Теоретический чертеж и главные размерения корпуса
Геометрия корпуса судна
И элементы теоретического чертежа
Теоретический чертеж и главные размерения корпуса
Мореходные качества судов зависят от формы и размеров корпуса. Форма корпуса может быть задана аналитически (в виде формул), в табличном и графическом видах. наиболее наглядно и точно форма корпуса описывается графически в виде теоретического чертежа, который представляет собой изображение теоретической поверхности корпуса. Он выполняется в соответствии с требованиями государственных стандартов [1], [2].
У судов с металлической обшивкой в качестве теоретической принимается внутренняя поверхность обшивки корпуса; у судов с деревянной или железобетонной обшивкой – наружная поверхность днища и бортов без учета местных утолщений.
С использованием теоретического чертежа расчетом определяются мореходные (навигационные) качества судна; он необходим также при постройке и ремонте судна, при модернизации, при установке на судно дополнительного оборудования, при определении площади и объема различных помещений на судне.
Теоретический чертеж вычерчивается в трех проекциях. Он включает три семейства линий, получающихся при пересечении поверхности корпуса плоскостями, параллельными трем следующим взаимно перпендикулярным координатным плоскостям.
Продольно-вертикальную плоскость принято именовать диаметральная плоскость и обозначать – ДП; поперечно-вертикальную – плоскость мидель-шпангоута (условное обозначение ); горизонтальную – основная плоскость (ОП) (рис. 1.1).
Диаметральная плоскость (ДП) – продольная вертикальная плоскость, проходящая через середину ширины судна и являющаяся плоскостью симметрии поверхности корпуса судна.
|
Плоскость мидель-шпангоута (проще – плоскость миделя) – поперечная вертикальная плоскость, расположенная посередине конструктивной длины судна.
Рис. 1.1. Координатные плоскости
Основная плоскость (ОП) – горизонтальная плоскость, проходящая через нижнюю точку теоретической поверхности корпуса судна в плоскости мидель-шпангоута.
В задачах, связанных с определением геометрических характеристик корпуса и посадки судна, обычно используют связанную с судном прямоугольную координатную систему 0 XYZ в которой положительная полуось 0 Х направлена в нос по линии пересечения ДП и ОП, положительная полуось 0 Y – на правый борт по линии пересечения плоскости мидель шпангоута с ОП, ось 0 Z – вверх по линии пересечения ДП с плоскостью мидель-шпангоута (см. рис. 1.1).
Для получения теоретического чертежа поверхность корпуса судна «пересекается» тремя семействами плоскостей, которые располагаются параллельно координатным плоскостям. Линии пересечения поверхности с вертикальными продольными плоскостями называются батоксами (рис. 1.2), линии пересечения с вертикальными поперечными плоскостями – теоретическими шпангоутами, а линии пересечения поверхности корпуса плоскостями, параллельными основной плоскости, называются ватерлиниями.
Сечения, образованные плоскостями, параллельными какой-либо координатной плоскости, проектируются на нее в истинном виде, а на две другие координатные плоскости – в виде прямых. Эти прямые, являющиеся следами секущих плоскостей, образуют сетку теоретического чертежа судна.
|
Рис. 1.2. Сечения поверхности корпуса плоскостями,
параллельными координатным
Проекции всех сечений на ДП образуют проекцию «Бок» теоретического чертежа; на ней батоксы изображаются в виде кривых линий, а шпангоуты и ватерлинии – в виде прямых линий (рис. 1.3).
Проекции всех сечений на плоскость мидель-шпангоута образуют «Корпус». Шпангоуты на этой проекции имеют вид кривых линий, а ботоксы и ватерлинии – прямых. Обычно изображают половины шпангоутов: ветви носовых шпангоутов – справа от следа ДП, кормовых – слева. Мидель-шпангоут вычерчивают на оба борта.
Проекции всех сечений на ОП образуют проекцию «Полуширота»; при этом для корпуса, симметричного относительно ДП, вычерчивают только половины ватерлинии по левому борту. На «Полушироте» ватерлинии получаются в виде кривых, а шпангоуты и батоксы – в виде прямых линий.
Нос судна на проекциях «Бок» и «Полуширота» располагается справа.
На теоретическом чертеже изображают, как правило, равноотстоящие батоксы, шпангоуты, ватерлинии (на рис. 1.3 см. интервалы соответственно).
Количество батоксов принимается от 2-х до 4-х на один борт, не считая диаметрального батокса. Число ватерлиний берется, в зависимости от погружения судна, от 4-х до 10 – в пределах подводной части судна. В надводной части, особенно для судов с наклонными бортами, делаются 2–3 дополнительных сечения судна горизонтальными плоскостями; при этом расстояние между ватерлиниями в подводной и надводной частях могут быть различными.
|
Рис. 1.3. Теоретический чертеж корпуса судна |
Число теоретических шпангоутов обычно составляет 21, включая мидель-шпангоут и конечные – носовой и кормовой шпангоуты. иногда в оконечностях судна делаются дополнительные поперечные сечения – половинные или четвертные, проходящие на половине или на одной четверти расстояния между основными шпангоутами.
Нумерацию батоксов производят влево и вправо от ДП римскими цифрами (I, II и т.д.), нумерацию ватерлиний от ОП – вверх от 0 до 10, нумерацию шпангоутов – с носа в корму от 0 до 20.
На всех проекциях теоретического чертежа наносится бортовая линия палубы (линия пересечения поверхности палубы и борта) (см. рис. 1.3).
При выполнении теоретического чертежа вначале вычерчивают его сетку, с помощью которой для проекции «Бок», «Корпус» и «Полуширота» задается графическая основа координатной системы (рис. 1.4). Сетка для проекции «Бок» проекционно согласуется с сетками для проекций «Корпус» и «Полуширота». Кроме того, сетки для этих проекций теоретического чертежа имеют равные интервалы D Т, D В иD L (см. рис. 1.4).
Рис. 1.4. Сетка теоретического чертежа
После построения сетки, с ее использованием, наносят линии теоретических шпангоутов, батоксов и ватерлиний.
Поскольку все эти линии изображают одну и ту же поверхность, они должны быть согласованы между собой. При построении теоретического чертежа необходимо обеспечить согласование точек пересечения ватерлиний и шпангоутов по ширине судна, ватерлиний и батоксов – по длине судна, батоксов и шпангоутов – по высоте борта.
Знание правил согласования линий теоретического чертежа позволяет построить по одной проекции две другие. Для построения всего чертежа достаточно иметь заданным одно семейство кривых линий; чаще всего такими линиями являются шпангоуты проекции «Корпус».
Нумерация шпангоутов может быть различной в зависимости от выбранной схемы расчетов по теоретическому чертежу. Применяется последовательная нумерация в направлении от носового шпангоута к кормовому, когда крайнему носовому шпангоуту присваивается нулевой номер. Применяется также и такая система, когда мидель-шпангоуту присваивается нулевой номер: носовые шпангоуты нумеруются по порядку, начиная от мидель-шпангоута в нос, а кормовые – от мидель-шпангоута в корму, при этом для кормовых – цифры ставятся со штрихами (см. рис. 1.4).
Масштаб теоретического чертежа выбирается исходя из размеров судна и принимается: для больших судов 1:200, для судов средней длины – 1:100 и для малых судов 1:50 или 1:25.
Главными размерениями корпуса судна*) считаются его длина, ширина, осадка и высота борта.
Различают четыре группы главных размерений корпуса: конструктивные, расчетные, наибольшие и габаритные. Конструктивные размеры характеризуют конструктивную ватерлинию и ее положение по высоте относительно ОП; расчетные размерения характеризуют расчетную ватерлинию (ватерлинию, отличающуюся от конструктивной) и ее положение по высоте; наибольшие размерения определяются по теоретической поверхности корпуса; габаритные размеры судна определяются с учетом закрепленных на корпусе постоянно выступающих частей.
Конструктивная ватерлиния (КВЛ), соответствует полному водоизмещению судна (полной загрузке судна).
Длина по конструктивной ватерлинии (длина конструктивная): L – расстояние между точками пересечения КВЛ с теоретическими линиями форштевня и ахтерштевня (для двухвинтовых судов L совпадает с длиной между перпендикулярами, которые на рис. 1.5, а, обозначены: НП (носовой перпендикуляр) и КП – (кормовой перпендикуляр). Длина конструктивная делится на 20 равных частей – теоретических шпаций (см. рис. 1.4).
Рис. 1.5. Главные размерения корпуса |
Ширина конструктивная: В – расстояние между касательными к конструктивной ватерлинии, параллельными диаметральной плоскости.
Осадка судна по конструктивную ватерлинию: Т – расстояние между плоскостью конструктивной ватерлинии и основной плоскостью, измеренное в пересечении плоскости мидель-шпангоута с диаметральной плоскостью (см. рис. 1.5).
Высота борта: Н – расстояние от основной плоскости до бортовой линии верхней палубы, измеренное в плоскости мидель-шпангоута.
Размеры L,B,T служат в качестве базы для построения сетки теоретического чертежа (см. рис. 1.4).
Длина по расчетной ватерлинии: L вл – расстояние, измеренное в плоскости расчетной ватерлинии между крайними носовой и кормовой ее точками в диаметральной плоскости. Расчетная ватерлиния, соответствует осадке Т вл, измеренной в пересечении плоскостей мидель-шпангоута и ДП (см. рис. 1.5).
Ширина по расчетной ватерлинии: В вл – наибольшее расстояние, измеренное между теоретическими поверхностями бортов на уровне расчетной ватерлинии перпендикулярно диаметральной плоскости.
Длина наибольшая L нб – расстояние между крайними точками носовой и кормовой оконечности теоретической поверхности корпуса, измеренное перпендикулярно плоскости мидель-шпангоута.
Ширина наибольшая В нб – расстояние, измеренное перпендикулярно диаметральной плоскости, между крайними точками теоретической поверхности корпуса.
Длина габаритная L гб – расстояние, измеренное в горизонтальной плоскости между крайними точками носовой и кормовой оконечности корпуса с учетом постоянно выступающих частей (металлическая обшивка, кринолин, устройство для толкания и т.п.) (см. рис. 1.5, б).
Ширина габаритная В гб – расстояние, измеренное перпендикулярно диаметральной плоскости между крайними точками корпуса с учетом выступающих частей.
На рис. 1.5 также обозначены (показаны): «а » – вылет носа, «с » – свес кормы, D Н – максимальное значение погиби палубы (максимальная стрелка погиби палубы).