Организационное поведение.
Билет 47. Типы конфликтов в организации. Причины возникновения конфликтов и способы их регулирования.
Конфликт – несогласие между двумя или более сторонами, когда каждая сторона старается сделать так, чтобы были приняты именно ее взгляды или цели и помешать другой стороне сделать то же самое.
Типы конфликта.
· Внутриличностный=Ролевой(один человек)(две и более ролей)
· Межличностный.
· Между личностью и группой.
· Межгрупповой.
Причины конфликта:
· Распределение ресурсов
· Взаимозависимость задач
· Различия в целях
· Различия в представлениях и ценностях
· Различия в жизненном опыте
· Неудовлетворенные коммуникации
Взаимозависимость задач:
Подчиненный зависим на задаче, от оценки начальника (как его оценят). Технологическая цепочка. Сотрудники
Направления регулирования конфликта
Кооперация (связана с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт), напористость (характерен акцент на защите собственных интересов). Противоборство (стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому), уступчивость (принесение в жертву собственных интересов ради другого), компромисс (взаимная уступка сторон), избегание (отсутствие стремления к кооперации и отсутствие тенденции к достижению собственных целей), сотрудничество (участники конфликта приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон).
Нет лучшего способа. Зависит от ситуации.
Почти нереально найти вариант подходящий всем, не используя уступку.
Ролевые конфликты
Ситуации, приводящие, к ролевым конфликтам:
· Человек одновременно выполняет несколько взаимоисключающих в отдельных моментах ролей
· Противоречивое распоряжение или задача, требующая одновременного соблюдения правил выполнения роли и достижения результата, недостижимого при соблюдении данных правил
· Работник организации должен играть роль, которая занимает пограничную или двойственную позицию, по отношению к которой существуют взаимоисключающие ожидания (был сотрудником стал начальником)
Способы регулирования ролевых конфликтов
применяется только когда этот конфликт диагностирован другим вышестоящим управленцем
· Изменение содержания и способа осуществления роли
· Изменения людей, исполняющих конкретную роль
· Их перестановка (людей и ролей)
Власть, лидерство, мотивация - смежные темы
Билет 48. Основные потребности человека в организации. Основные точки зрения на проблему.
Пирамида Маслоу.
Пример Колесниковой:
Кататься на велике по лестницам перед телками - физиологическая потребность пикап мастера потрахаться.
Аутизм – исключение из правил пирамиды маслоу.
МакКлеланд Потребности:
1. Достижения
2. Соучастия
3. Властвования (власть ради власти; Власть ради постановки задач для достижения целей)
По Герзбергу есть неудовлетворенность и удовлетворенность и отсутствие удвл и неудвл
Маркгрегор «Х и У»
Альдерфер
Билет 49. Управленческое общение: сущность, функции, технология.
Определение управленческого общения – взаимодействие с подчиненными с целью изменения их деятельности в нужном направлении, поддержания в заданном или формирования в необходимом направлении.
Изменение, поддержание, формирование
Функции:
1. Отдача распоряжений (распорядительная)
2. Получение обратной связи
3. Контрольная (оценочная)
Контрольные функции: получение обратной связи и контрольная(оценочная)
Различия: контролирует как понял (2)и выполнил (3) распоряжение
Технология: как поняли и как приняли
Условия понимания распоряжения:
1. Единство профессионального языка, на котором отдается распоряжение
2. учет уровня интеллекта и общей культуры
3. полнота информации
4. логичность изложения
5. сконцентрированность внимания
4й логичность изложения логическая последовательность действий
2й про менталитет
Первый закон управленческого общения:
Понять не значит принять! (пролить кофе на кого-то Исаев)
2й:
Положительное отношение к отдающему распоряжение
Условия принятия распоряжения:
1. Непротиворечивость того, что должен сделать подчиненный, его принципиальным взглядам и позиции по данному вопросу.
2. Если личные интересы подчиненного не совпадают (полностью или частично) с интересами дела, а вы хотите, чтобы он выполнил ваше задание с желанием, - ищите и покажите ему его личный интерес.
3. При прочих равных условиях люди легче воспринимают позицию того человека, к которому испытывают эмоционально положительное отношение, и наоборот, труднее принимают, а нередко и отвергают позицию того человека, к которому испытывают эмоционально отрицательное отношение.
Понимание всегда необходимо. А условие принятия можно не соблюдать.
По жизни всегда оба набора условий.
+аттракция – бессознательное эмоциональное положительное отношение к оппоненту (личная жизнь, улыбка, комплименты) коммуникация, нисходящая восходящая