НАШИ ЗЕМЛЯКИ ВАСИЛИЙ ДМИТРИЕВИЧ ПОЛЕНОВ И ВИКТОР ПАВЛОВИЧ БАТУРИН – ПРЕДСТАВИТЕЛИ ИЗВЕСТНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ТОВАРИЩЕСТВО ПЕРЕДВИЖНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВЫСТАВОК»




Аннонация: рассмотрено творчество тульских художников: Василия Дмитриевича Поленова, Виктора Павловича Батурина, членов известного объединения «Товарищества передвижных художественных выставок»

Annotation: considered the work of Tula artists: Vasily Dmitrievich Polenov, Viktor Pavlovich Baturin, members of the well-known association "Association of Traveling Art Exhibitions"

Ключевые слова: Передвижные художественные выставки, Тульские художники, Василий Дмитриевич Поленов, Виктор Павлович Батурин

Keywords: Traveling art exhibitions, Tula artists, Vasily Dmitrievich Polenov, Victor Pavlovich Baturin

Русские художники второй половины 19 в. воспитывались на учении и эстетике революционных демократов, пламенных статьях Виссариона Григорьевича Белинского, Николая Гавриловича Чернышевского, Александра Ивановича Герцена, гражданственной поэзии Николая Алексея Некрасова. Они боролись за жизненную правду, простоту и доступность искусства широкому демократическому зрителю.

Передовые художники вели непримиримую борьбу с официальным придворным искусством, со всей рутинной системой Академии художеств, с ее омертвевшими канонами, «гипсовыми идеалами», приверженностью к далеким от жизни темам, а также с салонной красивостью произведений художников, модных в «высшем свете».

Говоря об Академии художеств в эти годы, следует разграничивать две стороны ее деятельности. Академия продолжала давать ученикам серьезные профессиональные знания в области рисунка, композиции, пластической анатомии. Но, являясь официальным бюрократическим учреждением, Академия направляла художественную жизнь в интересах господствующих классов, ожесточенно боролась против демократического искусства, препятствуя художникам овладеть высотами реалистического мастерства, то есть способностью не только профессионально грамотно работать, а творчески ярко раскрывать жизнь, создавать для этого соответствующий эпохе художественный язык.

Реакционная сущность идейных позиций Академии привела к событию, которое вошло в историю русского искусства как «бунт четырнадцати». В 1863 г. сильнейшие ученики (Богдан Богданович Вениг, Александр Константинович Григорьев, Николай Дмитриевич Дмитриев-Оренбургский, Фирс Сергеевич Журавлев, Алексей Иванович Корзухин, Иван Николаевич Крамской, Кирилл Викентьевич Лемох, Александр Дмитриевич Литовченко, Константин Егорович Маковский, Александр Иванович Морозов, Михаил Иванович Песков, Николай Семенович Шустов, Николай Петрович Петров; к перечисленным живописцам присоединился скульптор Василий Петрович Крентан) отказались участвовать в конкурсе на Большую золотую медаль, когда Совет Академии отверг их стремление к свободному выбору темы и всем предложил писать картину на сюжет из скандинавских саг—«Пир в Валгалле».

Такой сюжет не мог вдохновить художников, которые мечтали своим искусством служить народу. Не могла их удовлетворить и вторая заданная тема—«Освобождение крестьян», верноподданнически трактованная академическим Советом. Это был первый организованный протест молодых художников против рутины Академии, против самодержавной политики в области искусства. Он был расценен как противодействие начальству, и за художниками установили негласный полицейский надзор как за людьми «неблагонадежными».

По выходе из Академии «протестанты» организовали Артель художников, стали вместе жить и работать по образцу коммун, описанных в романе Чернышевского «Что делать?». Душой и организатором дела был Иван Николаевич Крамской. В 1870 г. Артель распалась. Вскоре все передовые силы русского искусства объединило Товарищество передвижных художественных выставок. В уставе, утвержденном в 1870 г., говорилось о том, что главная цель Товарищества—«знакомить Россию с русским искусством». Выставки устраивались в Петербурге и Москве, а затем направлялись в другие крупные города. Обычно же под «передвижниками», «передвижничеством» подразумевают не только членов данного художественного объединения, а в целом все демократическое направление в русском реалистическом искусстве 70—80-х гг. На выставках передвижников широкие массы зрителей видели искусство, обращенное именно к ним. Оно понятным языком рассказывало о невыносимых страданиях и мужестве народа, о замечательной русской передовой интеллигенции, о красоте родной природы. Расцвет русского реалистического искусства второй половины 19 в. неразрывно связан с деятельностью Товариществапередвижных художественных выставок. Товарищество было создано по инициативе Григория Григорьевича Мясоедова, горячо поддержанной Николаем Николаевичем Ге, Иваном Николаевичем Крамским, а также Василием Григорьевичем Перовым, Илларионом Михайловичем Прянишниковым, Алексеем Кондратьевичем Саврасовым и другими художниками-москвичами. Товарищество просуществовало свыше пятидесяти лет (до 1923 г.), проведя за это время сорок восемь выставок — две из них в годы Советской власти.

Два известных - художника туляка участвовали в передвижных выставках: Василий Дмитриевич Поленов и Виктор Павлович Батурин. Остановимся на биографии и творчестве наших земляков подробнее, изучим их вклад в русского реалистическое искусство.

Василий Дмитриевич Поленов родился 20 мая /1 июня/ 1844 года в Петербурге, высокообразованной дворянской семье.

Родители стремились воспитать в своих детях трудолюбие, всячески поощряя увлечение науками и искусством. Двое из пятерых детей стали художниками. Первые уроки рисунка и живописи детям давала Мария Алексеевна, затем пригласили студента Академии художеств Павла Петровича Чистякова, впоследствии выдающегося рисовальщика и педагога.

В 1860 годы Василий Дмитриевич занимался сразу в двух учебных заведениях Петербурга - Университете и Академии художеств. Весной 1871 года он закончил Университет со званием кандидата прав. Осенью 1871 года Василий Дмитриевич Поленов получил в Академии художеств большую золотую медаль за картину " Воскрешение дочери Иаира" и право поездки по Европе в течение 6 лет на средства Академии. За годы путешествия В.Д. Поленов испробовал все жанры живописи, много работал на пленэре, свидетельством чему являются многочисленные этюды, отличающиеся новизной выбранных мотивов, решением сложнейших пленэрных задач. В год, когда Василий Дмитриевич получил Большую золотую медаль, осенью этого года на открывшейся в Петербурге I Передвижной выставке появился пейзаж Алексея Кондратьевича Саврасова, который стал как бы вехой в пейзажной живописи России. Это была знаменитая теперь картина «Грачи прилетели». Заметил ли ее тогда Поленов? Обратил ли на нее особое внимание? Скорее всего — нет. О ней — никаких упоминаний в его письмах. Но «Грачи прилетели» это не просто пейзаж, это — эпоха в русском пейзаже. В таких случаях принято говорить: «Это носилось в воздухе». Если говорить определеннее и точнее, то путь к пейзажу, в котором первым сказал новое слово Алексей Кондратьевич Саврасов, был подготовлен всем предшествующим развитием пейзажной живописи и в России, и за границей, главным образом, конечно, во Франции, художественном центре мира, который притягивал взгляды всех. Там это новое слово было уже сказано барбизонцами: Коро, Руссо, Добиньи.

Правда, Россия была в те годы еще достаточно сильно отделена от Европы. Во всяком случае, что касается Алексея Кондратьевича Саврасова, то можно почти твердо сказать, что он не знал жизни французского искусства и к «Грачам» пришел лишь благодаря собственной интуиции, собственному чувству нового.

Когда А.К. Саврасов написал своих «Грачей», во Франции уже начинается нечто совсем иное, подготовленное барбизонцами, — импрессионизм. Но стать импрессионистами или хотя бы приблизиться к ним — судьба уже не А.К. Саврасова, да и не В.Д. Поленова, а их ученика — Константина Коровина.

Но до этого еще далеко. А пока что В.П. Поленов отдыхает в Имоченцах и пишет лирические пейзажи.

Переселившись в Москву в конце июня 1877 г., квартира была найдена. Действительно ли В.П. Поленов, как он впоследствии рассказывал, пленившись видом, открывающимся из окна квартиры, тут же сел и написал этюд московского дворика или события прошлого спрессовались, но он вспоминал, когда общество «Старая Москва» запросило у него о доме, из окна которого писан был прославившийся впоследствии «Московский дворик»: «Этого дома уже больше нет. Он находился на углу Дурновского и Трубниковского пер. Я ходил искать квартиру, увидел на двери записку и зашел посмотреть, и прямо из окна мне представился этот вид. Я тут же сел и написал его». Едва ли В.Д.Поленов ходил искать квартиру с этюдником, кистями и красками… Именно в эти дни и был написан этюд «Московский дворик».

Василий Дмитриевич Поленов поселяется в той самой квартире, из окна которой пишет этюд «Московский дворик». Дворик сейчас не такой: тогда было начало лета, сейчас только март наступил: еще снег повсюду. Но этюд ему нравится: в нем много света, воздуха. Когда он смотрит на него, ему кажется, что лето уже наступило: от этюда исходит тепло. Он с подъемом, с каким-то удивительно радостным настроением пишет по этому этюду небольшую вещь — именно в «пейзажно-бытовом жанре», как сформулировал он однажды это направление своего искусства. Что причиной такого необычайного подъема? Да он же влюблен! Мария Николаевна посещает их (ведь Поленов живет с Левицким) мастерскую. Он предлагает написать ее портрет. Она согласна позировать. Он пишет ее, а она после окончания сеансов поет им. Какой у нее дивный голос! Она так же любит свое искусство, как он — свое. Иногда ему кажется, что она любит его… ну, пусть не так, как он ее. Как же иначе: разве стала бы она в противном случае приходить к нему, позировать, петь? Он даже стал приходить с ней к Мамонтовым: в этом большом гостеприимном доме всем рады, особенно людям, так или иначе причастным к искусству. Поэтому и работа его над «Московским двориком» идет так хорошо: быстро и удачно. Уже 13 апреля он извещает Крамского: «Картинка моя на Передвижную выставку готова (т. е. картинка давно готова, а рама только теперь). К сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи…» Какая это грустная, но в общем-то обычная история: автор считает пустяком как раз то, что приносит ему впоследствии славу, что сберегает его имя от забвения… Ведь речь идет о «Московском дворике», картине, без которой теперь как-то даже трудно представить себе развитие пейзажной живописи в России. Картине этой отведено много страниц в книгах о Поленове и о пейзажной живописи в России, ей посвящено специальное исследование (никакая другая картина Поленова специального исследования не удостоилась).Что же произошло при переработке хотя и очень удачного, но в общем невыдающегося этюда в картину? Этюд писан сверху, с уровня второго этажа; для картины точка зрения выбрана значительно ниже и отодвинулась несколько вправо, потому и пейзаж писан под другим углом. Это дало возможность разглядеть фронтон соседнего барского особняка, да и сам особняк стал выше, видны стали окна полуподвального этажа, более плавно ушел влево дощатый забор, отделяющий барский двор от крестьянского двора. Более четко стало видно очертание основного здания церкви Спаса на Песках. За домиком, который на этюде находится справа, появилась еще одна церквушка Николы в Плотниках, и сам этот небольшой домик несколько приоткрылся, появились новые здания, расположенные еще правее. Соответственно всему этому изменился формат: из вертикального он стал горизонтальным, небо понизилось. Пейзаж получился несколько «развернутым» по оси, находящейся на стыке особняка и сарая. Всем этим достигнута «панорамность» пейзажа. Поленов и раньше был склонен к горизонтальному, именно «панорамному» пейзажу, но если прежние его пейзажи нужно было разглядывать по частям, то сейчас он, кажется, достиг того композиционного мастерства, когда пейзаж можно охватить единым взглядом.

В 1871 году открылась I Передвижная выставка. Крамской писал Ф. А. Васильеву: «Пейзаж Саврасова „Грачи прилетели“ есть лучший, и он действительно прекрасный, хотя тут же и Боголюбов (приставший), и барон Клодт, и И. И. Шишкин. Но все это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в „Грачах“. Грустно!» В «Грачах» Саврасова была «душа». Была она и в пейзажах Поленова, но несколько по-иному. Именно в пейзажах Поленова появляется, как было уже сказано, настроение, и его пейзажи, и впоследствии в еще большей мере пейзажи его учеников и младших современников — И. Левитана, К. Коровина, В. Серова — получат наименование «пейзажей настроения». Выражение это к концу 1880-х — началу 1890-х годов стало настолько расхожим, что употреблялось в таких журналах, как, скажем, «Семья»: «Никто, кажется, не спорит, что истинная задача пейзажной картины — создать в смотрящем на нее известное более или менее тонкое настроение, более или менее приближающее к тому, какое в самом художнике вызвала изображенная им действительность и какого непосредственно не может дать обыкновенному смертному».

В 1878 году Василий Дмитриевич Поленов окончательно поселяется в Москве. Пишет картины «Московский дворик», «Бабушкин сад». Избран членом Товарищества передвижных Художественных выставок. В начале 1879 года предстояла следующая, VII Передвижная выставка, и Поленов спешил приготовить что-нибудь к ней. В конце января Репин писал Чистякову: «Поленов написал очень хороший пейзаж „Паромик с лягушками“, очень свежо и солнечно и тепло». Вот, собственно, и все, что можно сказать об этом пейзаже, который экспонировался на выставке под названием «Лето»; его купил коллекционер Дмитрий Петрович Боткин. Нынешнее местонахождение картины неизвестно. Кроме этого пейзажа Поленов приготовил для выставки картину «Удильщики». «Бабушкин сад» давно был готов. Это все он отослал в Петербург, а сам писал новую картину по этюду, сделанному летом 1877 года в Петрушках. Эта новая картина по теме и по настроению — словно бы вариант «Бабушкиного сада», это опять заброшенное «дворянское гнездо», где пруд не расчищался уже много лет и зарос кувшинками, где остались старые мостки, ведшие, должно быть, к некогда существовавшей и уже давно разрушенной купальне. Парк вокруг пруда разросся и одичал. Словно бы по контрасту с этим запустением — свежая «дикая» зелень в правом нижнем углу, а в противоположном углу — левом верхнем — солнечное светло-голубое небо с полупрозрачными белыми облаками, отражающимися в воде. В этюде, написанном в Петрушках, центром композиции была женщина, удивительно похожая на ту, что поддерживала бабушку на другой картине, уже известной нам. И это была Вера, стоящая у начала мостков (дальше идти опасно — ведь они такие ветхие, того и гляди окажешься в воде). Однако стройная фигура молодой женщины диссонировала с общим настроением картины, и поэтому в окончательном варианте, в самой картине, на заднем плане — совсем в глубине, у начала темной и дикой зелени — появилась скамейка, а на ней, в тени, фигура сидящей в раздумье молодой девушки. А перед ней появился еще редкий куст, который совсем уж отдаляет фигуру от зрителя. И фигура молодой женщины «играет» теперь совсем по-иному, она так же элегична, как и весь пейзаж.

Автор наиболее обстоятельного исследования творчества Поленова Т. В. Юрова пишет: «Живопись картины обнаруживает высокое мастерство Поленова-колориста. Картина почти целиком построена на градациях одного зеленого цвета. Тонко разработанная в оттенках зеленая гамма отличается исключительной красотой и богатством нюансировки. Кажется, в пейзаже нет двух абсолютно одинаковых тонов, как нет в нем и той несколько нейтральной краски, которая сплошь покрывала отдельные куски холста в „Московском дворике“.

Картина „Заросший пруд“ завершала определенный этап творчества Поленова, знаменовала наступление творческой зрелости». Правда, еще до этого анализа автор исследования рассматривает пейзаж «Старая мельница», в котором тот же элегический мотив запущенности, заброшенности, которую никак не нарушает мальчик, сидящий с удочкой около этой, теперь такой спокойной, воды. И она считает, что в картине этой «решается по сути дела та же тема», что и, скажем, в «Бабушкином саде». Что ж, это верно. Но только тогда написанный ранее «Заросший пруд» совсем не «завершает определенный этап» в творчестве Поленова. О. А. Лясковская, также основываясь на анализе колористических достоинств, считает одной из высочайших вершин творчества Поленова совсем другую работу «Благодаря умению передать тончайшие градации оттенков, — пишет Лясковская, — Поленов мог создать неимоверно трудный по мотиву пейзаж „Парит“… где все тонет в бесцветном мареве, где нет ничего останавливающего на себе взгляд, но все полно удивительной правды. Вместе с тем художник не поддался соблазну накинуть на пейзаж более плотную вуаль, что придало бы мотиву больше привлекательности. Песок, трава, повырубленные склоны за речкой ясно различимы, и все томится под бесцветным, как бы пустым небом».

В 1906 году на Передвижной появляются два его этюда: «Баррикада (Кудринская Садовая)» и «Пожар Пресни».

Василий Дмитриевич Поленов переселившись в 1917 году в усадьбу Борок Тульской области, прожил в ней до конца своих дней до 1927 г. С 1939 года открыт музей-усадьба «Поленово», место притяжения ценителей живописи знаменитого русского художника.

Другой тульский художник, в будущем представитель «товарищества» - Виктор Павлович Батурин родился 1 октября 1863 в селе Становом Жердевской волости Новосильского уезда Тульской губернии.

Сначала Виктор учился в школе для крестьянских детей, а затем был принят в реальное училище в Орле. Здесь впервые проявилась его тяга к рисованию, он брал дополнительные уроки рисования карандашом и акварельными красками. В 1882 году Батурин поступил в Московскую школу живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ).

Школу живописи, ваяния и зодчества Батурин окончил в 1888 году. Через некоторое время после его окончания он выстроил себе в Становом, на родине, мастерскую, где им было написано много картин. Летом ездил на этюды в Крым, на Кавказ, Украину, Палангу, в Смоленскую, Калужскую, Орловскую и Московскую губернии.

Спустя несколько лет после окончания школы Виктор Павлович решает поступить учиться в Петербургскую Академию. Собрав все свои этюды, он поехал в Петербург на просмотр к Архипу Ивановичу Куинджи. Хорошо знавший Батурина, ректор Академии Владимир Егорович Маковский представил его Куинджи. По окончании осмотра этюдов Куинджи обнял Виктора Павловича и сказал:»Поезжайте, работайте летом, а осенью приезжайте прямо ко мне в мастерскую». Батурин был очень рад, получивши такой хороший отзыв о своих работах от такого великого пейзажиста, как Куинджи. К сожалению учеба эта сорвалась из-за отсутствия в то время денег на жизнь в Петербурге. Виктор Павлович был вынужден остаться в Москве.

Батурин участвовал в трех выставках Московского передвижного товарищества художников, а также в выставках Петербургского общества художников, был членом общества с 1910 года. С выставки картин Петербургского общества его картина «Сад цветет», была куплена для Зимнего дворца.

Всю жизнь время Виктора Павловича тянуло к родным местам Центральной России к цветущим садам, лугам, холмам, заросшим прудам… В 1930-м он приехал жить в Тулу к родственникам. Виктор Павлович здесь много работал (были заказы из Москвы, посылал ранее написанные пейзажи в Америку к И.Л.Толстому). Затем переехал в город Алексин, Тульской области – там жили его близкие друзья - семья известного хирурга Якова Сергеевича Стечкина.

Сейчас работы В.П. Батурина представлены в Государственной Третьяковской галерее, в Музее-усадьба В.Д. Поленово. Картина «Осень» выставлена в экспозиции Музея-заповедник И.С.Тургенева «Бежин луг»

Несмотря на то, что Василий Дмитриевич Поленов родом из Петербурга, его имя давно ассоциируется с одноименной усадьбой «Поленово» Тульской губернии. Мы с уверенностью можем назвать его нашим земляком. Его творчество сыграло важную роль в становлении русской реалистической живописи, участии в художественных передвижных выставках.

Творчество другого тульского художника Виктора Павловича Батурина – менее известное, чем живопись Василия Дмитриевича Поленова, однако столь же близкое, воспевающее красоту родной природы. Также как В.Д.Поленов Виктор Павлович был участником передвижных художественных выставок. С живописью Виктора Павловича Батурина можно познакомиться в Тульском областном художественном музее.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: