МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЭКОЛОГО – БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР «ЛИДЕРЭКО» ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
«Допущена»
решением педсовета №1
«_26_» августа 2019г
«Утверждаю»
Директор МБОУ ДО
«ЭБЦ «ЛидерЭко» __________О.М.Кудринская.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ПРИРОДА И ДЕТИ»
ВОЗРАСТ ОБУЧАЮЩИХСЯ –5 -7 лет.
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 1 год.
СОСТАВИТЕЛЬ:
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Нестерович Любовь Михайловна.
УФА – 2019 г.
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Пояснительная записка.
Задачи.
Цель программы.
Прогнозируемый результат.
2. Учебно-тематический план.
3. Содержание программы.
4. Методическое обеспечение.
Материально-техническое оснащение.
5. Литература.
Приложение: Календарный-тематический план.
II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Каким будет наше будущее, во многом зависит от нас, от тех основ, которые мы заложим в сознание сегодняшних детей.
О мудром отношении к матери природе свидетельствуют слова североамериканского индейца, сказанные почти 200 лет назад: «Все взаимосвязано в этом мире. Все что случится с Землей произойдет с ее дочерьми и сыновьями. Не человек свил гнездо жизни, он в нем лишь тонкая нить. Любой вред, который человек наносит своему дому, он наносит самому себе ».
А в наше время еще острее стоит проблема взаимодействия человека с природой, поэтому начинать экологическое воспитание нужно с самого маленького возраста, когда дети начинают познавать мир.
Главной целью экологического воспитания является формирование начал экологической культуры, правильного отношения ребенка к природе его окружающей, к себе, к людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения. Такое отношение строится из элементарных знаний экологического характера.
В педагогической практике достаточно полно разработаны основные идеи образования и воспитания детей в области ознакомления с окружающей средой.
Законодательной базой для проектирования программы явились следующие нормативные документы.
· Конституция Российской Федерации.
· Конвенция ООН о правах ребенка.
· Федеральный Закон об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ.
· Закон Республики Башкортостан «Об образовании».
· Концепция развития дополнительного образования детей.
· Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам.
· ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».
· Закон РФ «Об учреждении Федеральной программы развития образования».
· Национальная стратегия действия в интересах детей на 2012-2020гг. (Указ Президента РФ).
· Указ Президента РФ от 07.05.2012г. № 599 «О мерах по реализации Государственной политики в областях образования и науки».
· Стратегия государственной молодежной политики в РФ.
· Материалы Международного конгресса кафедр ЮНЕСКО от 19.09.09 г.
Основными источниками данной программы являются: программа по экологическому воспитанию детей Н.А.Рыжовой «Воспитание экологической культуры» и программы С.Н.Николаевой «Юный эколог», а также методические рекомендации к программам.
Программа является модифицированной и рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.
Срок реализации программы – 1 год (72 часа). Режим занятий – 2 часа в неделю.
Основной целью программы является: Повышение качества экологического образования у детей дошкольного возраста на материале природы родного края.
Предлагаемая программа построена таким образом, что бы дети имели возможность изучить основные компоненты природной среды и взаимосвязи между ними. При составлении программы учитывались возрастные особенности детей, а также сочетание разнообразных форм и методов работы с детьми.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ.
Воспитание социально активной личности способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним начиная с дошкольного возраста.
ЗАДАЧИ.
· Освоение элементарных экологических представлений, позитивного опыта взаимодействия с окружающей природой.
· Развитие познавательных умений, логического мышления, углубление и обобщение представлений о многообразии и взаимосвязях объектов природы.
· Овладение умениями ухода за живыми существами, накопление опыта гуманного отношения к растениям и животным.
· Формирование правильного отношения к природе, стремление к нравственному саморазвитию.
· Развития творческого потенциала каждого ребенка в соответствии с его возможностями и интересами.
· Воспитание любви и уважения к родному краю, патриотических чувств, интерес к окружающей жизни, культуре, истории.
· Воспитание чувства любви к малой Родине
4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
· Конспекты занятий по темам программы.
· Сценарии и разработки Экологических досугов и праздников.
· Методика наблюдений в уголке природы, дневники наблюдений.
· Паспорт разработанных целевых прогулок на природе и экскурсий.
· Методика продуктивной деятельности с детьми дошкольного возраста.
· Библиотека художественной и методической литературы.
· Паспорт опытов, положения о конкурсах для детей дошкольного возраста.
5. ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.
Результатом обучения дополнительной образовательной программы должно явиться развитие у детей: практических умений экологического направления (осознанная потребность общения с природой, элементарные логические представления о взаимосвязях в природе, например: семя- вода-свет-почва-росток, или элементарная пищевая цепь; умение поливать цветы, набирать воду в поильник для морской свинки и др.); содержания экологического образования; художественного воображения, чувства прекрасного (духовное развитие), понимание детьми красоты природы и ощущение потребности бережного отношения к ней.
Диагностика. Для отслеживания и оценивания результатов обучения детей используется примерная диагностика Рыжовой Н.А (диагностическая карта прилагается)
6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
Для проведения занятий необходимо следующее материально-техническое обеспечение:
1. Наглядный материал: иллюстрации растений, животных и др.; различные гербарии и др;
2. Раздаточный материал: карточки, природный и бросовый материал; конструкторы, схемы и др.
3. Технические средства обучения: магнитола; диски с записью голосов зверей, птиц и других природных звуков; мультимедийное оборудование, фотоаппарат и др.
4.Канцелярские товары: цветные карандаши, фломастеры, краски, мелки, разнофактурная бумага и др.;
5. Инвентарь для проведения трудовых занятий.
7. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
№ | Наименование темы | Количество часов | Всего | |
теория | практика | |||
1. | Краеведение | |||
2. | Ознакомление с окружающим миром | |||
3. | Экологические опыты. | |||
4. | Художественно- продуктивная деятельность. | |||
5. | Трудовые занятия | |||
Итого: |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Краеведение (14 ч.)
· Знатоки башкирской природы- территория РБ, ее полезные ископаемые, природные богатства.(2ч.)
· Мой родной край- Уфаведение: улицы Уфы, памятники природы, здания, архитектура. Экскурсии по родному городу и целевые прогулки.
· Животный мир Башкортостана. (2ч.)
· Жилище башкирского народа: юрта, ее особенности, связанные с кочевым образом жизни древних башкир. Башкирский орнамент.
· Знакомство с картой Башкортостана.
· Салават Юлаев – национальный герой.
· Башкирские сказки. Эпос Урал-Батыр.
· Красная книга Башкортостана. Всероссийский Конкурс «Красная книга своими руками». (2ч.)
· Природные охраняемые территории. Бурзян. Башкирская пчела.
· Растительный мир Башкортостана.Венерин башмачок. Лечебные травы Республики. (2ч.)