Семинар 1-2
1) Подготовьте ответы на вопросы для обсуждения на семинаре:
1. Охарактеризуйте предмет и задачи изучаемой дисциплины. Как вы представляете соотношение составляющих ее наук?
2. Приведите основные категории специальной психологии.
3. В чем проявляются связи специальной психологии с другими науками?
4. В чем сущность и значение для работы педагога понятий «среднестатистическая норма развития», «функциональная норма развития»?
5. В чем сущность учения Л. С. Выготского о первичном и вторичном дефектах развития? Как проявляется двойственность и противоречивость влияния дефекта на общее развитие организма?
6. Каковы механизмы возникновения вторичных дефектов? Что вы знаете о типах личностного реагирования на дефект развития? Каково их значение в работе психолога с детьми, нуждающимися в особых образовательных условиях?
Приведите 3 примера структуры дефекта ребенка с ОВЗ (написать подробно первичный, вторичный дефект, третичные последствия и т.д.)
Семинар 3-4
Найдите в литературных источниках определения понятий «дизонтогенез», «психический дизонтогенез», «аномальное развитие», «отклоняющееся развитие» и сравните их значения.
Выделите основные характеристики (параметры) дизонтогенеза
Объясните понятия психического дизонтогенеза: недоразвитие, задержанного развития, искажённого развития, дефицитарного развития, повреждённого развития, дисгармоничного развития, ретардация, акселерация, регресс.
4) Найдите классификации отклонений развития:
· по признаку времени возникновения нарушения,
· по свойству обратимости возникающих нарушений,
· по этиологическому фактору нарушения (причина),
|
· по основным критериям нарушения развития,
· эмпирические практико-ориентированные классификации
Выделите достоинства и недостатки классификаций. Какая из классификаций представляется вам наиболее полезной для специального психолога?
Семинар 5-6
Объясните психологическую сущность компенсаторных процессов.
В чем заключается сущность и отличие понятий абилитация, реабилитация, социальная помощь; инвалид, лицо с ограниченными возможностями, ребенок с особыми образовательными потребностями.
В чем заключаются особенности коррекционно-педагогической работы с детьми с отклонениями в развитии по сравнению с нормой развития?
Какие пути психологической и педагогической помощи детям с ограничениями и их семьям существуют?
Перечислите официальные документы, которые регламентируют оказываемую государством помощь детям с ОВЗ.
Рекомендуемая литература для подготовки
1. Основы специальной психологии / Под ред Л.В. Кузнецовой. – М.:
Академия, 2003;
2. Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. – М.: Академия, 2005.
3. Усанова О.Н. Специальная психология. – СПб.: Питер, 2006.
4. Шаповал И.А. Специальная психология. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
5. Саенко Ю.В. Специальная психология. – М.: Академический Проект, 2006.
6. Специальная психология / Под ред. Л.М. Шипицыной. – СПб.: Речь, 2010.
7. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии: Изучение и психокоррекция / Под ред У.В. Ульенковой. – СПб.: Питер, 2007.
8. Ульенкова У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. – М.: Академия, 2005.
|
9. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М.: Академия, 2003.
10. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? – М.: Флинта: МПСИ, 1998.
11. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. – М.: ПЕР СЭ, 2002.
12. Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребёнку с задержкой психического развития. – СПб.: Речь, 2006.
13. О.И. Политика Дети с синдромом дефицита внимания и гиперак-тивночтью. – СПб.: Речь, 2008.
14. Мамайчук И.И. Помощь психолога детям с аутизмом. – СПб.: Речь, 2007.
15. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребёнок или всё о гиперактивных детях. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.
16. Заваденко Н.Н. Как понять ребёнка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. – М.: Школа-Пресс, 2000.
17. Защиринская О.В. Психология детей с задержкой психического развития: Хрестоматия. – СПб.: Речь, 2007.
18. Матвеев В.Ф. Психические нарушения при дефектах зрения и слуха. – М.: Медицина, 1987.
19. Богданова Т.Г. Сурдопсихология. – М.: Академия, 2002.
20. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей первого года жизни / Под ред. Г.А. Таварткиладзе, Н.Д. Шматко. – М.: Изд-во «Экзамен», 2005.
21. Грабенко Т.М., Михаленкова И.А. Эмоциональное развитие слабослы-шащих школьников: диагностика и коррекция. – СПб.: Речь, 2008.
22. Речицкая Е.Г. Пархалина Е.В. Готовность слабослышащих дошкольников к обучению в школе. – М.: ВЛАДОС, 2003.
23. Михаленкова И.А. Практикум по психологии детей с нарушением слуха. – СПб.: Речь, 2006.
24. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. – СПб. «КАРО», 2006.
|
25. Детский церебральный паралич / Под ред. Шипицыной Л.М., Мамайчук И.И. – СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2001.
26. Приходько О.Г. Ранняя помощь детям с двигательной патологией в первые годы жизни. – Спб.: КАРО, 2006.
27. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2001.
28. Астапов В.М., Микадзе Ю.В. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития: Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2008.
29. Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. – М.: Академия, 2005.
30. Психологическое обследование детей дошкольного ― младшего школь-ного возраста / Под ред. Г.В. Бурменской. – М.: УМК «Психология», 2003.
31. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования. – М.: АРКТИ, 2005.
32. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М.: АРКТИ, 2001.