Саади).
«Коли все думают одинаково, значит, никто особенно и не думает» (У. Липпман).
«Кто не кормится собственной работой, а заставляет других прокармливать себя, тот людоед» (восточная мудрость).
«Не мыслям надобно учить, а мыслить» (И. Кант).
«Опасность не в том, что компьютер однажды начнёт мыслить, как человек, а в том, что человек однажды начнёт думать, как компьютер» (С. Харрис).
«Мы без конца ругаем товарища Сталина, и, разумеется, за дело. Но все же я хочу спросить — кто написал четыре миллиона доносов?» (С. Довлатов).
«Если вы хотите идти быстро, идите в одиночку! Но если вы хотите уйти далеко, идите вместе!» (С. Джобс).
Физика.
«Науки делятся на две группы — на физику и собирание марок» (Э. Резерфорд).
«Мы бы не двинулись вперед, ели бы не решались на смелые шаги в неизвестное» (С. Королев).
«Самый печальный аспект сегодняшней жизни заключается в том, что наука получает знания гораздо быстрее, чем общество приобретает мудрость» (А. Азимов).
«То, что мы называем прогрессом, представляет собой замену одной неприятности другою» (Г. Эллис).
«Два элемента, которые наиболее часто встречаются во Вселенной,— водород и глупость» (Ф. Заппа).
«Человек молод, пока он еще не боится делать глупости» (П. Капица).
«Учёные расщепили атом. Теперь атом расщепляет нас» (К. Рейнольдс).
«Национальной науки нет, как нет национальной таблицы умножения; что же национально, то уже не наука» (А. Чехов).
«Главное в физике — это умение пренебрегать!» (Л. Ландау).
«Не знаю, каким оружием будут воевать в третьей мировой войне, но знаю, что в четвертой мировой будут воевать луком и стрелами» (приписывается А. Эйнштейну).
«В жизни нет ничего, чего стоило бы бояться, есть только то, что нужно понять» (М. Складовская-Кюри).
«На моем веку было очень много прогресса, но, боюсь, не в том направлении» (О. Нэш).
«Ваша идея, конечно, безумна. Весь вопрос в том, достаточно ли она безумна, чтобы оказаться верной» (Н. Бор).
«Опыт — это не то, что происходит с вами, это то, что вы делаете с тем, что происходит с вами» (Исаак Ньютон).
«Прости меня, Ньютон!» (А. Эйнштейн).
Интересные гости
Хорошим способом сделать урок привлекательнее может стать приглашение на него гостей из числа писателей, поэтов, деятелей культуры и вообще людей, интересных для ребят. Они могут проживать в вашем городе или селе, а могут и в другом регионе, и тогда вы можете организовать он-лайн встречу. Такими гостями могут быть представители уникальных профессий, очевидцы значимых событий. Среди них вполне могут оказаться и родители школьников.
На урок литературы можно пригласить местных поэтов, писателей, артистов театра.
На урок истории — представителей краеведческих музеев, историков из местного вуза, легендарных людей региона.
На урок обществознания — юристов, депутатов местного органа законодательной власти, журналистов.
На урок рисования — художников, скульпторов, школьников, занимающихся в художественных школах, или студентов художественных колледжей.
На урок музыки — музыкантов или студентов музыкальных училищ.
На урок биологии — представителей местных ботанических садов, национальных парков, заповедников или заказников и т.п.
Приглашение гостей можно использовать не только для расширения кругозора учеников, но и для их личностного развития.
Перед приглашением обсудите вместе с ребятами, кого можно было бы пригласить на урок, где можно найти интересных людей, как лучше пригласить, как устроить встречу, что на ней должно произойти.
Заняться приглашением гостя можно предложить самим ребятам: выбрать делегацию из нескольких учащихся, которые встретятся с ним лично для приглашения или свяжутся с ним по телефону или e-mail.
Даже если у учителя уже есть предварительная договоренность с таким человеком, то можно попросить его не сообщать об этом ребятам, пояснив, что для учителя важно, чтобы ребята сами осуществили приглашение.
После того, как договоренность о встрече достигнута, можно обсудить с ребятами план встречи, предварительно подумать о том, какие вопросы стоит задать гостю, что рассказать о себе.
Будет хорошо, если в ходе встречи не только гость расскажет о себе, но и ребята в классе поделятся историями о своей школе, о своём классе, достижениях отдельных учащихся. Это помогает сплочению, развитию школьной идентичности ребят, формированию чувства гордости за свой класс, своих одноклассников.
Вести встречу может также кто-то из ребят, а не обязательно педагог.
По завершении встречи, после того как гостя проводили, важно провести групповую рефлексию, обсудить ее итоги, поразмышлять о том, что она дала ребятам. Если встреча удалась, и школьники находятся в состоянии эмоционального подъема,— можно «по горячим следам» подумать, кого еще ребятам хотелось бы пригласить на урок.
Всем творческих успехов в красивом процессе воспитывающего обучения!