Семья: определения, типы, функции




Семья - это сложное социальное образование. Исследователи определяют ее как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, как социальную необходимость, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. К основным функциям семьи можно отнести● репродуктивную биологическое воспроизводство и сохранение потомства, продолжение рода;

●воспитательную духовное воспроизводство населения. Семья формирует личность ребенка, оказывает систематическое воспи­тательное воздействие на каждого члена в течение всей жизни;● хозяйственно-бытовую поддержание физического состояния семьи, уход за престарелыми;● экономическо-материальную поддержание одними членами семьи других: несовершеннолетних, престарелых, нетрудоспособ­ных;● организации досуга поддержание семьи как цело­стной системы; содержание и формы проведения досуга зависят от уровня культуры, национальных традиций, индивидуальных склонностей и интересов, возраста членов семьи, ее доходов;● социального контроля ответственность членов семьи за поведение ее членов в обществе, их деятельность; Семья – это ячейка общества. И от того, как будут построены отношения в семье, во многом зависит счастье ее членов. В разных интерпретациях многих психологов и социологов указываются разные типы семей, выделим лишь самые основные из общей массы. Типы семей: Партнерский тип семьи самый демократичный способ складывать отношения. В партнерской семье жизнь построена на доверии, равноправии и конструктивном диалоге. Следующий тип семейных отношений – патриархальный. Здесь супруга и дети подчиняются мужу. Мужчина является главой семьи, полностью отвечает за домочадцев, самостоятельно решает все проблемы. Женская роль сводиться к банальному – работа по дому и воспитание детей.

Типы семей содержат также такую категорию, как традиционная семья. Она отличается поддержанием тесных отношений с родственниками до седьмого колена, подчинением в семье старшим. В основе традиционной семьи лежат нерушимые законы прочности отношений и ответственногородительства. В традиционной семье, как правило, супруги вступают в брак один раз на всю жизнь. Матриархальный тип семьи – довольно частое явление в современном мире. Здесь женщина либо зарабатывает больше и таким образом имеет влияние на супруга, либо является активисткой, которая любит заниматься семейным бюджетом, детьми, ремонтом – всем, что только успевает. Часто муж позволяет женщине брать на себя главенствующую роль из-за своей природной лени, неумения решать домашние проблемы.

 

20 Экология, современные глобальные экологические проблемы и пути их решения. Экология, социальная экология. Уровень воздействия человека на окружающую среду зависит в первую очередь от технической вооруженности общества. Она была крайне мала на начальных этапах развития человечества. Однако с развитием общества, ростом его производительных сил ситуация начинает меняться кардинальным образом. XX век — это век научно-технического прогресса. Связанный с качественно новым взаимоотношением науки, техники и технологии, он колоссально увеличивает возможные и реальные масштабы воздействия общества на природу, ставит перед человечеством целый ряд новых, чрезвычайно острых проблем, в первую очередь — экологическую. Под термином экология, впервые употребленным в 1866 г. немецким биологом Э.Геккелем, понимается наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой. Сегодня проблема экологии фактически говорим уже как о социальной экологии — науке, изучающей проблемы взаимодействия общества и окружающей среды. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Сегодня экологическую ситуацию в мире можно охарактеризовать как близкую к критической. Среди глобальных экологических проблем можно отметить следующие:●уничтожены и продолжают уничтожаться тысячи видов растений и животных;●в значительной мере истреблен лесной покров;●стремительно сокращается имеющийся запас полезных ископаемых;●мировой океан не только истощается в результате уничтожения живых организмов, но и перестает быть регулятором природных процессов;●атмосфера во многих местах загрязнена до предельно допустимых размеров, а чистый воздух становится дефицитом;●частично нарушен озоновый слой, защищающий от губительного для всего живого космического излучения;●загрязнение поверхности и обезображивание природных ландшафтов: на Земле невозможно обнаружить ни одного квадратного метра поверхности, где бы не находилось искусственно созданных человеком элементов. Пути решения проблем Прежде всего следует перейти от потребительско-технократического подхода к природе к поиску гармонии с нею. Для этого, в частности, необходим целый ряд целенаправленных мер по экологизации производства: природосберегающие технологии, обязательная экологическая экспертиза новых проектов, создание безотходных технологий замкнутого цикла. Другой мерой, направленной на улучшение взаимоотношений человека и природы, является разумное самоограничение в расходовании природных ресурсов, особенно — энергетических источников (нефть, уголь), имеющих для жизни человечества важнейшее значение

 

27 Программа социологического исследования. Программасоциологического исследования — документ, со­держащий развернутое изложение ее теоретико-методологических предпосылок (общей концепции) с обоснованием актуальности, целей, задач, объекта, предмета и гипотез предпринимаемого исследования, а также его методико-инструментального аппа­рата вместе с логически обоснованной последовательностью необходимых процедур и организационным планом-графиком и стоимостью всех видов работ. Содержание программы варьируется и зависит от типа и целей исследования. Программа состоит из двух разделов: методологического и процедурного (методического). МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ: ● Формулировка проблемы, обоснование ее актуальности. ● Обоснование цели, задач, объекта и предмета исследо­вания. ● Формулирование и интерпретация основных понятий. Обо­снование эмпирических индикаторов (операционализация). ●Системный анализ объекта и предмета исследования. Обо­снование его исследовательской модели.● Формулировка рабочих гипотез. ПРОЦЕДУРНЫЙ (МЕТОДИЧЕСКИЙ) РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ:● Принципиальный (стратегический) план исследования● Обоснование и проектирование выборочной совокупности единиц наблюдения●Выбор процедур сбора и анализа эмпирической инфор­мации●Содержательный анализ результатов исследовании●Оформление результатов исследования в виде отчетов, публикаций, социальных технологий и т. д.

21 Понятие и типы личности. Прежде чем говорить о личности, необходимо проанализировать более общее, широкое и родовое понятие — «человек». Человек — это высшая ступень развития живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Отличительная особенность человека — его способность производить орудия труда и использовать их для воздействия на окружающий мир для удовлетворения своих потребностей и интересов. Человек по своей природе является целостным биосоциальным. Совокупность социально значимых качеств человека образует понятие «личность». Под «личностью» могут понимать или человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности Человеку присуще диалектическое единство общего (общечеловеческого, родового), особенного (формационного, социально-классового) и единичного (индивидуального) способов существования. Человек является предметом изучения различных областей знания. Так, экономические науки изучают его как производителя материальных благ, социально-политические и другие научные направления — как производителя духовных благ, ценностей, как политического деятеля. Психология интересуется психологической компонентой человека, а медицина и другие естественные науки — его биологической системой. Социология как наука об обществе, рассматривая человека, тесно взаимодействует, в первую очередь, с другими гуманитарными, общественными науками: социальной философией, антропологией, психологией, педагогикой, политологией, правоведением, историей, экономикой. В частности следует отметить важное методологическое значение социальной философии. Объясняется это тем, что.философия изучает человека в широком историко-теоретическом плане. Она исследует смысл жизни, сущность человека, закономерность его развития как биологического, природного и социального существа. В этом ей (и социологии) помогает антропология, изучающая происхождение и эволюцию человека, образование человеческих рас, примитивных традиционных систем. Только социализируясь, т. е. приобретая общественные, социальные качества, человек становится личностью. Личность трактуется в двух смыслах. Во-первых, личность рассматривается как устойчивая система социально значимых черт, которые характеризуют индивида как члена человеческого общества, той или иной общности, группы. Во-вторых, под личностью понимают индивидуального носителя указанных черт, свободного и ответственного субъекта сознательной волевой деятельности. На акросоциологическом уровне пользуются понятием нормативная (базисная) личность. Это тип личности, который в наибольшей степени отражает необходимость данной культуры (например, «стопроцентный американец», «советский человек» и т. д.). Именно натакого рода идеальный тип личности ориентируется общество в процессе социализации, воспитания молодого поколения, в том числе в своем представлении о том, каким должен быть в силовых структурах военнослужащий, милиционер (полицейский), боец спецназа, спасатель и т. д.

Под модальной личностью понимают человека, разделяющего те же культурные образцы, что и большинство (или значительная часть) данного общества, той или иной общности (например, тип торгового человека, получающего доход за счет разницы цен и махинаций; мафиозный тип личности, коррумпированный чиновник и т. д.). С учетом преобладающих социальных ориентации некоторые исследователи выделяют следующие типы личностей: теоретический, экономический, политический, социальный, эстетический и религиозный.

 

 

22 Социальный статус и социальная роль личности. С С – социальная позиция человека в рамках группы или общества, связанная с определенными его правами и обязанностями. Типы статусовгенеральный (всеобщий, основной ) – ключевой статус, определяющий социальное положение и значение человека, связанное с определенными правами и обязанностями. Это может быть статус человека («Человек – это звучит гордо»), члена данного общества, гражданина (гражданин России), ● предписанные (аскриптивные ) – статусы, унаследованные от рождения, например, национальность, социальное происхождение, место рождения.● приобретенные (достигнутые) – статусы, приобретаемые индивидом в обществе, благодаря его собственным усилиям, например, профессор, врач, актер, студент, милиционер, карманный вор и т.п. Статусы могут быть формализованные (например, директор завода) и неформализованные (лидер компании близких друзей). Явный статус – это статусная позиция, активизированная в определенном социальном контексте, наиболее важная для действий и взаимодействий именно в данной области. Скрытые статусы – все другие позиции, которые занимает субъект, но которые в данный момент не активизированы. Социальная роль – (по Р. Мертону) ожидание поведения, типичного для людей данного статуса в данном обществе. Социальная роль – достаточно полная (но не всеохватывающая) поведенческая характеристика. Например, статус преподавателя вуза – это волне определенные права и обязанности, большинство из которых зафиксированы юридически. Типы ролей (по Дж. Морено)● «психосоматические» роли, когда поведение связано с основными биологическими потребностями;●«психодраматические» роли, когда поведение личности строится в соответствии с конкретными требованиями данного социального окружения;●«социальные» роли, когда личность ведет себя так, как этого ожидают от представителя той или иной социальной категории (матери, рабочего, христианина).

23 Социализация личности. Социализация представляет собой процесс становления личности,постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют её взаимоотношения с обществом. Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека, хотя, разумеется, полномочия, права и обязанности, приобретенные им, не говорят о том, что процесс социализации полностью завершен: по некоторым аспектам он продолжается всю жизнь. Именно в этом смысле мы говорим о необходимости повышения педагогической культуры родителей, о выполнении человеком гражданских обязанностей, о соблюдении правил межличностного общения. Иначе социализация означает процесс постоянного познания, закрепления и творческого освоения человеком правил и норм поведения, диктуемых ему обществом. Первые элементарные сведения человек получает в семье, закладывающей основы и сознания, и поведения. Эстафету социализации личности принимает школа. По мере взросления и подготовки к выполнению гражданского долга совокупность усваиваемых молодым человеком знаний усложняется. Однако не все они приобретают характер последовательности и завершенности. Так, в детстве ребенок получает первые представления о Родине, в общих чертах начинает формировать свое представление об обществе, в котором он живет, о принципах построения жизни. Социализация той части молодежи, которая приходит на работу после окончания учебных заведений (средних, профессиональных, высших), продолжается в тех конкретных условиях, которые сложились на производстве под влиянием не только общественных отношений, но и специфических особенностей, присущих данному социальному институту.Мощным инструментом социализации личности выступают средства массовой информации - печать, радио, телевидение. Ими осуществляется интенсивная обработка общественного мнения, его формирование. При этом в одинаковой степени возможна реализация как созидательных, так и разрушительных задач. Социализация личности органично включает в себя передачу социального опыта человечества, поэтому преемственность, сохранение и усвоение традиций неотделимы от повседневной жизни людей. И наконец, социализация личности связана с трудовой, общественно-политической и познавательной деятельностью человека. Недостаточно просто обладать знаниями, их предстоит превратить в убеждения, которые представляются в действиях личности. Именно соединение знаний, убеждений и практических действий образует характерные черты и качества, свойственные тем или иным типам личности.

24 Сущность социологии культуры. Понимание культуры как социального феномена дает право и возможность вычленять в обширном мире социологической науки особое направление - социологию культуры. Социологи культуры как специфическая отрасль общей социологии возникла как в ФРГ и Франции в 70-е г.г. ХХ века. Она опиралась на методологические принципы М. Вебера (идея о социологии как эмпирической науке о культуре), на учение о динамике культурных объективаций Г. Зиммеля, на взгляды К. Мангейма в области социологии знания и теории идеологии. Социология культуры стремится к социологическому раскрытию историко-культурного материала, накопленного родственными культурологическими дисциплинами, с целью изучения воздействия идей на социальную структуру общества, на социальные институты, социальные движения, на скорость и характер социокультурного развития. Социология культуры ориентирована не столько на фиксирование и описание тех или иных явлений культуры, сколько на исследование генезиса и исторических трансформаций различных культурных форм. Что можно считать предметом социологии культуры? Вероятно, саму культуру как сложное динамическое образование, имеющее социальную природу и выражающее социальные отношения, направленные на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, с помощью которых обеспечивается взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях. Культура как "вторая природа" порождается материальными потребностями людей, их интеллектуальными, нравственными, эстетическими и другими запросами, практическими интересами различных социальных общностей, групп и индивидов. Социология культуры активно изучает тенденции культурного развития общества. Она выявляет воздействие научно-технического прогресса на культурные процессы, исследуют социально-культурные последствия урбанизации, влияние средств массовой информации на социализацию личности, на общественные настроения. Социология культуры фиксирует изменения национальных, духовных, семейных, бытовых отношениях, вызванные распространением образования, динамикой численности учреждений культуры и т.д. Содержание социологии культуры составляют:● существующие в данном обществе формы и способы освоения, создания и передачи объектов культуры;●устойчивые и подвижные процессы в культурной жизни и детерминирующие их социальные факторы и механизмы;●конкретный вклад той или иной социальной общности в развитие культуры;●оценки освоения культуры членами социальных общностей и групп и их собственного культурного окружения;●социокультурные нормы, регулирующие отношения в социальных общностях, между социальными общностями, в обществе в целом;●технология функционирования различных элементов социальной системы и общества в целом;●специфические формы культурной жизни различных социальных общностей, общества в целом на каждом этапе его развития.Социология культуры изучает последнюю как социальную систему. В ней принято в качестве единиц анализа использовать устойчивые культурные образования: представления, социокультурные образцы, ценности и нормы.

Представления формируются на личностном уровне и сочетают в себе образы, знания, отношения и оценки. Социокультурные образцы - результаты деятельности в типичных жизненных ситуациях. Ценности - то, чему отдается предпочтение по отношению к определенным предметам и социокультурным образцам. Социокультурные нормы - относительно устойчивые образцы поведения, фиксирующие в каждой сфере культуры или значимой ситуации взаимодействия пределы дозволенного.

 

 

25 Социология молодежи как объект социологического изучения. Социология молодежи изучает молодежь как особую социальную группу, ее роль и место в воспроизводстве общества, возрастные границы, потребности и способы деятельности, процесс социализации молодых людей, социально-профессиональную ориентацию и адаптацию в коллективе, неформальные молодежные объединения и движения с учетом классовых, этнических, государственных и региональных особенностей. Социология молодежи интересуется теми проблемами социальной жизни, которые являются общесоциологическими и в то же время затрагивают молодежь (образование, семья, брак, политика, досуг), либо находят своеобразное преломление в молодежной среде (особенности воспитания, эффективность его форм, средств и методов, развитие социальной и политической активности). Социология молодежи - это отраслевая социология, изучающая социальную жизнь молодежи во всем многообразии ее проявлений. Объектом социологии молодежи является молодежь как феномен социальной жизни и субъект социальных отношений. Социология молодежи как наука выстраивается на трех взаимосвязанных уровнях:● общеметодологическом, основанном на подходе к познанию молодежи как общественного феномена;●специально-теоретическом, раскрывающем специфику, структуру молодежи как социально-демографической группы, особенности ее сознания и поведения, возрастную и социально психологическую специфику образа жизни, динамику ценностных ориентаций;

●эмпирическом, анализирующем на основе социологических исследований конкретные факты в различных сферах жизни. Предметом социологии молодежи является: изучение роли и места молодежи в развитии общества, запросов, интересов, потребностей, ценностей, социальных ожиданий; формирование активной жизненной позиции, стиля жизни и поведения, рассмотрение особенностей адаптации в различных социальных сферах;

Классификацию социальных проблем молодежи можно проводить по разным основаниям: ●по территориальному признаку можно выделить молодежные проблемы, свойственные индустриальным странам; проблемы, присущие отдельным регионам; проблемы, характерные для отдельно взятой страны;

-по временному признаку можно рассматривать так называемые «вечные» проблемы, например, взаимоотношения поколений, и проблемы, порожденные конкретной эпохой;●по системному признаку могут быть исследованы общие проблемы молодежи, присущие данному обществу и его уровню развития, касающиеся разных групп населения, и чисто молодежные проблемы, свойственные именно этой социальной группе, обусловленные ее положением и ролью в обществе. Молодежь является объектом изучения многих социально-гуманитарных дисциплин: философии, педагогики, демографии, политики, социологии, психологии. Социология молодежи тесно соприкасается с такими областями, как исследования детства, семьи и брачно-семейных отношений, возрастных кризисов и межпоколенческих отношений.

 

26 Сущность социологическихисследованния, его основные этапы. Социологическое исследование - исследование социальных объектов, отношений, процессов, направленное на получение новой информации и выявление закономерностей общественной жизни на основе теорий, методов и процедур, принятых в социологии. Социологическое исследование - способ получения знаний о социальном мире, основанный на строгом сборе фактов и их логическом объяснении. Социологическое исследование является важнейшим и основным средством изучения социальных процессов и отношений, получения полной, надежной и репрезентативной информации об их функционировании и развитии. Проведение социологических исследований необходимо для получения: ● полной, всеобъемлющей информации, отражающей все основные стороны изучаемого процесса;

· надежной, достоверной информации, поскольку именно проведение подобного исследования гарантирует от множества ее искажений;

· репрезентативной, информации. Специфика исследования состоит в том, что это не простой сбор, отбор каких-либо социальных фактов (такой отбор может быть субъективным), а научная процедура, в рамках которой используются специальные социологические методы сбора информации, а также применяются специальные социологические технологии, в том числе организация выборки. Различают три основных вида социологического исследования: разведывательное (зондажное, пилотажное), описательное и аналитическое. Разведывательное исследование – это самый простой вид социологического анализа, позволяющий решать ограниченные задачи. По сути при использовании данного типа идет испытание инструментария (методических документов): анкеты, опросного листа, карточек, изучения документов и др. Описательное исследование – это более сложный вид социологического анализа. С его помощью изучают эмпирическую информацию, дающую относительно целостное представление об изучаемом социальном явлении. Объект анализа – большая социальная группа, например, трудовой коллектив большого предприятия. Самый серьезный вид социологического исследования – аналитическое исследование. Оно не только описывает элементы изучаемого явления или процесса, но и позволяет выяснить причины, лежащие в его основе. В нем изучается совокупность многих факторов, обосновывающих то или иное явление. Аналитические исследования, как правило, завершают разведывательное и описательное, в ходе которых собирались сведения, дающие предварительное представление об определенных элементах изучаемого социального явления или процесса.

В социологическом исследовании можно выделить три основных этапа:

● разработка программы и приемов исследования; ●проведение эмпирического исследования;● обработка и анализ данных, формирование выводов, составление отчета.

 

28 Выборка в социологических исследования: понятие генеральной и выборочной совокупностей и репрезентативности
Выборка − это метод исследования, когда из общей изучаемой (генеральной) совокупности однородных единиц отбирается некоторая ее часть (выборочная совокупность) и только эта часть подвергается обследованию. Процедуры выборки: ●определение слоев и групп населения, на которые предполагается распространить полученные результаты опроса (генеральная совокупность)●определение численности опрашиваемых, необходимой и достаточной для репрезентации генеральной совокупности●определение правила поиска и отбора респондентов на последней стадии выбора.
Обычно социологи используют в своих исследованиях случайную выборку. При случайной выборке исследователи осуществляют произвольный отбор объектов исследования с применением либо случайных чисел, либо систематической выборки. Случайные числа используются для обеспечения равного шанса каждому индивидууму в структуре выборки (например, в списках избирателей, почтовых адресов) быть отобранным в качестве члена выборки. Генеральная и выборочная совокупности. Понятие репрезентативности.
Выборочное обследование представляет способ систематического сбора данных о поведении и установках людей посредством опроса специально подобранной группы респодентов, дающих информацию о себе и о своем мнении. Оно является более экономичным и не менее надежным, чем сплошное обследование, хотя требует изощренной методики и техники. Его основа – выборочная совокупность, которая составляется на базе своей уменьшенной копии – генеральной совокупности. Генеральная совокупность − совокупность всех изучаемых в ходе социологического исследования объектов. Генеральной совокупностью считают все население или ту его часть, которую социолог намерен изучить. Генеральная совокупность – множество тех людей, сведения о которых стремится получить социолог в своем исследовании. В зависимости от того, насколько широкой будет тема исследования, настолько же широка будет генеральная совокупность. Любое эмпирическое исследование осуществляется путем изучения некоей совокупности социальных объектов. Совокупность этих объектов − это генеральная совокупность, она представляется различным количеством людей (от десятков до миллионов). Если количество исследуемых объектов не позволяет нам (с учетом материально-финансовых возможностей) провести сплошное социологическое исследование, то мы прибегаем к выборочному методу. В этом случае генеральная совокупность представлена очень большим количеством людей (от пятисот и более). Теория этого метода заимствована из математической статистики: выборка − процесс формирования выборочной совокупности путем отбора из генеральной совокупности некоторого подмножества элементов, которое по исследуемым характеристикам отражает свойства генеральной совокупности. Элементы выборочной совокупности, которые изучаются, называются единицами наблюдения (анализа).Свойство выборочной совокупности отражать исследуемые характеристики генеральной совокупности называется репрезентативностью. Очевидно, что абсолютно репрезентативную (отражающую по всем параметрам) выборку сформировать невозможно, но необходимо обеспечивать репрезентативность по основным направлениям исследования.

 

29. Методы сбора социологической информациинаблюдение, эксперимент, анализ документов. В зависимости от источника информации она может быть первичной, когда информация получена из первых рук в ходе наблюдения (или опроса) или вторичной, если информация получена из уже опубликованных материалов. Методы анализа документов. К методам сбора социологической информации относят три основных метода: анализ документов, наблюдение, опрос. Сбор вторичной социологической информации начинается с изучения документов. Этот метод означает использование любой информации, зафиксированной в рукописном или печатном тексте, теле-, кино-, фотоматериалах, в звукозаписи. Документы делятся на 4 типа:
●письменные - материалы архивов, прессы, личные документы;
●иконографические - кинодокументы, фотографии, видеоматериалы, картины; ●статистические - данные в цифровом изложении; ●фонетические документы - магнитофонные записи, грампластинки. Наблюдение.
Социологическое наблюдение – метод сбора информации путем непосредственного изучения социального явления в его естественных условиях. Он позволяет получить первичную социологическую информацию. В процессе наблюдения производится непосредственная регистрация происходящих событий. В отличие от обыденного, повседневного наблюдения социологическое наблюдение четко формулирует цели и задачи, указывает на объект предмет наблюдения, продумывает способы фиксации наблюдения, обработку и интерпретацию полученных результатов. Массовый опрос. Анкетирование и интервью. Опрос – это метод сбора данных, при котором социолог непосредственно обращается с вопросами к респондентам. Применяется опрос в тех случаях, когда необходимо получить информацию о субъективном состоянии человека, мотивации поступков, мнениях, отношениях к событиям, потребностях и намерениях.
Различают два основных вида опросов – анкетирование и интервью.Анкетирование – опрос, при котором респондент (тот, кто отвечает на вопросы) получает и дает ответы в письменном виде. Вопросы и ответы содержатся в анкетах.
Анкетирование бывает индивидуальным и групповым. Групповое анкетирование проводится по месту учебы, работы.
Интервью – вид опроса, при котором респондент получает вопросы от социолога-интервьюера в устной форме и устно отвечает на них. Интервьюер либо записывает ответы на магнитофон, либо как-то фиксирует на бумаге, либо запоминает их.Методом сбора социологической информации может быть анализ документов (контент - анализа). Контент-анализ – это метод изучения сообщений, создаваемых в различных сферах социальной коммуникации и зафиксированных в форме письменного текста (на бумаге) или записи на каких-либо иных физических носителях. Социометрия. Социометрия – это метод исследования, применяемый для анализа внутригрупповых (межличностных) отношений в малых группах. С помощью социометрической процедуры можно, во-первых, выявить степень сплоченности-разобщенности в группе; во-вторых, определить позиции каждого члена группы с точки зрения симпатий-антипатий, выявив при этом «лидера» и «аутсайдера»; и, наконец, выявить внутри группы отдельные сплоченные подгруппы с их неформальными лидерами.

 

30. Метод опроса разновидности, особенности проведения. Опрос явл-ся одним из самых распр-ых и широко исп-ыхметодов.С его помощью собирается 90% всех соц-ких данных. Специфика опроса заключается: во-1, источ-ом инф-ции для исслед-ля выступаетет мнение, суждения инд-да; во-2, опрос позволяет в макс-но короткие сроки опрашивать большие количества людей и получать разнообраз инф-ю; в-3, широта охвата разл-ых областей соц-ной практики.
Возможныразл-ыеклассиификации метода опроса. Основополагающим критерием разд-ия метода опроса явл-ся степень его формализации, вследствие чего опрос делится на: формализованный и неформализованный В рамках форма-го подхода опрос, как метод сбора информации, подразд-ся на 2 осн-х вида: анкет-е и формализ-е интерв-е. К неформализ-му опросу отн-ся: креативное, длинное, глубинное, свободное. Кроме того, опросы разл-ют:● по степени охвата: сплошной, выборочный;● по форме проведения: устный, письменный;● по способу коммуникаций: очный, заочный;● в зави-ти от конструкции задаваемых вопросов: открытый, закрытый, полузакрытый. Анкетирование Одним из наиболее распространенных, наиболее популярных видов опроса является анкетирование.– это такой вид опроса, над которым исследователь теряет контроль в момент раздачи или рассылки анкет или опросных листов. Основными компонентами анкетного опроса являются: социолог, анкета (или опросный лист) и респондент. Анкетный опрос может быть групповым или индивидуальным. Групповой анкетный опрос широко применяется в сфере физической культуры по месту учебы школьников, учащихся и студентов. Обычно анкетер работает с группой из 15-20 человек. При проведении индивидуального анкетирования производится раздача анкет каждому респонденту по месту жительства, учебы или работы. При проведении опроса необходимо придерживаться определенной процедуры:1. Создание необходимых оптимальных условий для проведения опроса 2. Точное и емкое объяснение цели и задач опроса, техники заполнения анкет.3. Исключение внешних негативных факторов. Интервьюирование Интервью – один из основных видов опроса, использующий непосредственное социально-психологическое взаимодействие между исследователем и респондентом в соответствии с поставленной целью. По форме интервью делятся на две группы: Свободное интервью носит характер непринужденной беседы, когда ни формулировка, последовательность, количество вопросов, ни предлагаемые ответы, способ их записи заранее не определяется. Формализованное интервью предполагает деятельную разработку всей процедуры опроса. По типу респондентов интервью бывают: ● с официальным лицом; ●с экспертом; ●с рядовым респондентом. По способу общения между исследователем и респондентом интервью подразделяются на: ●явные (лицом к лицу); ●скрытые (телефоны, по сети «Интернет»). Интервью подразделяются также по технике регистрации ответов – на протоколируемые и непротоколируемые. Наряду с положительными характеристиками интервьюирование имеет ряд проблем при сборе социологической информации. Вот некоторые трудности, возникающие при интервьюировании: 1. Поиск психологического контакта с каждым респондентом; 2. Значительные временные затраты; 3. Трудоемкость подготовки интервьюиров; 4. Решение проблемы анонимности. Характеризуя различные стороны интервью как исследовательского метода, необходимо обладать опр чертами:1) обладание высокой степенью коммуникабельности; 2) достаточная степень эрудированности; 3) умение нравиться окружающим; 4) профессионально разбираться в проблеме интервью; 5) быть психологически устойчивым от влияния интервьюируемого. Одним из основных условий, влияющих на получение достоверной информации при интервью является наличие качественного составленного вопросника. Особым видом опроса является экспертный опрос. К этому виду опроса социологи обращаются при необходимости проверки полученной информации. Одной из главных проблем экспертных опросов является проблема подбора экспертов. Наиболее распространенным методом подбора экспертов являются: документальный (основан на изучении характеристик, рекомендаций), метод тестирования (проведение р



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: