Западная социологи 20 века.




Первые идеи о создании особой науки об обществе, названной социологией, разработаны французским философом Огюстом Контом (1798 — 1857). По его мнению, истинная наука должна отказываться от неразрешимых вопросов, которые нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть, опираясь на факты. Называя социологию позитивной, О. Конт противопоставлял ее теологическим и метафизическим спекуляциям, умозрительным подходам к изучению общества.

Слово «позитивный», по разъяснению самого О. Конта, имеет несколько значений:● реальное в противоположность химерическому;● полезное в противоположность бесполезному; ●достоверное в противоположность сомнительному;● точное в противоположность смутному;● положительное в противоположность отрицательному. О. Конт отмечал, что позитивная социология базируется на научных наблюдениях, а не на воображении или догадках, и стремился сделать ее реальной, полезной, достоверной, точной, способствующей повышению организованности общества.

В частности, представления О. Конта об обществе как целостном организме развил английский мыслитель Герберт Спенсер (1820 — 1903). Уже в первой своей книге, вышедшей в 1851 г., он сформулировал «закон равной свободы», согласно которому каждый человек свободен делать все, что хочет, если он не нарушает равной свободы другого человека. Свобода индивидуальных действий, конкуренция и выживание наиболее приспособленных — вот все, что нужно для развития общества. С именем Г. Спенсера связана биологическая концепция в социологии, суть которой состоит в том, что общество рассматривается по аналогии с биологическим организмом. Центральное место в работах Г. Спенсера занимает идея социальной эволюции. По его мнению, это развитие общества по пути усложнения и совершенствования социальных институтов, причем такое развитие обусловлено потребностями и интересами людей. Тем не менее эволюция не означает улучшения жизни, речь идет об ускоряющемся движении от однородности к разнородности, при этом регресс имеет место так же часто, как и прогресс.Огромную роль в разработке и утверждении метода социологии сыграл французский социолог Эмиль Дюркгейм (1858 — 1917). Содержание его книги «О разделении общественного труда» гораздо шире заглавия и, по существу, составляет общую теорию социальных систем. Э. Дюркгейм полагал, что социология, имея объектом своего изучения общество, не должна претендовать на «всезнайство» об этом обществе — предметом ее интереса служат только социальные факты. Их нужно рассматривать как вещи и объяснять другими социальными фактами. При таком подходе главным двигателем социальной эволюции является внутренняя социальная среда.
Макс Вебер (1864—1920). Круг научных интересов М. Вебера необычайно широк. Он занимался античной, средневековой и новоевропейской историей хозяйства, права, религии и искусства, размышлял над природой капитализма, исследовал проблему урбанизации и другие вопросы. М. Вебер выделял четыре типа социального действия: ●целерациональный — когда человек ясно представляет себе цель действия и средства ее достижения, а также учитывает реакцию других людей на свои поступки; ● ценностно-рациональный — когда человек, не считаясь с последствиями, действует в соответствии со своими убеждениями и выполняет то, чего, как ему кажется, требуют от него долг, достоинство, религиозное предписание или важность какого-либо дела;●аффективный — когда действие совершается эмоционально, под влиянием чувства; ●традиционный — когда человек руководствуется привычкой.Большой интерес представляет социологическая система итальянского ученого Вильфредо Парето (1848 — 1923). Уподобляя социологию точным наукам (химии, физике, астрономии), он предлагал строго соблюдать логические правила при переходе от наблюдений к обобщениям с тем, чтобы обеспечить достоверность, надежность и обоснованность социологического знания. В. Парето истолковывал закон как «единообразие», повторяемость событий, которая имеет вероятностный характер и должна представляться в виде количественных формул и показателей. С его точки зрения, этические и ценностные элементы в исследовании ведут к искажению фактов, фальсификации, поэтому доверять можно только эмпирически обоснованным суждениям, полученным с помощью логико-экспериментального метода. Широко известна выдвинутая В. Парето концепция циркуляции (смены) элит, согласно которой основа общественных процессов — это творческая сила и борьба элит за власть.

9 Социология в дореволюционной России. В середине XIX века в российских общественных науках сформировалось два направления: славянофильство и западничество. Славянофилы подчеркивали особенность русской духовной культуры, самобытность русского народа, противопоставляя российское общество Западу. Наиболее яркими их представителями были Иван Киреевский, братья Аксаковы. Они выступили против, как они полагали, разрушительных сил западной культуры, считая, что только путем соблюдения традиций, под руководством церкви, русское общество может достичь гармонического единства в желаниях, эмоциях и разуме. Славянофилы отвергали все западные философские и социологические теории. В противоположность им, представители западничества считали российское общество частью западной цивилизации и выступали за более глубокую интеграцию российской культуры в мировую. Западники полагали, что наука, как часть духовной культуры, не имеет национальных границ и потому всячески способствовали распространению в российском обществе учений европейских философов, историков, социологов и экономистов.

Именно среди представителей западничества в России сформировались первые социологические школы. Зарождение социологии в России

Первоначально, российские социологи находились под сильным влиянием концепций их западных коллег, таких как Огюст Конт и Георг Зиммель. Однако, постепенно, российская социология стала приобретать самобытные черты и к началу XX века заняла прочное положение как одна из динамично развивающихся социологических школ Европы. Одним из первых заявил о себе как социолог, российский историк Николай Данилевский (1822—1885). Он считается создателем первой в истории социологии антиэволюционной модели общественного прогресса. Данилевский предложил естественную систему группировки исторических событий, учитывающую многообразие человеческой истории, исходя из определенных типов ее развития. Каждый социальный организм рассматривался им как целостная система, как целостный признак. По Данилевскому, «Человечество — отвлеченное понятие. Реальным выступают независимые системы как обособленные культурно-исторические типы». Социология в СССР

С 1917 года в России установился идеологический контроль над общественными науками, целый ряд направлений в философии, истории, социологии был объявлен вредными и, вслед за этим, была осуществлена высылка из страны, либо вынужденная эмиграция, части ученых и преподавателей, среди которых оказались и социологи, в том числе и Питирим Сорокин — ученый с мировым именем.Питири́мСоро́кин— русско-американский социолог и культуролог. Один из основоположников теорий социальной стратификации и социальной мобильности.

Возрождение социологии относят к 1960-м годам.


10Развитие социологии на Беларуси.Современная белорусская социология. Социологическая мысль Беларуси имеет давние традиции. Ее основы закладывались еще в XVIII-XIX веках в трудах Ф. Богушевича, К. Калиновского, А. Пашкевич и других известных ученых и общественных деятелей. В работах этих мыслителей предпринимается попытка научного изучения белорусской национальной самобытности, особого белорусского менталитета. Социологическая мысль в этот период тяготела к общим теоретическим построениям, сливаясь, с одной стороны, с социальной философией, а с другой – работами этнографического и демографического характера. К белорусским произведениям XIX в., имеющим важное значение для развития отечественной социологической мысли, относится творчество белорусских народников в Петербурге 80-х годов XIX в.: воззвания «К белорусской молодежи», «Письма о Белоруссии» Данилы Боровика, «Послание к землякам-белорусам», «К белорусской интеллигенции», поскольку в них рассматривались проблемы этнокультурного своеобразия белорусов. Социологическая мысль советского периода (1917-1991)

Научный статус социология в Беларуси приобретает при советской власти. В созданном в 1921 г. Белорусском государственном университете открыта кафедра социологии и первобытной культуры. В преподавании социологических дисциплин активно участвовали профессора В. И. Пичета, С. 3. Каценбоген, В. Н. Ивановский, С. М. Василейский и др.

На базе Института белорусской культуры, созданного в январе 1922 г., а в 1929 г. преобразованного в Академию наук Беларуси, проведены исследования в области социально-экономических и социально-культурных проблем развития белорусской нации (Е. Ф. Карский, С. М. Некрашевич), динамики социальной структуры белорусского общества (В. И. Игнатовский, М. В. Довнар-Запольский), проблем семьи, религии (С. Я. Вольфсон, Б. Э. Быховский), образования и воспитания (С.М. Василейский, А. А. Гайваровский, С. М. Ривес). В 1965 г. на общественных началах в г. Минске был открыт Институт социологических исследований. При институте работали курсы по подготовке социологов. В 1967 г. начали функционировать проблемные социологические лаборатории при БГУ, Институте народного хозяйства, и других ведущих вузах. В 1968 г. в составе Института философии и права АН БССР был создан сектор конкретных социальных исследований. В 1970 г. белорусские социологи впервые приняли участие в работе Международной социологической ассоциации в болгарском городе Варна. В 1976 г. учреждено Белорусское отделение Советской социологической ассоциации. В 1978 г. создан Сектор методологических проблем социологических исследований в Институте философии и права Академии наук Беларуси. В 1988 г. с постановлением ЦК КПСС «О повышении роли марксистской социологии в решении узловых проблем советского общества» в номенклатуре научных специальностей социология отделяется от философии.В 1989 г. открывается отделение социологии и кафедра социологии в БГУ, а в Академии наук БССР создается Республиканский центр социологических исследований (РЦСИ).В 1990 г. на базе РЦСИ создается Институт социологии АН БССР. Постсоветский период

В 1994 г. Белорусское отделение Советской социологической ассоциации преобразовано в Белорусскую социологическую ассоциацию (БСА).С 1997 г. выходит журнал «Социология».В 2000 г. на основе БСА создано Белорусское общественное объединение «Социологическое общество».

 

 

11 Общество как социально-экономическая система и социокультурная система. Общество – исторически развивающаяся целостная система отношений и взаимодействий между людьми, их общностями и организациями, складывающаяся и развивающаяся в процессе их совместной деятельности.

Э. Дюркгейм видел первооснову общества в коллективном сознании. По М. Веберу, общество – это продукт социальных действий. С точки зрения К. Маркса, общество – это развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их совместной деятельности.

При рассмотрении и изучении общества часто используется сферный принцип, согласно которому в общество входят четыре сферы:● экономическая – материальные, производственные отношения между людьми и их объединениями;● политическая – деятельность политических институтов и организаций, органов власти, правоохранительных органов, социальных и политических движений, политических лидеров разного уровня;● духовная – образование, наука, общественное сознание, религия, культура, искусство;●социальная – взаимодействующие общности разного рода людей: классы, этносы, социальные слои, группы, организации.

Все сферы жизнедеятельности общества функционируют в теснейшей взаимосвязи, выполняя определенные функции в обществе и являясь сложными общественными подсистемами. Отличительные признаки общества: ●Социальность, выражающая общественную сущность жизни людей, специфику их социальных отношений, социальных взаимодействий и социальных связей.● Способность поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность взаимодействий между людьми, которые действуют относительно друг друга.● Территория, от которой зависят многие особенности общества (для сравнения можно взять образ жизни, обычаи, культуру и религию эскимосов, неразрывно связанных с особенностями арктической территории и те же характеристики жителей Восточной Европы – белорусов, украинцев, русских).● Существование в социальном пространстве и социальном времени.● Высокий уровень самоутверждения и саморегуляции, позволяющий обществу без вмешательства извне создавать высокий уровень организации социальных взаимодействий, обеспечивающий его устойчивое саморазвитие и самовоспроизводство, удовлетворение жизненных потребностей людей.● Наличие специальных органов для осуществления саморегуляции – социальных институтов. ●Существование субъектов социального развития (отдельных индивидов, групп, общностей, институтов), без сознания, воли и деятельности которых невозможны социальные изменения.● Наличие социальной структуры, элементами которой могут быть:• социальные институты;• социальные общности• социальные группы, классы, слои;• социальные организации;• человеческие индивиды. Одним из важнейших факторов развития общества является культура. Культура – 1). В широком смысле – совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения. 2). В узком смысле – система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей.

 

12 Типологии обществ. Типология – метод научного познания, в основе которого лежит расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной, идеализированной модели или типа.

Наиболее устойчивой в современной социологии считается типология, основанная на выделении традиционного, индустриального и постиндустриального обществ. Традиционное общество —это общество с аграрным укладом, малоподвижными структурами и способом социокультурной регуляции, основанном на традициях (традиционное общество). Поведение индивидов в нем строго контролируется, регламентируется обычаями и нормами традиционного поведения, устоявшимися социальными институтами, среди которых важнейшим будут семья, община. Отвергаются попытки любых социальных преобразований, нововведений. Для него характерны низкие темпы развития, производства. Важным для этого типа общества является устоявшаяся социальная солидарность, что установил еще Дюркгейм, изучая общество австралийских аборигенов. Традиционное общество характеризуется естественным разделением и специализацией труда, персонализацией межличностного общения, неформальным регулированием взаимодействий, связанностью членов отношениями родства, примитивной системой управления общностью.

Современные общества отличаются следующими чертами: ролевым характером взаимодействия (ожидания и поведение людей определяются общественным статусом и социальными функциями индивидов); развивающимся глубоким разделением труда (на профессионально-квалификационной основе, связанной с образованием и опытом работы); формальной системой регулирования отношений (на основе писаного права: законов, положений, договоров и т. п.); сложной системой социального управления (выделением института управления, специальных органов управления: политического, хозяйственного, территориального и самоуправления); секуляризацией религии (отделением ее от системы управления); выделением множества социальных институтов (самовоспроизводящихся систем особых отношений, позволяющих обеспечивать общественный контроль, неравенство, защиту своих членов, распределение благ, производство, общение). К ним относятся индустриальное и постиндустриальное общества. Индустриальное общество — это тип организации социальной жизни, который сочетает свободу и интересы индивида с общими принципами, регулирующими их совместную деятельность. Для него характерны гибкость социальных структур, социальная мобильность, развитая система коммуникаций.В 1960-е гг. появляются концепции постиндустриального (информационного) общества (Д. Белл, А. Турен, Ю. Хабермас), вызванные резкими изменениями в экономике и культуре наиболее развитых стран. Ведущей в обществе признается роль знания и информации, компьютерных и автоматических устройств. Индивид, получивший необходимое образование, имеющий доступ к новейшей информации, получает преимущественные шансы продвижения по лестнице социальной иерархии. Основной целью человека в обществе становится творческий труд.Негативной стороной постиндустриального общества выступает опасность усиления социального контроля со стороны государства, правящей элиты через доступ к информации и электронным средствам массовой информации и коммуникации над людьми и обществом в целом.

Жизненный мир человеческого общества все сильнее подчиняется логике эффективности и инструментализма. Культура, в том числе традиционные ценности, разрушается под влиянием административного контроля, тяготеющего к стандартизации и унификации социальных отношений, социального поведения. Общество все больше подчиняется логике экономической жизни и бюрократическому мышлению.

Отличительные черты постиндустриального общества:● переход от производства товаров к экономике услуг;●возвышение и господство высокообразованных профессионально-технических специалистов;●главная роль теоретического знания как источника открытий и политических решений в обществе;●контроль над техникой и возможность оценки последствий научно-технических нововведений;●принятие решений на базе создания интеллектуальной технологии, а также с использованием так называемой информационной технологии.

 

13 Общество как социальная система.
Общество понимается в научном и обыденном смысле. В обыденном сознании понятие "общество" характеризует группу людей, имеющих между собой что-то общее (например профессиональное общество). В научном понимании общество — это устойчивое и саморазвивающееся объединение людей, связанных между собой общим интересом и взаимодействующих друг. Общество как система

Понятие система означает целое, состоящее из частей соединение. Совокупность этих частей (элементов) находится в устойчивых отношениях и связях друг с другом, образует определенную целостность и единство. Основными системными категориями являются принцип целостности, принцип структурированности, принцип иерархичности компонентов системы, принцип обратной связи системы со средой. Свойства системы несводимы к сумме свойств составляющих ее элементов. И свойства элементов не выводятся из свойств целого.Главным стимулирующим фактором общества становится социальная структура, которую оно создает: социальные подсистемы, социальные институты, социальные общности, социальные роли и т.д. Все они функционально зависимы, что придает совокупности элементов социальной системы свойства, которыми в отдельности не обладает ни один из них. Вместе с тем каждый элемент системы — сам небольшая система.Общество как динамическая система (система, целое, составленная из частей совокупность);

Экономическая подсистема (отношения в процессе материального производства); Социальная подсистема (взаимодействие классов, социальных групп, слоев); Правовая подсистема; Демографическая подсистема; Политическая подсистема (деятельность государственных организаций, политических институтов, партий); Духовная подсистема (развитие и взаимодействие общественного сознания, науки, искусства, образования). Изучение общества как целостной динамичной саморазвивающейся системы предполагает также объединение различных знаний об обществе в целостную систему. Вычленить, проанализировать устойчиво повторяющееся, типичное.для жизни общества можно именно с помощью метода системного анализа.Т. Парсонс формулирует четыре основные функции, без развития и совершенствования которых общество не может существовать: Адаптационная функция обеспечивает способность общества к адаптации, т.е. приспособлению к изменяющимся условиям как в нем самом, так и во внешней среде. Целеполагающая функция определяет способность общества ставить цели и задачи, устанавливать их иерархию и обеспечивать процесс их достижения. Стабилизационная функция заключается в способности общества сохранять свою устойчивость за счет норм и ценностей, усваиваемых индивидом и снимающих напряжение в системе. Интеграционная функция позволяет обществу включать в свою систему новые поколения, новообразования, неизбежно возникающие в ходе его развития.


14 Понятие социальных институтов, их основные функции в обществе. Социальный институт - это совокупность статусов и ролей, необходимых материальных, культурных и других средств и ресурсов, направленных на выполнение определенной социально значимой функции. В содержательном плане социальный институт - это определенная совокупность целесообразно ориентированных стандартов поведения в определенной ситуации. В процессе своего функционирования социальный институт на основе выработанных им правил, норм поведения и деятельности стимулирует соответствующие стандартам типы поведения, одновременно подавляя, корректируя любые отклонения от принятых норм. Таким образом, любой социальный институт осуществляет социальный контроль, то есть упорядочивает поведение членов социального института с целью максимально эффективного выполнения возложенных на данный институт задач. Типология социальных институтов● Институт семьи и брака удовлетворяет социальную потребность в воспроизводстве и первичной социализации населения.● Политические институты удовлетворяет социальную потребность в обеспечении управления, координировании общественных процессов, социальном порядке и сохранении социальной стабильности.● Экономические институты удовлетворяет социальную потребность в материальном обеспечении существования общества.● Институт культуры удовлетворяет социальную потребность в аккумуляции и передаче знаний, структуризации индивидуального опыта, сохранении универсальных мировоззренческих установок; в современном обществе важной задачей становится вторичная социализация, чаще всего связанная с образованием.● Институт религии (церковь) удовлетворяет социальную потребность в обеспечении, структуризации духовной жизни.

Социальные институты - это постоянно развивающиеся системы. Более того, в обществе постоянно идет процесс формирования новых социальных институтов, когда определенные социальные отношения требуют придания им более четкой структурированности, закрепленности. Такой процесс называется институционализацией. Этот процесс состоит из нескольких последовательных этапов:●возникновение социально значимой потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий определенного числа индивидов;●осознание общих целей, достижение которых должно приводить к удовлетворению основной потребности;●появление и закрепление процедур, связанных с нормами и правилами;
- установление системы санкций для поддержания исполнения норм и правил, регулирования совместной деятельности;●создание и усовершенствование системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института. Функции социальных институтов: ● Функция закрепления и воспроизводства общественных отношенийИнтегративная функция●Регулятивная функцияТранслирующая функция.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: