Дифференциация образования




Важнейший компонент нормативной педагогической документации – учебный план. Предметное построение учебного плана создает известную опасность изоляции в сознании ученика знаний, навыков и умений, полученных при изучении разных предметов. Поэтому столь важное значение приобретает развитие межпредметных связей: они способствуют:

• формированию целостного взгляда на мир; 25

• уяснению роли и места различных наук в общем процессе познания. Для этого необходимо, чтобы та или иная дисциплина своевременно давала учащимся знания и навыки, нужные для изучения другой дисциплины;

• делала это изучение более осмысленным и глубоким. Межпредметные связи теперь все чаще понимаются как путь к построению целостной системы обучения в общеобразовательной школе. Попытки создать именно такую систему предпринимаются сейчас во многих странах.

В начальных школах набор учебных предметов относительно стабилен и национальные различия здесь не слишком велики:

• во всех странах главной задачей считается формирование прочных навыков чтения, письма и счета - на это уходит более половины всего учебного времени;

• дети изучают также элементарные курсы естествознания, обществоведения (граждановедения), истории и географии, причем акцент делается на изучении родного края;

• более или менее обстоятельно представлены в учебных планах предметы эстетического цикла, занятия по ручному труду, физкультура.

Тем не менее в ряде случаев национальная специфика дает о себе знать:

• в начальных школах Японии особое внимание уделяется эстетическому воспитанию, и предметы этого цикла занимают в учебном плане большее место, чем в большинстве стран мира;

• в начальных школах Индии трудовое обучение занимает 20% всего учебного времени, то есть больше, чем любая другая дисциплина;

• в начальных школах ряда стран Западной Европы интенсивно внедряется регулярное изучение иностранного языка.

Сопоставительный анализ показывает значительное сходство учебных планов неполных средних школ разных стран по набору изучаемых дисциплин:

• учебные планы содержат гуманитарные и естественно-математические дисциплины, предметы эстетического цикла, физическое воспитание;

• содержание обучения в большинстве стран ориентировано преимущественно на базовую общеобразовательную подготовку.

Неполная средняя школа - первый цикл среднего образования - имеет, как правило, унифицированную структуру и в большинстве стран не делится на секции или потоки. В старших классах средних школ складывается иная ситуация - в разных странах дифференциация обучения осуществляется не идентичными путями:

• один путь - наличие стационарных отделений и секций. Каждое из них строит занятия в строгом соответствии с учебными планами и программами, введенными именно для данного профиля обучения и обязательными для всех учащихся, избравших его. Факультативы и предметы по выбору играют вспомогательную роль и их удельный вес в общем балансе учебного времени относительно невелик. Пример такой системы - 3-летний французский лицей (10 - 12-й годы обучения); стационарные отделения и секции с особыми учебными планами и программами существуют также в старших классах средних школ 26Италии, Испании, Нидерландов, Дании, Ирана, Индии, Сирии, Аргентины и некоторых других стран;

• в ряде стран дифференциация строится на ином принципе: учащимся предлагается широкий спектр элективных предметов, и фактически именно они играют главную роль в осуществлении специализированного обучения. Такая система характерна для средней школы США. В старшей средней школе дифференциация углубляется. Организуется ряд учебных профилей, все многообразие которых в конечном счете можно свести к двум типам - академическому и практическому, имеющим принципиально разные целевые установки, реализующиеся прежде всего с помощью системы элективных предметов. Учащиеся академических потоков в большинстве случаев исходят из требований высших учебных заведений и потому главные усилия обращают на изучение набора традиционных общеобразовательных дисциплин - литературы, английского и иностранного языков, математики, физики, химии, биологии. Те учащиеся, которые не ориентируются на поступление в высшую школу, выбирают главным образом учебные курсы практического цикла;

• есть страны, где в общеобразовательных школах действует единый учебный план. Включенные в него предметы обязательны для всех учащихся и на их изучение отводится основная часть учебного времени. Такая система долгие годы функционировала в Советском Союзе. Дифференциация должна способствовать росту активности учащихся в их учебной деятельности, лучше готовить их к осознанному выбору будущей профессии.

Некоторые видные ученые в разных странах считают углубленную дифференциацию обучения в средней школе необходимой для эффективной подготовки будущих высококвалифицированных специалистов. Другим представляется, что жесткая специализация обучения в средней школе несет в себе угрозу сужения интересов и общего кругозора учащихся, односторонности их интеллектуального и эмоционального развития; старшие классы средней школы фактически утрачивают общеобразовательный характер.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: