В заключении рассмотрим вопрос о роли оценки в становлении мотивации учения. Необходимость особого рассмотрения этого вопроса вызвана тем, что, с одной стороны, оценка работы ученика играет, несомненно, огромную мотивационную роль в его деятельности, а с другой - проблема оценки, пожалуй, в настоящее время наиболее дискуссионная. Формы ее выражения, т.е. отметки, которые до сих пор распространены от весьма далеких времен и порой не соответствуют сегодняшним задачам школы и условиям ее работы.
С психологической точки зрения важна не любая мотивация учебной работы учащихся, а такая, которая основана главным образом на познавательной потребности и интересе учащихся, на признаваемой ими результативно-процессуальной ценности этой деятельности. Между тем, когда учителя с момента появления ребенка в школе постоянно и весьма часто пользуются отметкой как мотивирующим средством, как средством побуждения ученика к активной работе, то тем самым они сдвигают центр мотивационной сферы его деятельности с самой деятельности, с ее результата и процесса на оценку деятельности, т.е. на что-то внешнее по отношению к этой деятельности. Отметка в этом случае приобретает в глазах школьника самодовлеющую ценность и заслоняет подменную ценность его деятельности.
Деятельность учащихся, не подкрепленная в должной мере познавательной потребностью и интересом, направленная на внешние ее атрибуты, на отметку, становится недостаточно эффективной, отметка зачастую становится неадекватной. Это приводит к тому, что отметка для многих учащихся перестает играть мотивирующую роль, а тогда и сама учебная работа теряет для них всякую ценность. Вот почему в последние годы педагоги, методисты, психологи и сами учителя усилено ищут новые формы оценки учебной работы учащихся.
|
Для формирования положительной устойчивой мотивации учебной деятельности важно, чтобы главным в оценке работы ученика был качественный анализ этой работы, подчеркивание всех положительных моментов, продвижений в освоении учебного материала и выявление причин имеющихся недостатков, а не только их констатация. Этот качественный анализ должен направляться на формирование у учащихся адекватной самооценки работы, ее рефлексии. Бальная отметка должна занимать в оценочной деятельности учителя второстепенное место. Особенно осторожно надо использовать в текущем учете неудовлетворительные отметки, а на первых порах обучения, по-видимому, лучше вовсе их не использовать. Вместо этого надо просто указывать на имеющиеся пробелы в работе, отмечая, что того-то и того-то ребенок еще не знает, пока не усвоил, не умеет. Такой анализ надо где-то фиксировать. При тематической форме учета и оценки работы, учащихся это легко сделать.
Для того чтобы развивать у учащихся умения самооценки и самоконтроля работы, следует использовать разные формы взаимопроверки и взаимооценки, задание на рефлексию (анализ) своей деятельности. Как показывают многолетние эксперименты, все это формирует у учащихся правильное и рациональное отношение к отметке, как к важной, но, конечно, не самой существенной ценности в работе.
Итак, мы рассмотрели разные пути развития положительной устойчивой мотивации учебной деятельности учащихся. Для развития мотивации следует использовать не один путь, а все пути в определенной системе, так как не один из них, сам по себе, не может играть решающей роли в развитии учебной мотивации всех учащихся. То, что для одного ученика является решающим, для другого может им не быть. В совокупности, в комплексе все указанные пути являются достаточно эффективным средством развития положительной мотивации учения у школьника.
|
5. Особенности развития эмоций младшего школьника.
У каждого человека эмоции проходят сложный путь развития. Прежде чем говорить об особенностях закономерностей формирования эмоциональности школьников различных возрастов и, в частности, школьников младшего школьного возраста, следует кратко охарактеризовать главные направления развития эмоций человека.
Прежде всего, развитие заключается в постепенной дифференциации эмоций - обогащении качественной палитры переживаний. Одновременно с этим меняется содержание эмоций: усложняются объекты, расширяется круг этих объектов, эмоции новорождённого примитивны: удовольствие от насыщения, купания, неудовольствие от спазмов пустого желудка, мокрых пелёнок. Эти недифференцированные эмоции связаны лишь с органическими первичными потребностями.
По мере того как дети развиваются, они начинают усваивать правила проявления чувств, то есть специфических для данной культуры нормы выражения эмоций в конкретной обстановке или при общении с конкретным человеком либо, с определённым кругом людей. (14,с.15)
Эмоции младшего школьника чрезвычайно богаты оттенками. Эмоциональный отклик вызывает у него самые разнообразные явления: события, происходящие в его непосредственном окружении и во всём мире, взаимоотношения с другими людьми, свои собственные дела, поступки, мысли, чувства, мир прекрасного. Особенно богаты оттенками эмоции, которые рождаются при общении человека с другими людьми: это и сопереживание, и сочувствие, и ненависть, и жалость, и зависть, и гнев, и умиление, и презрение.
|
Важнейшее значение в эмоциональном развитии ребёнка имеют общение с окружающими людьми и игра, в процессе которых формируются основы социальных чувств, возможность получить одобрение, признание взрослых и сверстников, особый статус.
К концу дошкольного возраста ребёнок представляет собой в известном смысле личность. Он отдаёт себе отчёт в том, какое место занимает среди людей и какое место ему предстоит занять в ближайшем будущем. Одним словом, он открывает для себя новое место в социальном пространстве человеческих отношений. Как мы уже говорили, младший школьный возраст обещает ребёнку новые достижения в новой сфере человеческой деятельности -учении. Учебная деятельность требует от ребёнка новых достижений в развитии речи, внимания, памяти, воображения и мышления; создаёт новые условия для личностного развития ребёнка.
Януш Корчак, обращаясь к учителям, писал: "Если вы умеете определять радость ребенка и её силу, вы должны знать, что самая высокая радость -- преодоленной трудности, достигнутой цели, раскрытой тайны, радость триумфа и счастья самостоятельности, овладения и обладания ". Сухомлинский В.А говорил "дать радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувства гордости, собственного достоинства - это первая заповедь воспитания". (17,с.33)
Одна и основных целей воспитания эмоций - формирование радостного положительного отношения к жизни. Однако это вовсе не исключает а, напротив, предполагает воспитание адекватных отрицательных эмоциональных откликов на события, заслуживающие отрицательного отношения. Необходимо учить детей не только радоваться, но и печалиться, осуждать, возмущаться, ненавидеть. Необходимо воспитывать содержательную сторону эмоций, то есть научить детей не бояться трудностей, радоваться успехам и радостям окружающих, сопереживать, осуждать неблаговидные поступки, раскаиваться по поводу собственных ошибок.
К.Д.Ушинский говорил о том, что счастье не может быть беззаботным и бездумным. Януш Корчак, страстно защищавший право детей на каждодневную радость, призывал специально учить их науке ненависти, распознаванию лжи. В.А.Сухомлинский, в системе воспитания которого эмоциям и чувствам уделялось особое внимание, писал: "Не уводите ребёнка от мрачных сторон человеческой жизни. Пусть дети знают, что в нашей жизни есть не только радости, но и горе, пусть горе других людей входит в сердце ребёнка ".
Осваивая новые знания, слушая сказки и истории, которые читает учитель, созерцая явления природы, рассматривая иллюстрации к книжкам и ориентируясь на эмоциональное отношение учителя к тому, что разбирается на уроке, ребенок осваивает не только информацию, но и ее оценку взрослыми. Он учится эмоционально - целостному отношению к окружающему миру. Обучение разными средствами учит ребенка чувствам прекрасного, комического и другого. Ребенок через внешнее подражание или внутреннее глубинное проникновение в явления жизни открывает для себя палитру новых человеческих эмоций и чувств. Чем больше узнает младший школьник об окружающем мире, тем более разнообразными и сложными становятся его чувства.
Учение и коллективная деятельность способствует развитию у детей высших чувств. У младшего школьника интенсивно формируются такие моральные чувства, как чувство любви к родине, чувства коллективизма, сочувствия, чувство долга и ответственности, умение подчинять свои чувства и личные интересы общим целям и интересам коллектива.
Ребенок в младшем школьном возрасте несет в себе весь комплекс чувств, уже сформированных в притязаниях на признание. Он имеет совесть, и мы можем вызывать к ней. Он знает, что значит должен, обязан. У него пробуждается чувство гордости или стыда в зависимости от проступка. Он может гордиться не только поступком, который одобрил взрослый, но и своими положительными качествами (смелостью, правдивостью, готовностью поделиться с другими), которые он хорошо осознаёт. (42, с. 38)
Возникновение эмоций у младших школьников связано с конкретной обстановкой. Непосредственные наблюдения тех или иных событий или яркие жизненные представления и переживания - все вызывает у детей этого возраста соответствующие эмоции. Всякого рода словесные нравоучения, не связанные с определенными примерами и жизненным опытом детей, обычно не вызывают у них нужных эмоциональных откликов. Это важно учитывать и в учении: эмоционально окрашенные факты запоминаются детьми прочнее и на более длительный срок, чем факты, им безразличные. Поэтому эмоциональная приподнятость должна служить основой всякой воспитательной работы. Чем младше ребенок, тем это положение имеет большее значение.
Что касается эстетических чувств, то у младших школьников они более интенсивно развиваются в деятельности, нежели при восприятии художественных произведений. Рисуя, младшие школьники учатся видеть яркие, солнечные цвета, такие веселые, что разглядывать их приятно. Ребенок узнает, что сильные впечатления производят одни сочетания цветов, например, сочетание, светло - зеленого с красным, а другие сочетания цветов выглядят мрачно, например, черного с фиолетовым. Но при восприятии картины, дети обращают внимание, прежде всего, на ее содержание и не видят других художественных особенностей. (36, с. 15)
При соответствующем музыкальном обучении и воспитании значительно расширяются и углубляются эстетические переживания детей, им становится понятным и содержание некоторых музыкальных произведений. Большие возможности для формирования эстетических чувств представляет знакомство с природой, особенно когда это сочетается с изучением произведений искусства (слушанием соответствующей музыки, чтением рассказов и стихотворений, рассматриванием картин и репродукций и т. д.). Искусство поможет увидеть прекрасное в природе, а природа научит детей лучше видеть, слышать и понимать произведения искусства.
Видение и переживание красоты окружающего мира -- один из важнейших источников понимания и переживания радости бытия, красоты жизни. Чувства, которые пробуждаются под влиянием восприятия тончайших оттенков окружающего мира, развивают чуткость, впечатлительность души.
Как указывал Ш.А. Амонашвили, духовный мир ребенка может обогащаться только в том случае, если он это богатство впитывает через чувства сопереживания, через познавательный интерес. Насильно обогащать этот мир невозможно; он обязательно заполнится, в него обязательно вселятся образы, впечатления, возникнут переживания, мысли, идеалы, убеждения. (41, с.12)
Личностная готовность к школе заключается в готовности не к усвоению знаний, а к новому положению в обществе, к новым отношениям. Все большую значимость для школьника приобретает коллектив одноклассников, сверстников, отношение товарищей, их мнение. Потребность общения со сверстниками постепенно превращается в одну из главных. Поэтому такое общение становится одним из основных источников разнообразных эмоций. Таким образом, основной почвой и для положительных, и для отрицательных переживаний младшего школьника является все то, что связано с учением и общением со сверстниками.
Начало обучения в школе порождает существенные изменения в эмоциональной жизни детей, у них постепенно развивается умение владеть своими эмоциями, хотя самые младшие школьники еще не могут сдерживать проявления эмоций.
Эмоциональные состояния можно условно разделить на благоприятные (положительные) и неблагоприятные (отрицательные) в зависимости от степени эмоциональной удовлетворенности и вовлеченности ребенка в деятельность.
Благоприятные состояния способствуют личностному развитию ребенка и включению его в продуктивную деятельность, они повышают психическую активность, обеспечивают настроенность на решение той или иной задачи. Можно выделить такие типичные благоприятные состояния, как радость, удовольствие, веселье, восторг, спокойствие, удивление.
Положительные чувства у младших школьников возникают и от решения интеллектуальной игровой задачи, и в процессе спортивного соперничества. Продолжает развиваться сюжет ролевых коллективных игр, в плане отражения разнообразных сторон общественной жизни. По мере усложнения сюжета, отраженных в нем разных взаимоотношений между людьми, в процессе разрешения конфликтных ситуаций, возникающих по ходу игры, развиваются нравственные чувства детей.
Однако не следует переоценивать возможности младшего школьника. Осознание своих чувств и соответственно понимания чувств других людей у них еще далеко не совершенны. Они часто не в состоянии правильно воспринимать мимику лица, выражающих то или иное чувство, неверно истолковывают выражение тех или иных чувств окружающих, что влечет за собой и неадекватную реакцию ребенка.
Драматические события, увиденные в театре, кино, пережитые в семье, приводят к страху, испугу и могут длительное время волновать ребенка, отвлекать от учебы. Неблагоприятное состояние дает ощущение дискомфорта и неблагополучия и предполагает нарушение меры (например, осторожность -страх, гнев - ярость). К типичным неблагоприятным состояниям школьников можно отнести грусть, обиду, тревогу, эмоциональную напряженность, агрессию, страх. (14, с.76)
Неблагополучие индивида, испытывающего подобное состояние, проявляется в психической неуравновешенности, отсутствии гибкости, ответственности и смысла конкретного действия, поступка. Любые раздражители (действия одноклассников, предложенное задание и другое) в этот момент преломляются через призму неблагоприятного состояния. Вся личность подчинена сильным переживаниям, пронизывающим систему отношений и поведение ребенка.
Чувство тревоги неизбежно сопровождает учебную деятельность ребенка в любой, даже самой идеальной школе. Более того, вообще никакая активная познавательная деятельность человека не может не сопровождаться тревогой. Ведь сама ситуация познания чего-то нового, неизвестного, ситуация решения задачи, когда нужно приложить усилия, всегда таит в себе неопределенность, противоречивость, а следовательно, и повод для тревоги.
Полностью снять тревогу, устранив все трудности познания невозможно, да и не нужно. И учение, и развитие личности ребенка наилучшим образом протекает не тогда, когда тревога близка к нулю, а когда она находиться на оптимальном (не слишком высоком) уровне, и когда ребенок обучен адекватным способам борьбы с ней.
Следовательно, задача учителя заключается не в том, чтобы полностью изгнать тревогу и добиться абсолютного душевного спокойствия детей, а в том, чтобы, во-первых, удержать тревогу не выше определенного уровня, во-вторых, дать ребенку средство конструктивного преодоления ее. Большинство учителей пытаются освободить свои взаимоотношения с учениками от всякого страха.
песня жанровый эмоциональный школьник
Вывод
Итак, при воспитании эмоций надо стремиться к тому, чтобы школьники остро чувствовали радость бытия, были счастливы. Надо воспитывать у них радость от каждого прожитого дня и стойкость в преодолении трудностей, глубокий и действенный отклик на все, что с нравственной точки зрения заслуживает сочувствие или осуждение. Учителя должны доводить до сознания детей, начиная с младшего школьного возраста, притягательность, социальную значимость таких содержательных эмоциональных свойств, как отзывчивость, умение сопереживать, доброта, любовь к труду. Следует подчеркивать ценность и таких свойств, как оптимизм, жизнерадостность, эмоциональная устойчивость. Влияние педагогов на самовоспитание содержательных эмоциональных свойств означает, по сути, участие в формировании у детей внутренних моральных инстанций, то есть является частью нравственного воспитания, нацеленного на воспитание всесторонне развитой личности.
6. Особенности развития рефлексии младшего школьника.