· Волшебница вода — свойства воды (прозрачная, нет вкуса, нет запаха, лед — твердая вода, пар — тоже вода, не имеет формы, всем очень нужна. Итого — 3 часа).
· Воздух — свойства воздуха (прозрачный, невидимый, воздух вокруг нас-везде, ветер- это движение воздуха, роль ветра в жизни растений (умеет- шуметь качать деревья, свистеть, поднимать пыль и т.д.---итого — 3 часа).
· Песок — свойства песка (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду, песочные часы, итого - 1час).
· Глина — свойства глины (плотность, вязкость, пластичность, использование в быту, чем отличается глина от песка, итого - 1час).
· Почва — что это (верхний слой земли, «живая земля», обитатели почвы-дождевые черви,уход за растениями, и т. д. итого — 1 час).
· Металл — свойства металла (твердый, и гибкий, изделия из металла — 1 час).
Ознакомление с окружающим (30ч.)
· Что такое экология — наука о природе (растительный, животный мир, птицы, насекомые).
· Планета Земля в опасности (создать модель готовности к охране природы).
· Вот и лето прошло (все о лете -опора на знание детей о времени года).
· Лекарственные растения – средства оздоравливания организма.
· Беседа о лесе (растения- ярусность, обитатели леса).
· Почему белые медведи не живут в лесу (образ жизни — холод, вода).
· Осень золотая (О времени года, осенние хлопоты человека, изменения в природе, осенние работы- сбор урожая, фрукты, овощи и т. д. итого 8 час.)
· Экскурсия по осеннему городу (шелест листвы под ногами, закрепление знаний об осени).
· Перелетные птицы (знания о зимующих и не зимующих птицах)
· Викторина «Осень» (подготовить вопросы, загадки, поговорки об осени).
· Птицы разных стран (о разновидности птиц территориально).
· Зимующие птицы (о птицах зимующих- воробьи, голуби, вороны и т.д.).
· Животный мир нашей планеты (закрепить знания о животных).
· Дикие животные (почему дикие? Образ жизни, еда).
· Сравнение диких и домашних животных (образ жизни, уход).
· Как зимуют звери в лесу (берлоги, норы, еда).
· Что такое заповедник? (охраняемые человеком места)
· Животные Башкортостана (опора на знание детей о животном мире родного края).
· Животные разных стран (деление животных — жаркие страны, на севере, животные средней полосы).
· Тайны птичьего мира (знания о птицах, иллюстративный материал).
· Первоцвет (беречь, занесены в красную книгу, плакаты).
· Весенние изменения в природе (что происходит с природой весной, опора на знание детей о весенних признаках).
· Экологические проблемы весной (очистка водоемов, лесов, города, двора).
· Увлекательный мир насекомых (знания о насекомых, иллюстрации).
· Полезные и вредные насекомые (разница между насекомыми, показ иллюстраций).
· Экологическая тропа (с детьми выбираем маршрут и объекты — деревья, кустарники, травы, составление картосхемы).
· Солнце (большая, очень горячая звезда, солнечная система, источник тепла, иллюстративный материал).
· Наша голубая планета (земля, глобус, атлас, населенность и т.д.).
· Круговорот воды в природе (все о водоемах — озера, реки, моря, океаны...).
· Здравствуй лето! Основные правила юного эколога (беречь природу, ухаживать, охранять).
Художественно-продуктивная деятельность (10ч.).
· Рисование «Золотая осень». Опора на наблюдения. Рисование мелками.
· Аппликация «Краски осени» (с использованием природного материала).
· Оригами «Зайчик и лисичка» (методика оригами по схеме).
· Рисование листовок в рамках акции «Берегите елочку».
· Конструирование «Новогодние украшения» (знания и умения в работе с цветной бумагой и природным материалом).
· Оригами «Кошечка и собачка» (методика оригами по схеме).
· Рисование «Комнатные растения» (рассматривание растения, умение правильно передать форму, цвет и т.д.).
· Аппликация «Сказочный лес» (опора на фантазию детей, умение располагать работу по центру).
· Рисование «Ветреный день» (опора на на наблюдение за деревьями во время прогулки)
· Рисование «Птицы прилетели» (опора на наблюдение, ранее полученные знания о птицах, иллюстрации).
Трудовые занятия (8ч.).
· Черенкование растений (размножаем методом черенкования, такие как хлорофитум, традесканция).
· Посадка травы для попугайчиков (посев семян в землю).
· Посадка лука (в воду и в землю — наблюдаем, где прорастет быстрей).
· Изготовление вертушка для определения направления ветра..(из бумаги по образцу — по показу)
· Посадка рассады овощей (готовим почву, семена -сажаем, ухаживаем).
· Посадка рассады цветов (готовим почву, семена цветов, сеем, поливаем ухаживаем).
· Высаживание рассады в огороде (готовую рассаду выносим, готовим ямки, сажаем, поливаем, наблюдаем за ростом, цветением и появлению плодов).
· Высаживание рассады цветов в цветник (высаживаем в клумбу, ухаживаем- поливаем, пропалываем, рыхлим, наблюдаем).