Равновесные кривые для товаров, не являющихся предметами повседневного спроса




Случаи равновесных кривых для товара повседневного спроса определяются месторасположением линии максимальных объемов поверхности спроса и поверхности предложения. Для товаров, которые не являются предметами повседневного спроса или являются предметами роскоши, кривые имеют примерно одинаковый вид. Они отличаются друг от друга разве только тем, что какая-то из них более полога, чем другая.

Это объясняется тем, что линия максимальных объемов поверхности спроса каждого из этих двух товаров не будет проходить параллельно плоскости цена-доход, а будет стремиться к ней с увеличением цены и при достижении некоторых предельных значений совпадет с ней. При этом платежеспособный спрос на данный товар будет отсутствовать. Это в свою очередь означает, что поверхность предложения не пройдет ниже линии максимальных объемов поверхности спроса (третий случай рисунка 2) и никогда не совпадет полностью с ней (второй случай рисунка 2). Поверхность предложения, находящаяся ниже поверхности спроса в области малых цен, всегда с увеличением цен проходит выше поверхности спроса после ее пересечения.

Это, однако, не означает, что равновесная кривая будет подобна равновесной кривой первого случая для товара повседневного спроса. Принципиальное отличие будет заключаться в том, что равновесная кривая не уходит в бесконечность в трехмерном пространстве, как это было в случае предметов повседневного спроса, а с увеличением дохода стремится к плоскости цена-доход и совпадает с ней - при достижении определенного достатка потребитель перестает интересоваться данным товаром.

Рисунок 1. Проекция равновесной кривой на плоскость объем-доход для предметов, не являющихся необходимыми

Вновь воспользуюсь не изображением кривой в пространстве, а ее проекциями на плоскости объем-доход и цена-доход. Первая проекция кривой на плоскость объем-доход изображена на рисунке 1.

На ось доходов рисунка нанесены два граничные значения дохода - Сmin и Cmax. Первое значение характеризует тот доход, при котором потребитель уже имеет возможность приобретать данный товар в малых ненулевых количествах. Второе значение характеризует тот доход, при котором интересы покупателя полностью переключаются на другой товар.

Аналогичный вид будет иметь проекция кривой на плоскость цена-доход (рисунок 2).

Рисунок 2. Проекция равновесной кривой на плоскость цена-доход для товара, не являющегося необходимым.

В отличие от предыдущего рисунка проекция равновесной кривой на плоскость цена-доход начинается и заканчивается в точках с одним и тем же значением ординаты, характеризующей себестоимость товара.

Полученные в первой части работы результаты являются, безусловно, новыми. Кое-кому из читателей может показаться, что они не представляют особого интереса и новизна эта не имеет дальнейшего развития. Это, однако, не так. Во-первых, опираясь на результаты первой части работы, удается развить целый ряд уже существующих теоретических положений экономики. Во-вторых, новые знания дают возможность получить ряд принципиально новых направлений в теории. В-третьих, можно получить обоснованные предложения для практического использования там, где ранее экономическая теория могла давать лишь очень <туманные> рекомендации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: