Первый прием
Цель: выявление уровня трудности, эмоционального отношения к заданию
Рядом с каждым выполненным заданием поставить значок- было трудно выполнить- не было трудно- легко выполнить
Второй прием
Цель: развитие оценочной деятельности одноклассников
Проверка работы соседа по парте. Детям нужно проверить работу соседа по парте. Задаются примерные вопросы: Что получилось. Что нет. Какую поставили бы оценку.
Третий прием
Цель: оценка деятельности на уроке
Задается перечень вопросов, исходя из урока.
Четвертый прием
Цель: выявление самооценки детей
Расшифровать оценку учителя (письменно, устно). Оценка дана в виде значка.
Пятый прием
Цель: выделение детьми критериев оценки
Как надо вести себя на уроке, чтобы учитель поставил “5” (устный или письменный ответ).
Шестой прием
Цель: развитие умений критериального оценивания
Оценочная лесенка. Поставить солнышко на той ступеньке, на которую вы поставили бы себя при выполнении заданий (приложение 1).
Седьмой прием
Цель: выявление причин для преодоления имеющихся трудностей, параметров полученных знаний, умений, навыков.
Незаконченные предложения. Детям нужно закончить предложения Например: Мне было легко выполнить задание, потому что... Я легко справлюсь с заданием, если... Мне трудно оценить работу, потому что... Я выполнил задание...
Восьмой прием
Цель: самооценка своей работы на уроке
Оцените свою работу на уроке. Почему вы поставили себе такую оценку.
Современный учитель сегодня владеет организационными формами диагностической работы с учащимися (беседа, наблюдение, анкетирование, социометрия), знает технологии их проведения.
|
В педагогической практике существует потребность в развитии рефлексивных способностей учащихся.
В течение 15 лет работы с младшими школьниками я использую диагностику на различных этапах урока при создании мотивации, постановке учебной задачи, организации деятельности по ее решению и контролю. Выстраивая собственную педагогическую деятельность, ищу свой стиль, который основан на постоянном самоанализе деятельности, так как самоанализ и рефлексия – главное в работе учителя.
Работая с младшими школьниками, стремлюсь создать условия для формирования у учащихся умения учить самого себя, проявления интереса к самоизменению. Благодаря рефлексии, ученик может вычленить способ решения той или иной задачи и использовать его в новой, незнакомой для него ситуации.
Младшие школьники редко ощущают необходимость переосмысления своих действий для придания им новых форм – именно такое переосмысление ряд ученых называет рефлексией. Речь идет о необходимости специальной организации процесса рефлексии у учащихся в ходе учебной деятельности.
«Мягкий» (гибкий) контроль со стороны учителя предполагает постоянное отслеживание хода выполнения учебных действий, коррекцию целей и изменение способов совместной работы с учащимися.
Наиболее приемлемой формой для развития рефлексии считаю опережающий контроль, в котором действия, организованные для решения поставленной задачи, предотвращают возможные ошибки. Опережающий контроль основывается на словесно-логическом мышлении, на действиях планирования, анализа и синтеза «в уме» на высоком уровне развития рефлексивного мышления. Основными формами опережающего контроля являются взаимоконтроль и самоконтроль, где помощь взрослого не предусматривается.
|
Обучая детей в начальной школе, я ставлю цели – пробудить у них внутреннюю потребность в обучении, вызвать интерес к собеседнику, желание поделиться своими мыслями, чувствами.
При проведении рефлексивных занятий организую самостоятельную работу учащихся на уроках в парах (при взаимоконтроле), исхожу из принципа психологической и гуманной совместимости.
Именно в ходе такой работы происходит взаимообогащение знаниями, развитие мышления. Каждый ученик продвигается в обучении согласно «зоне ближайшего развития мышления», в индивидуальном темпе.
Диагностическое обследование орфографических умений учащихся провожу в виде диагностического диктанта или диагностической работы, когда учащиеся, выполнив грамматические задания, самостоятельно проверяют себя, определяя, сколько ошибок допустил каждый.
Работая в малых группах, учащиеся формулируют основное правило, думают над тем, в чем проблема и как ее решить. От групп выступает один ученик с защитой мини-проекта «Безударная гласная», возможно использование листов контроля и самоконтроля. На заключительном этапе урока провожу рефлексивную минутку, которая дополняется устным или письменным анализом работы.
Необходимость обратиться к проблеме рефлексивной деятельности младших школьников возникла потому, что именно на начальной стадии обучения определяется направление развития личности, формируются начальные навыки рефлексии. Младший школьный возраст – оптимальный период для формирования рефлексии. В условиях урока процесс рефлексии заключается в учебных действиях контроля и самоконтроля. Система контроля и оценки не может ограничиваться целью проверки усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она ставит более важную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.
|
Контроль и оценка в начальной школе, кроме социальной и образовательной функций, имеет еще важнейшие воспитательные функции – формирование положительных мотивов учения и готовности к рефлексии, эмоциональные функции, которые проявляются в том, что любой вид оценки создает соответствующий эмоциональный фон и вызывает определенную реакцию у ученика. Информационная функция дает возможность проанализировать причины ошибок, неудач в учебе и наметить конкретные пути улучшения.
Также важна функция управления для развития рефлексии школьника, его умения анализировать и правильно оценивать свою деятельность. Учителю эта функция помогает выявить проблемы и трудности своей педагогической деятельности.
Считаю, что формирование рефлексии младших школьников возможно, если учитель совместно с учащимися будет организатором рефлексии учебных ситуаций, возникающих на уроке, и при этом будет организован взаимоконтроль, самоконтроль и рефлексия через использование активных форм обучения.