Костюм: история, стили, гамма.




Задание №17

Эта новая тема также связана с предыдущими и последующими темами. Здесь мы увидим костюмы к спектаклям и тематическим выставкам, относящиеся к разным историческим эпохам, разным народам и разным сословиям. Если действие происходит в Древней Руси, то какие костюмы носили тогда? Как был одет, например, сказочный Царь? А Царевич или Царевна?

А как одевались крестьянские девушки и парни на Руси? Как выглядели дивчины и парубки в украинских сказках? А в Японских?

Во многих предыдущих темах мы уже видели стилизованные костюмы разных народов: Мушкетёр – это Франция, Маугли – это Индия, Екатерина II и Потёмкин – Россия. Царь, Царевич, Василиса, Князь Гвидон – это сказочная Древняя Русь.

Давайте сравним, как одеты Царь или Царевич – и простые крестьянские дети, их родители, герои русских народных сказок.

На этих фото – Емеля из сказки «По Щучьему веленью» и Терёшечка. Обратите внимание, костюмы мальчиков могут быть со складкой на штанишках, имитирующей ножки, а можно такие ножки пришить отдельно и надеть на них башмачки или лапти. Характерная деталь одежды мальчиков – рубашка с пояском, она надевается навыпуск, ворот глухой или косоворотка.

Рукава, ворот и низ рубахи отделаны вышивкой, наш вариант – тесьма или атласная лента. Лентами обшиваем и сарафаны для девочек и женщин, персонажей сказок «Гуси-лебеди» и «Сказка о рыбаке и рыбке».

Царь в бармах с державой и скипетром. Исторический костюм Царя, каким мы его можем увидеть в музее, значительно отличается от кукольного. Но нам помогает сценическое расстояние и сценическая условность. Важно, чтобы цвет, силуэт и детали оформления были узнаваемыми.

Костюмы Ивана-царевича, Василисы Премудрой. Обратите внимание на сочетание цветов – здесь тёмно-зелёный кафтан с тёмно-красной отделкой и отбивкой жёлтым сутажом. Конечно, это тоже стилизация.

Все детали, которые были бы мелкими или выполненными тонкой вышивкой, с расстояния первого ряда уже не видны, сценический свет ещё больше «прячет» детали тонкой работы, а значит, в нашем деле такие детали не нужны. Мы используем приём стилизации.

Эти костюмы напоминают о Лукоморье: «Через леса, через моря колдун несёт богатыря…»

Достаточно найти иллюстрации к сказкам Пушкина – и перед нами готовые эскизы костюмов для персонажей: доспехи Богатыря, его кольчуга, шлем и плащ, халат и чалма Колдуна, башмаки с загнутыми носами…

Мы укрупняем рисунок орнамента, если он нужен в оформлении костюма или декорации, и заменяем тонкое золотое шитьё на золотистую тесьму, как это было сделано в костюме Потёмкина, по этому же принципу стилизуем одежды Царя Салтана, Князя Гвидона, Ивана-царевича, Богатыря.

В нарядах дам европейского ХIII века нам тоже важно создать силуэт, подчеркнуть тонкую талию, сшить пышные драпированные юбки на фижмах, добавить шляпки, цветы и банты, бусы и веера…

На этом фото испанский Гранд танцует с Дамой в наряде Осени.

Иногда в костюмах такого типа мы прибегаем к откровенно карнавальному варианту, как это было с экспонатами выставки «Вальс цветов». Как сделать кукольную выставку на такую тему? Решили, что каждая кукла придёт на карнавал цветов в костюме какого-нибудь красивого садового цветка, например, Пиона и Нарцисса, Алой Розы и Чёрного Тюльпана, Колокольчика, Василька и Мака…

С одной стороны – эти наряды напоминают бальные платья дам времён Екатерины II, с другой – это карнавальные костюмы, где одни цветы (в волосах) укрупнены, другие выполнены в виде шляпок или юбок.

 

По европейской моде одеты наши Волшебница и Фея Солнца…

Эльза из сказки «Холодное сердце» и Оле Лукойе, Пьеро, Мльвина и… Красная Шапочка, но её наряд – простонародное платьице с корсажем, крестьянская шапочка – колпачок с отворотами-«крылышками»

Пьеро тоже из бедного сословия, Его нелепые длинные рукава и простой белый балахон говорят о его ремесле балаганного шута.

Мы уже познакомились с Цыганами, с их яркими шалями и юбками. В их ушах серьги кольцами, на шее монисто – но это не монеты, их трудно пробить в домашних условиях, зато у нас в арсенале самоклеющаяся бумага – золотая, серебряная, галогенная разных цветов, картон, клей и ножницы… Рядом – пара украинцев: бабка и дед-бандурист… о них поговорим позже.

У Цыгана – красные сапожки, это как раз тот случай, когда кукле нужно танцевать, притопывать, отбивать чечётку, поэтому кукле сшили штанишки, набили наполнителем, пришили их к поясу под краем рубахи и надели красные сапожки из искусственной кожи. В нашей практике – лучше брать для таких поделок искусственную кожу, т.к. её легко прокалывать иглой. Натуральная кожа трудна в обработке даже для взрослого, не говоря уже о детских руках.

А это американец – Фермер Джон. На его наряд пошла старая джинсовая юбка, из неё кроили так, чтобы карманы, пуговицы и вышитые фирменные знаки оказались и у куклы на своих местах. Ковбойка, шляпа, шейный платок, сапоги и лассо дополняют образ бравого ковбоя Джона.

Наш небольшой и очень беглый обзор всё же даёт представление о том, как отличаются костюмы разных стран и даже в одной стране, если одни персонажи «богатые», а другие – «бедные». Мы продолжим эту тему

В задании №18

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: