Предотвращение усталости и концентрация внимания




Выступление заместителя директора по МР Балан Л.П. на педагогическом совете

«Программа воспитания: новые подходы, формы и методы работы»

28.12.2022

Обучая воспитываем, воспитывая обучаем!

За всю школьную жизнь ученик посещает более 13 тыс. уроков. Поэтому урок является основным пространством и ресурсом воспитания. На уроке формируются мировозрениеи идеалы обучающихся, приобретаются необходимые навыки и умения общественного поведения, воспитываются чувства и эмоции. Воспитанию принадлежит основная роль в процессе формирования личности. Долг учителя-сделать всё возможное, чтобы каждый урок стал воспитывающим.

Воспитывающий урок - это урок, который побуждает школьников задуматься о ценностях, нравственных вопросах, жизненных проблемах.

Добиться этого можно, например, предъявляя детям на уроке ту или иную информацию. Это может быть информация о здоровье и вредных привычках, о нравственных и безнравственных поступках людей, о героизме и малодушии, о войне и экологии, о классической и массовой культуре, о перипетиях судьбы литературных и исторических персонажей. Это может быть информация, затрагивающая социальные, нравственные, этические вопросы; особенности межличностных, межгрупповых, межнациональных или межконфессиональных отношений; проблемы политической, экономической, культурной жизни людей. То есть все то, что нужно растущему человеку для полноценного проживания его повседневной жизни, для успешного вхождения в общество.

Можно акцентировать внимание учащихся на нравственных проблемах, связанных с научными открытиями, изучаемыми на уроке. На уроке физике, можно поговорить о двойственном значении для человечества открытия расщепления атомного ядра. На уроке биологии можно затронуть проблему генной инженерии и рассмотреть этический аспект клонирования. На уроке химии можно акцентировать внимание школьников на экологических последствиях открытия дешевых способов изготовления синтетических материалов и опасности превращения Земли в свалку использованных одноразовых товаров и упаковки. На уроке географии можно проанализировать последствия постоянного стимулирования экономического роста. Что дало миру изобретение лука, пороха, самолета, реактивного двигателя - улучшение условий жизни человека или новые жертвы? Эти проблемы могут быть обсуждены и на уроках истории.

Такого рода информация должна стать поводом привлечь внимание школьников к гуманитарным проблемам общества, позволит взглянуть на учебный материал сквозь призму человеческой ценности. Это даст возможность педагогу влиять на формирование отношений школьников к человеку как к базовой ценности современного общества, развивать в детях гуманистическое мировоззрение, воспитывать в них чувство уважения к жизни других людей и жизни вообще. Поиск подобной воспитывающей информации не должен затруднить педагога, ведь ее можно найти в самых разных предметных областях знания.

Вот несколько примеров.

  • Может ли наука быть безнравственной? (физика)
  • Что было бы, если А. Эйнштейн не эмигрировал из нацистской Германии? (физика)
  • Человек - царь природы? (окружающий мир)
  • Использование животных для опытов: научная необходимость или жестокость людей? (биология)
  • Как улучшить качество питьевой воды в школе? (химия)
  • Химический состав популярных детских напитков и проблемы здоровья (химия)
  • Является ли экономический рост в мире безусловным благом для людей? (обществознание)
  • Что значит «свобода» и легко ли быть свободным человеком? (обществознание)
  • Нужно ли малым народам стремиться сохранять свой язык и культуру? (география)
  • Последствия процессов глобализации в современной экономике (география)
  • Согласны ли вы со словами И. Карамазова «Если Бога нет, значит все позволено»? (литература)
  • БулгаковскийИешуа никогда не будет героем нашего времени? (литература)
  • Реформы Петра I - шаг к цивилизованному обществу или насилие над страной? (история)
  • Западники и славянофилы: чьи взгляды вам ближе? (история)
  • Опасна ли для общества агрессия в кино и на телевидении? (искусство) и т.п.

Важно не просто предъявлять учащимсявоспитывающую информацию, важно организовывать их работу с этой информацией, предлагая обсуждать ее, высказывать по ее поводу свое мнение, вырабатывать по отношению к ней свою позицию.

Эти активные формы работы позволят школьникам соотнести собственное отношение к рассматриваемому на уроке вопросу с отношениями других детей, будут способствовать коррекции этих отношений - ведь весомое для подростков мнение сверстников часто становится источником изменения их взглядов на мир.

Обсудим использование активных форм работы на уроке,педагогических приемов и дидактических находок, которые помогут сделать процесс обучения интересным и не обременительным, подробнее. Обучая воспитываем, воспитывая обучаем!

Воспользуемся материалами методического пособия «Воспитание на уроке: методика работы учителя»под редакцией д.пед.н. П. В. Степанова (ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2021).

Желаю всем нам творческих успехов в красивом процессе воспитывающего обучения!

 

Организационный этап.

Этому небольшому по времени, но огромному по значимости этапу урока часто уделяется мало внимания. Многие учителя, не успев войти в класс, приступают к проверке домашнего задания. А оргмомент, ко­торый занимает всего-то 2—3 минуты учебного времени, часто может решить исход всего урока.

Приветствие. Многие педагоги это делают мастерски. Они находят такие способы приветствия, что дети каждый раз с нетерпением ждут прихода такого учителя в класс. Например, некоторые педагоги исполь­зуют свои сиюминутные ощущения, эмоции для приветствия: «Я вас оптимистично приветствую!» (надеясь, например, на положительные результаты предстоящей самостоятельной работы), или «Я вас удивленно приветствую!» (войдя в класс, который обычно со звонком только на­чинает готовиться к уроку, а в этот раз, ожидающий учителя «в полной боевой готовности»), или «Я вас расстроенно приветствую!» (намекая на не очень хорошие результаты проверочной работы) и т.д.

А кто-то даже придумывает двустишия, вроде: «Я очень рада видеть вас, «Углы» проверим еще раз!» (математик), или «Отцы и дети» на уроке, сегодня все у нас в работе», «Север, запад, юг, восток — этому мы посвятим урок»», «Три агрегатных состоянья изучим мы без колебанья!» и т.д.

Кто отсутствует? Хорошо, когда педагог не относится к процессу определения отсутствующих на уроке детей формально. Здесь важно не просто сделать отметку в журнале, а проявить участие. Например: «Кто-нибудь знает причину отсутствия Вани?», «Он болен?», «С ним кто-нибудь связывался?», «Передавайте ему мои пожелания выздоров­ления» и т.п. Это дает возможность ученикам понять, что педагогу «не все равно», и когда кого-то из них не будет в школе, то их отсутствие тоже заметят и проявят участие. А это просто приятно.

Оценка состояния кабинета. Ребят нужно приучать к чистоте, к тому, что работать и отдыхать приято в чистом и уютном месте. В этом во­просе у учителя должна быть четкая позиция — начинать урок в чистом кабинете. Пусть на это поначалу придется потратить некоторое время (попросить ребят убрать разбросанные вещи, привели в порядок свои рабочие места), зато потом это войдет в привычку и станет само собой разумеющейся обыденностью. А превращение хорошего поведения в привычку — очень неплохой результат воспитания.

Настрой. Детям очень важно переключиться, настроиться на другой предмет, другую форму подачи материала, другого учителя, наконец. А если до этого еще был и урок физкультуры или контрольная работа, то сконцентрироваться на уроке ребятам бывает очень непросто. Либо уровень возбуждения у детей «зашкаливает», либо мысли все еще о том, правильно или нет написали работу. И вот здесь-то учителю важно иметь в своем методическом арсенале несколько приемов настроя учеников на урок. Приведем несколько примеров.

Один учитель, например, часто начинал свои уроки с игры, кото­рую он назвал «Счастливчик». Любым случайным способом в классе выбирался ученик, который на время урока объявлялся «счастливчи­ком». Из предлагающихся вариантов проверки домашнего задания этот «счастливчик» имел право выбрать любое. А если он, например, получал на уроке отметку, которая его не устраивала, то мог отказаться от нее. Такая игра позволяла ребенку без боязни попробовать выполнить любое сложное для него задание, которого он раньше старался избегать, ведь в этот счастливый день он ничем не рисковал. И самое главное — такая игра в начале урока настраивала детей на позитивный лад, снимала пси­хологическое напряжение, позволяла легко включиться в деятельность.

Если вы, к примеру, учитель иностранного языка, то можно спросить (на этом самом языке, разумеется) у ребят, какой, например, урок был у них до этого или что они делали на перемене и т.д. Ученики будут думать, как сформулировать мысль на языке и постепенно смогут пере­ключиться на ваш предмет. А вы в очередной раз проявите свое участие и заинтересованность. Рано или поздно это даст свои плоды и в плане воспитания: дети скоро сами начнут интересоваться у вас, почему вы, например, расстроены или как вы провели выходные. Это полезное качество воспитанного человека, и в жизни не будет лишним.

     
     
     

Хорошим способом, помогающим ребенку включиться в предстоящий урок, сконцентрировать свое внимание, настроиться на динамичную работу, является проведение в начале урока маленьких упражнений на внимание. Продолжительность таких игр — 1—2 минуты, не более.

 

Приведем в качестве примера известное упражнение «Бабочка»: нарисуйте на доске таблицу с ячейками 3х3; нарисуйте в централь­ной ячейке бабочку (если не умеете, то хотя бы Колобка); предложите школьникам друг за другом мысленно перемещать бабочку по ячейкам (вниз, вправо, вверх, влево, влево, опять вниз и т.п.), но так, чтобы она не вылетела за пределы таблицы во время их хода. Перемещать бабочку каждый ребенок может только на одну клетку, и только по горизонтали или вертикали. При этом за перемещением бабочки все, кроме того, кто сейчас дает команду бабочке, следят мысленно. На 8-10-м ходу учитель спрашивает класс о том, где же бабочка сейчас. Обычно дети радуются тому, что им удалось не «выпустить» бабочку. Все тревоги и переживания предыдущих уроков забыты, и с «чистого листа» можно начинать свой урок.

Детям среднего и младшего возраста понравятся и кинезиологические упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие. Одно из самых известных — «Ухо-нос», когда левой рукой надо взяться за кончик носа, а правой рукой — за левое ухо. Затем хлопнуть в ладоши и поменять положение рук «с точностью до наоборот».Нам всем важно помнить, что оргмомент — это первый момент встречи учеников и педагога, и от того, какие эмоции возникли у ре­бенка в начале урока, какое настроение у него преобладает, зависит не только ход урока, но и отношение ребенка к тому, чем ему предстоит вместе со всеми заниматься.

Предотвращение усталости и концентрация внимания

Интересный урок — это урок, на котором дети не устают, а их внима­ние к тому, что на уроке происходит, держится довольно долго. Добиться этого — особое искусство педагога, ведь хорошо известно, что с каждым новым поколением у детей снижается способность концентрироваться. Как предотвращать детскую усталость? Об этом и поговорим.

Итак, что же можно сделать особенного для предотвращения детской усталости?

Особое чувство. В первую очередь, научиться «чувствовать класс». Да, именно научиться (самому!), потому что научить этому невозможно. Это особое педагогическое чувство приходит только с опытом работы. А для этого нужно постоянно практиковать свою наблюдательность, стараться распознавать, кто из детей устал, у кого снижена концентра­ция внимания, кто проявляет излишнюю возбудимость. И самое глав­ное — фиксировать, после чего это происходит, какой материал, какая форма работы, какой темп и тембр голоса учителя проводят к таким негативным последствиям?

Особые приемы. Научившись это распознавать, можно пробовать использовать различные профилактические приемы:

— изменять тембр, темп, ритм речи, делать смысловые паузы;

— менять позу или место нахождения в кабинете;

— менять виды деятельности детей, используя, например, групповую работу, игры или дискуссии;

— переключать внимание детей шутками или, напротив, предельной серьёзностью;

— задавать неожиданные вопросы по ходу объяснения нового ма­териала: это держит ребят в тонусе.

Особые места. Неплохой способ профилактики усталости — ставить в кабинете 1—2 парты, за которыми можно было бы работать стоя, и разрешать желающим время от времени занимать эти особенные места. Это хорошая возможность для некоторых детей переключиться и снять напряжение.

Особые ученики. В любом классе есть дети, которые устают больше других.

Бывает, что кто-то из детей ведет себя на уроке не так, как обычно: выглядит «вялым», грустным, подпирает голову руками, не может усидеть на месте... В таких ситуациях учителю важно проявить участие: поин­тересоваться, всё ли в порядке, и в случае необходимости — проявить заботу и оказать помощь. Причиной такого необычного поведения ребенка может быть самое обычное недосыпание. Но ситуация может быть и более серьезной, если речь идет о начальной стадии какого-либо заболевания. О подобных ситуациях, возникающих на уроке, должен быть извещен классный руководитель. И если окажется, что это не единичный случай, а тенденция, тогда требуется связь с семьей ребенка или врачом.

Есть дети, которые устают на уроке по причине своей неусидчивости, гиперактивности или низкой учебной мотивации. Кроме того, что такие ребята сами легко отвлекаются от урока, они еще и склонны отвлекать внимание остальных. Разумеется, они нуждаются в особом внимании со стороны учителя. Самое простое, что можно здесь сделать,— направить их неуемную энергию в позитивное русло. Например: попросить раздать тетради с контрольными, расставить микроскопы, подготовить класс к лабораторной, помочь с использованием на уроке электронной доски.

А есть те, кто устает из-за того, что материал урока оказывается для них слишком простым. Речь, конечно, о способных учениках, опережающих в учебе остальных. Хорошо, когда учитель имеет возможность готовить дополнительный материал для таких детей, но не у всех педагогов хватает на это времени. Что же делать? Можно, например:

— организовать группу отстающих, которые хотели бы повысить уровень своих знаний и предложить наиболее одаренным ученикам проводить занятия для них;

— организовать среди таких детей клуб по интересам, где способные ребята изучали бы темы, которых нет в программе;

— подготовить презентацию по новой теме и рассказать новый материал другим ребятам;

— время от времени просить таких школьников принимать участие в составлении проверочных заданий для всего класса;

— предложить им помогать готовить рефераты ученикам более младших классов;

— дать им возможность провести консультации перед контрольной работой и т.п.

— находить для таких ребят интересные сайты, которые могли бы оказаться полезными для углубленного изучения предмета.

При желании для таких учеников можно придумать и особенные роли, которые они могут реализовывать на постоянной основе.

Особые роли. Например, способным ученикам, которым недостаточно того материала, который учитель дает классу, можно предложить взять на себя одну из следующих ролей.

Ассистент — это способный ученик, который может помогать учи­телю вести урок, выполняя отдельные временные поручения, которые касаются организации отдельных этапов урока.

Лаборант — школьник, помогающий учителю во время практических занятий, особенно на таких предметах, как физика или химия.

Дизайн-группа. Это, по сути, актив учебного кабинета. Состоящие в нем ребята могут предлагать и реализовывать свои идеи по поводу оформления кабинета, изготовления учебных пособий, создания смен­ных выставок по изучаемым темам, подбора медиа материалов к уроку и т.п. В этом активе могут участвовать учащиеся разных возрастов, что создает дополнительные условия для их общения в рамках познаватель­ной деятельности.

Добытчик знаний — в большей степени эта роль подходит для детей младшего и младшего подросткового возраста. Самостоятельно или по просьбе учителя «добытчик знаний» может подбирать дополнительные материалы к уроку из интернета, создавать тематические презентации или видеоролики.

Экскурсовод — эта роль особенно эффективна при наличии в школе собственного музея, так как в нем можно почерпнуть дополнительный материал к уроку по тому или иному предмету. Сегодня при развитой сети виртуальных музеев экскурсоводы могут проводить экскурсии и в таком, дистанционном формате.

Игровед — это роль организатора познавательных игр на уроке. Спектр таких игр довольно широк. Примеры некоторых из них будут представлены в нашем разделе «В учебных играх».

Опора на мир детства

Мир детства не совсем похож на наш мир — мир взрослых и серь­езных людей. Это другая психология, другое мировосприятие, другие приоритеты. Мы всё это, конечно, знаем. Но, к сожалению, это знание не всегда приводит к соответствующему поведению, и мы не так уж часто обращаемся на своих уроках к особенностям именно детского мировосприятия. А это можно и нужно исправлять.

Обращаемся к детской фантазии. Мир детства — это мир мечтаний, буйства воображения и фантазий. Дети любят фантазировать. Так да­вайте воспользуемся этим! Совсем несложно создать вокруг какой-то учебной задачи небольшой воображаемый мирок и дать волю детской фантазии. А раз мир грез столь привлекателен для ребенка, есть большая вероятность того, что он сделает привлекательным и урок.

Например, «Разделитесь на три группы и представьте, что каждая из групп — это министерство финансов России конца 19 века. Ваше ведомство возглавляют соответственно Н. Х. Бунге, И. А. Вышнеградский и С. Ю. Витте. Что бы сделало ваше ведомство для того, чтобы обеспе­чить нашей стране экономический рост? Предложите ряд реформ для экономики России».

Другой пример с урока истории: «Представьте, что вы призрак, ко­торый вызывают на сеансе спиритизма русские императоры. Являясь к ним, какой совет вы бы им дали, от каких поступков посоветовали воздержаться, например, Петру Iили Екатерине II?». Используя этот нехитрый прием, учитель не только сможет внести в свой урок немного разнообразия, но и даст возможность детям оценить поступки импе­раторов с точки зрения их социальной значимости, нравственности, гуманности.

Или воображаемая ситуация из мира будущего, созданная на уроке экономической географии. «Сейчас 2100 год. На планете Земля создано мировое правительство для решения глобальных проблем. Представьте, что вы вошли в это правительство от России. Предложите 5 первооче­редных мер для предотвращения голода в беднейших странах».

Следующий необычный «воображариум» создан на уроке географии по мотивам популярного среди подростков мультсериала «Наруто». «Чтобы стать Хокаге, Наруто должен спасти мир от глобального потепления. Постоянно самосовершенствуясь, он овладел новымидзюцу (суперспо­собностями): «Стихией небесного ветра» (усовершенствованная версия «Стихии ветра»), позволяющей разгонять облака; «Зеркалом», позволя­ющим менять отражательную способность предметов; «Извлечением», позволяющим выделять вещество из смесей, сплавов, растворов и т.п.; «Стихией дождя», позволяющей вызывать дождь; «Суперпрочностью», позволяющей придавать органическим поверхностям особенную проч­ность; «Силой льда», позволяющей замораживать вещество; «Космиче­ской энергией», позволяющей уменьшать время зарядки электронных устройств. Разделитесь на группы, выберите себе три суперспособности и после обсуждения докажите, каким образом выбранные вами дзюцу помогут Наруто предотвратить глобальное потепление».

Как видим, многие воображаемые ситуации могут плавно трансфор­мироваться в учебные игры.

Используем знакомые детям образы. Хороший способ, помогающий заинтересовать ребят уроком,— использовать на уроке знакомые детям, а потому более действенные примеры, образы, метафоры: из близких им книг, фильмов, мультиков, компьютерных игр. Смешарики? Фик-сики? Гарри Поттер? Властелин колец? Вплетая эти образы в наши уроки (тексты, задачки, иллюстративный материал, презентации и т.п.), мы делаем их чуточку привлекательнее. А чтобы этот процесс был гармоничным, конечно, нужно стараться больше узнавать своих учеников — что они читают, что они слушают, во что они играют, о чем говорят на переменах, о чем чатятся в сетях? Неформальное общение с детьми об их интересах и увлечениях всегда поможет учителю быть в курсе дела и не попасть в просак.

Опираемся на личный опыт ребенка. Важно также обращаться во время урока к личному опыту своих учеников. Например, так: «Поднимите руку, кто из вас хоть раз падал, поскользнувшись на льду, или спотк­нувшись о камень. Шишки были? Друзья сильно смеялись? А теперь внимание — сосредоточьтесь и вспомните, куда именно вы падали: вперед или назад?... Прекрасно!... Прекрасно, разумеется, не то, что вы упали, а то, что так отчетливо это вспомнили. Так давайте же на этих примерах разберем, что такое инерция». Этот нехитрый прием также поможет учителю сделать свой урок чуть более привлекательным.

Акцентируем внимание на увлечениях детей. Время от времени (и как бы между делом) нужно стараться акцентировать внимание на инди­видуальных особенностях, интересах, увлечениях, привычках того или иного ученика. Другими словами, необходимо вести урок не для массы учеников, а для как можно большего количества индивидуальностей, сидящих в данный момент за партами. Вот простой пример: «Арина, ты увлекаешься фигурным катанием. Ребята, помните, мы все вместе смотрели ее выступление? Скажите, почему коньки Арины так здорово скользят по льду, но вряд ли у кто-то из нас (даже у Арины!!!) полу­чится столь же эффектно выполнить «бильман» (Арина, я правильно это называю?) на полу из гладкого стекла?» Этот прием имеет простое психологическое объяснение — когда ребенка таким образом выделяют на уроке, он с большим интересом относится и к самому уроку.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: