Тема 7. Учитель в современном обществе и школе.




Учитель – одна из важнейших профессий на земле. Достаточное количество учителей в школах – один из главных показателей состояния и качества систем образования. Современная эпоха, выдвинув в качестве базового положение «учитель – ключевая фигура в образовании», не только стимулировала количественный рост этой категории интеллигенции, но и заметно усложнила и расширила функции и задачи учительской деятельности в школе.

Подготовка педагогических кадров в России.

Современное педагогическое образование в России (как и во многих странах мира) представляет собой многоуровневую систему. Она реализуется различными по содержанию и срокам обучения преемственными образовательнопрофессиональными программами и государственными стандартами соответствующего уровня и направленности. Многоуровневая структура педагогическо-

40го образования состоит из средних и высших профессиональных учебных заведений. Внутри педагогической профессии складываются специальности и специализации, с учетом которых дифференцируется содержание профессионального образования, отраженное в учебных курсах средних и высших профессиональных учебных заведений.

Среднее педагогическое образование может быть получено:

• в педагогическом училище;

• колледже;

• а также на первой ступени вуза.

Долгое время педагогические училища представляли собой основное среднее специальное учебное заведение, реализующее образовательные программы среднего педагогического образования.

В последние годы повсеместно создаются педагогические колледжи, представляющие собой учреждения продвинутого типа. Они призваны обеспечить обучающимся повышенный уровень квалификации и осуществляют подготовку специалистов по углубленным образовательным программам среднего профессионального образования, индивидуальным учебным планам подготовки кадров.

Педагогические колледжи функционируют как самостоятельные образовательные учреждения или как структурные подразделения высшего учебного заведения.

Высшее педагогическое образование осуществляется в:

• университетах;

• академиях;

• институтах.

Высшее педагогическое образование имеет несколько ступеней. По окончании каждой ступени присваивается определенная квалификация:

• бакалавр;

• магистр.

Лица, имеющие среднее педагогическое образование, могут получить высшее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам.

Обучение может проводиться по трем формам:

• дневной;

• вечерней;

• заочной.

Необходимость дальнейшего повышения квалификации педагога вызывается изменениями в системе народного образования (созданием новых видов дошкольных учреждений, появлением компьютерных программ образовательной работы с детьми и др.), а также должностным ростом.

Повышение квалификации охватывает все виды обучения, направленные на совершенствование знаний, развитие умений и навыков в деятельности определенного типа.

Осуществляется, как правило, на базе ИУУ – Института усовершенствования учителей.

ПРАКТИКУМ.

 

Тема 1. Сравнительная педагогика в системе современного педагогического

знания. (2 часа)

 

Вопросы для обсуждения:

1. Начальный этап развития сравнительно-педагогических исследований.

2. Становление сравнительной педагогики как науки в мире и России.

3. Предмет, задачи и функции сравнительной педагогики.

4. Методы сравнительно-педагогических исследований.

 

Литература

1. Вульфсон, Б.Л. Сравнительная педагогика: история и современныепробле-

мы. / Б.Л. Вульфсон – М.: Изд-во УРАО, 2003.-232 с.

2. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Учеб.пособие.

– М., 2003.

3. Капранова В.А. Сравнительная педагогика. Школа и образование за рубе-

жом: Учеб.пособие. – Мн., 2004.

4. Титов, В. А. Сравнительная педагогика (конспект лекций) [Текст]: пособие

для подготовки к экзаменам / В. А. Титов. - Москва:А-"ПРИОР", 2008. - 156 с.

 

Тема 2. Социально-экономические и политические факторы развития образо-

вания в мире на пороге ХХI века. (2 часа)

 

Вопросы для обсуждения:

1. Исторические, социально-экономические, культурологические и этно-

психологические факторы развития образования в современном мире.

2. НТР и образование. Проблемы экономической эффективности образования в

развитых и развивающихся странах.

3. Увеличение социального спроса на образование. Демографические аспекты.

4. Политические факторы развития образования.

5. Мировой кризис образования.

6. Интеграция в сфере образования.

 

Литература

1. Вульфсон, Б.Л. Сравнительная педагогика: история и современныепробле-

мы. / Б.Л. Вульфсон – М.: Изд-во УРАО, 2003.-232 с.

2. Капранова В.А. Сравнительная педагогика. Школа и образование за рубе-

жом: Учеб.пособие. – Мн., 2004.

3. Титов, В. А. Сравнительная педагогика (конспект лекций) [Текст]: пособие

для подготовки к экзаменам / В. А. Титов. - Москва:А-"ПРИОР", 2008. - 156 с.

 

 

Тема 3. Реформы систем образования. (2 часа)

 

1. Школьные реформы как составная часть социальной политики.

2. Глобальные тенденции: национальная и региональная специфика школь-

ного реформирования.

3. Школьные системы на современном этапе.

4. Становление систем непрерывного образования.

5. Реформы школьных систем.

6. Структурная перестройка зарубежных школьных систем.

7. Реформы высшего образования.

 

Литература

1. Вульфсон, Б.Л. Сравнительная педагогика: история и современныепробле-

мы. / Б.Л. Вульфсон – М.: Изд-во УРАО, 2003.-232 с.

2. Джуринский, А.Н. Развитие образования в современном мире: Учеб.пособие.

– М., 2003.

3. Капранова, В.А. Сравнительная педагогика. Школа и образование за рубе-

жом: Учеб.пособие. – Мн., 2004.

4. Титов, В. А. Сравнительная педагогика (конспект лекций) [Текст]: пособие

для подготовки к экзаменам / В. А. Титов. - Москва:А-"ПРИОР", 2008. - 156 с.

 

Тема 4. Стратегия обновления содержания общего образования. (4 часа)

 

Вопросы для обсуждения:

 

1. Исходная концепция построения содержания общего образования.

2. Приоритеты обновления содержания школьного образования в совре-

менныхусловиях.

3. Разработка национальных образовательных стандартов.

4. Проблемы дифференциации обучения.

5. Учебные потоки, отделения, секции.

6. Элективные предметы.

7. Модернизация содержания естественнонаучных и гуманитарных дис-

циплин.

8. Проблемы религиозного образования.

9. Гуманизация и гуманитаризация образования.

 

Литература

1. Вульфсон, Б.Л. Сравнительная педагогика: история и современные про-

блемы. / Б.Л. Вульфсон – М.: Изд-во УРАО, 2003.-232 с.

2. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире:

Учеб.пособие. – М., 2003. 43

3. Капранова В.А. Сравнительная педагогика. Школа и образование за ру-

бежом: Учеб.пособие. – Мн., 2004.

4. Титов, В. А. Сравнительная педагогика (конспект лекций) [Текст]:посо-

бие для подготовки к экзаменам / В. А. Титов. - Москва:А-"ПРИОР",

2008. - 156 с.

 

Тема 5. Учебный процесс и проблемы его модернизации. (2 часа)

 

Вопросы для обсуждения:

1. Модернизация учебного процесса.

2. Современные системы дифференциации и индивидуализации обучения.

3. Проблема обновления учебно-воспитательного процесса.

4. Пути обновления учебного процесса.

5. Новые модели обучения.

6. Экспериментальные школы.

7. Открытые школы.

8. Альтернативные школы.

9. Новые технические средства обучения и их место в учебном процессе.

 

Литература

1. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире:

Учеб.пособие. – М., 2003.

2. Капранова В.А. Сравнительная педагогика. Школа и образование за рубежом: Учеб.пособие. – Мн., 2004.

3. Титов, В. А. Сравнительная педагогика (конспект лекций) [Текст]: пособие для подготовки к экзаменам / В. А. Титов. - Москва:А-"ПРИОР",

2008. - 156 с.

 

Тема 6. Школьное воспитание. (2 часа)

 

Вопросы для обсуждения:

1. Актуализация проблем воспитания молодежи.

2. Концепция пожизненного (постоянного) воспитания.

3. Проблема взаимосвязей формального и неформального образования и

воспитания.

4. Организация учащихся как канал воспитания и образования.

5. Основные направления воспитательной деятельности школы:

• воспитание дисциплинированности,

• нравственное воспитание,

• гражданское воспитание,

• трудовое воспитание,

• физическое воспитание и др.

6. Средства массовой информации и воспитание.

 

Литература

1. Вульфсон, Б.Л. Сравнительная педагогика: история и современные про-

блемы. / Б.Л. Вульфсон – М.: Изд-во УРАО, 2003.-232 с.

2. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире:

Учеб.пособие. – М., 2003.

3. Капранова В.А. Сравнительная педагогика. Школа и образование за ру-

бежом: Учеб.пособие. – Мн., 2004.

4. Титов, В. А. Сравнительная педагогика (конспект лекций) [Текст]:посо-

бие для подготовки к экзаменам / В. А. Титов. - Москва:А-"ПРИОР",

2008. - 156 с.

 

Тема 7. Учитель в современном обществе и школе. (2 часа)

Вопросы для обсуждения:

1. Роль и функции учителя в современном обществе.

2. Системы и модели подготовки педагогических кадров в современном мире.

3. Изменение содержания педагогического образования.

4. Основные тенденции изменения системы педагогического образования и

повышения квалификации педагогических кадров.

5. Условия труда современного учителя.

6. Учительство как профессиональная группа.

 

Литература

1. Вульфсон, Б.Л. Сравнительная педагогика: история и современные проблемы. / Б.Л. Вульфсон – М.: Изд-во УРАО, 2003.-232 с.

2. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире:

Учеб.пособие. – М., 2003.

3. Капранова В.А. Сравнительная педагогика. Школа и образование за рубежом: Учеб.пособие. – Мн., 2004.

4. Титов, В. А. Сравнительная педагогика (конспект лекций) [Текст]: пособие для подготовки к экзаменам / В. А. Титов. - Москва:А-"ПРИОР",

2008. - 156 с. 45

7. ГЛОССАРИЙ

 

Бакалавриат определяется как ступень образования, дающая возможность студенту вуза получить ученую степень первого уровня высшего образования.

Инвариантность определяется как совокупность компонентов, характеризующих внутренние свойства исследуемого объекта.

Интегративная (междисциплинарная) система подготовки специалиста определяется как система, разработанная с учетом междисциплинарной

связи с информатикой или основанная на интеграционных явлениях информатизации образования и призванная формировать информационную культуру

специалиста.

Интеграция в сфере образования определяется как средство и условие

достижения целостности; выражение объективной тенденции к интернационализации экономики, науки и культуры и стремление народов к взаимному

сближению и сотрудничеству в решении глобальных проблем, выходящих за

национальные и государственные рамки.

Магистратура определяется как ступень образования, дающая возможность студентам вуза готовить себя к научно-исследовательской, научно-

педагогической деятельности и продолжать обучение по специальности высшего профессионального образования.

Модель обучения определяется как схема или план действий педагога при

осуществлении учебного процесса, в основе которых лежит организация преобладающей деятельности учащихся.

Мониторинг определяется как определение небольшого числа показателей, отражающих состояние системы; контроль с периодическим слежением за

объектом М. И обязательной обратной связью.

Межпредметные связи определяется как взаимная согласованность учебных программ, обусловленная системой наук и дидактическими целями.

Новая образовательная технология определяется как комплексная система разработки, внедрения и анализа совокупного процесса преподавания, на-

правленная на повышение его эффективности и использующая для достижения

этой цели технические (электронные) средства и формы, такие, как компьютер-

ные, аудио, видео, мультимедиа, телекоммуникационные, дистанционное обучение.

Нравственность определяется как совокупность норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе на основе общественного мнения, стимулирующих или тормозящих их поведение и деятельность; состояние взаимосочувствия со всем миром, но прежде всего со всем народом.

Самостоятельная работа определяется как такой вид деятельности

школьников, при котором в условиях систематического уменьшения прямой

помощи учителя выполняются учебные задания, способствующие сознательно-

му и прочному усвоению знаний, умений и навыков формирования познавательной самостоятельности как черты личности ученика.

Сравнительная педагогика - область педагогической науки, изучающая

преимущественно в сопоставительном плане состояние, закономерности и тенденции развития педагогической теории и практики в различных странах и регионах мира, а также соотношение их всеобщих тенденций, национальной и региональной специфики; выявляет формы и способы взаимообогащения национальных образовательных систем путём использования ими зарубежного опыта.

Система образования определяется как совокупность образовательныхучреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов,реализующих преемственные образовательные программы и государственныеобразовательные стандарты различного уровня и направленности.

Системный подход определяется как метод, применяемый к анализу объектов, которые имеют множество взаимосвязанных элементов, объединенныхобщностью функций и цели, единством управления и функционированияСтандарт образования определяется как система основных параметров,принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающейобщественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижении этого идеала.

Университеты (от лат. universitas – совокупность, общность), высшие

учебно-научные заведения, ведущие подготовку специалистов по совокупности

дисциплин, составляющих основы научного знания

8.РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная литература.

1. Вульфсон, Б.Л. Сравнительная педагогика: история и современные проблемы. /

Б.Л. Вульфсон – М.: Изд-во УРАО, 2003.-232 с.

2. Джуринский, А.Н. Развитие образования в современном мире: Учеб.пособие. – М.,

2003.

3. Капранова, В.А. Сравнительная педагогика. Школа и образование за рубежом:

Учеб.пособие. – Мн., 2004.

4. Титов, В. А. Сравнительная педагогика (конспект лекций): пособие для подготовки

к экзаменам / В. А. Титов. - Москва:А-"ПРИОР", 2008. - 156 с.

5. Титов, В.А. Сравнительная педагогика: конспект лекций / В. А. Титов. - Москва:

Приор-издат, 2003. - 160 с.

 

Дополнительная литература.

1. Вульфсон, Б.Л., Малкова, З.А. Сравнительная педагогика. / Б.Л. Вульфсон, З.А.

Малкова.- М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО

«МОДЭК», 1996.

2. Кларин, М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических по-

исках. – М., 1994.

3. Вульфсон, Б.Л. Становление сравнительной педагогики как науки //Педагогика.

1995. №2.

4. Оливера, К.Э. К теории сравнительной педагогики //Перспективы. Вопросы обра-

зования. 1989, №2.

5. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе обра-

зования /Под ред. Е.С. Полат.–М., 1999.

6. Сравнительная педагогика: ситуация и контрасты //Перспективы. Вопросы образо-

вания. 1991. №1.

7. Салимова К., Додде Н. Педагогика народов мира: История и современность. – М.,

2001.

8. Зеер, Э. Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный

подход: учебное пособие / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Э. Э. Сыманюк. - Москва: Мос-

ковский психолого-социальный институт, 2005.

9. Станкин, Михаил Иосифович. Профессиональные способности педагога: Акмеоло-

гия воспитания и обучения: учебное пособие / М. И. Станкин. - Москва: МПСИ:

Флинта, 1998.

10. Анисимов, Виталий Викторович. Общие основы педагогики [Текст]: учебник

для вузов / В. В. Анисимов, О. Г. Грохольская, Н. Д. Никандров. - Москва: Просвеще-

ние, 2006. - 574 с.

11. Борытко, Николай Михайлович. Педагогика: учебное пособие для вузов / Н. М.

Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков; ред. Н. М. Борытко. - Москва: Академия,

2007.

12. Подласый, И. П. Педагогика: Новый курс: в 2-х кн. / И. П. Подласый. - Москва:

ВЛАДОС, 2003.

13. Сергеева, В. П. Управление образовательными системами: программно-

метод.пособие / В.П.Сергеева. - 2-е изд.,исправ.и доп. - Москва: [б. и.], 2000. - 136 с.

14. Шамова, Т.И., Давыденко, Т.М. Управление образовательным процессом в адап-

тивной школе.: методический материал / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко. - Москва:

Педагогический поиск, 2001. - 384 с.

 

III. Методические указания по самостоятельной работе студентов

 

1. План самостоятельной работы

 

№темы

Наименование основных вопросов.

Сроки часы Формы контроля

1. Сравнительная педагогика в системе современного педагогического знания.

К семинарскомузанятию

2 Опрос на семинарском занятии. Составление понятийно-терминологической

картотеки, конспектирование, понятийный диктант.

2 Социально-экономические и политические факторыразвития образования в мире на порогеХХI века.

К семинарскомузанятию

8 Семинарское занятие в виде дискуссии, использование педагогических журналов.

 

3 Реформы систем образования.

К семинарскомузанятию

6 Опрос на семинарском занятии.

Групповой доклад по одной из тем с презентацией.

4 Стратегия обновления содержания общего образования.

К семинарскомузанятию

6 Опрос на семинарском занятии.

5. Учебный процесс ипроблемы его модернизации.

К семинарскомузанятию

8 Опрос на семинарском занятии.

Составьте задания в тестовой форме по любой пройденной теме.

 

6. Школьное воспитание.

К семинарскомузанятию

6 Опрос на семинарском занятии.

7. Учитель в современном обществе и школе.

К семинарскомузанятию

2 Опрос на семинарском занятии.

 

2. Примерные рекомендации по выполнению плана самостоятельнойработы.

Самостоятельная работа студентов по курсу призвана не только закреплять и углублять знания, полученные на аудиторных занятиях, но и способствовать развитию у студентов творческих навыков, инициативы, умению организовать свое время.

При выполнении плана самостоятельной работы студенту необходимо прочитать теоретический материал не только в учебниках и учебных пособиях,указанных в библиографических списках, но и познакомиться с публикациямив периодических изданиях.

Студенту необходимо творчески переработать изученный самостоятельноматериал и представить его для отчета в форме рекомендаций, схем и т.п.

Все виды самостоятельной работы и планируемые на их выполнение затраты времени в часах исходят из того, что студент достаточно активно работал в аудитории, слушая лекции и изучая материал на практических занятиях.

По всем недостаточно понятым вопросам он своевременно получил информацию на консультациях.

В случае пропуска лекций и практических занятий студенту потребуетсясверхнормативное время на освоение пропущенного материала.

Для закрепления материала лекций достаточно, перелистывая конспектили читая его, мысленно восстановить прослушанный материал.

Для подготовки к семинарским занятиям нужно рассмотреть контрольные

вопросы, при необходимости обратиться к рекомендуемой учебной литературе, записать непонятные моменты в вопросах для уяснения их на предстоящемзанятии.

Подготовка к зачету должна осуществляться на основе лекционного материала, материала практических занятий с обязательным обращением к основным учебникам по курсу. Это исключит ошибки в понимании материала,облегчит его осмысление, прокомментирует материал многочисленными примерами, которые в лекциях, как правило, не приводятся.

 

IV. ТЕМЫРЕФЕРАТОВ

1. Понятие демократизма общеобразовательной школы в мировой педагогике.

2. Проблема гарантии права на образование в школах ведущих стран мира.

3. Вопросы демократизации при реформировании управления школы в ведущих странах мира.

4. Учитель и педагогическое образование в одной из ведущих стран мира.

5. Критерии и результаты школьного образования в современном мире.

6. Основные типы учебных программ в школах ведущих стран мира.

7. Обучение одаренных детей в современном мире.

8. Школьная система одной из ведущих стран мира.

9. Виды и формы компенсирующего обучения в мировой школе.

10. Общечеловеческое и национальное в школьном воспитании.

11.Интернациональное воспитание в мировой школе.

12.Поликультурное воспитание в современной школе.

13.Школьное самоуправление как путь эффективного воспитания в современном мире.

14.Сторонники и противники классно-урочной системы в мировой педагогике.

15.Репродуктивные и поисковые модели обучения в мировой педагогике.

16.Использование мировой школой опыта нетрадиционного воспитания иобучения 20-30-х годов.

17.«Альтернативные» школы.

18.«Открытые школы».

19.Роль детских организаций в школьном воспитании.

20.Современный университет и приоритеты его развития.

21.Инновационные процессы в высшей школе развитых стран Запада.

22.Многоуровневая система подготовки кадров: сравнительный анализ мирового опыта.

23.Школьные реформы 90-х гг. ХХв. В индустриально развитых странах Запада: уроки и результаты.

24.Характеристика частной школы одной из стран (по выбору).

25.Частное образование: плюсы и минусы.

26.Опыт использования технологий дистанционного обучения в средней ивысшей школе (на примере одной или нескольких стран).

V. ВОПРОСЫК ЗАЧЕТУ«Сравнительная педагогика»

1. Сравнительная педагогика как наука.

2. Методы сравнительно-педагогических исследований.

3. Начальный этап развития сравнительно-педагогических исследований.

4. Развитие сравнительной педагогики за рубежом в ХХ веке.

5. Развитие сравнительной педагогики в России в ХХ в.

6. Экономическая эффективность образования в развитых и развивающихсястранах.

7. Общая характеристика социального спроса на образование.

8. Политические факторы развития образования.

9. Интеграция в сфере образования.

10. Ориентация на непрерывное образование.

11.Дошкольные учреждения.

12.Общая характеристика школьных систем.

13.Начальная школа.

14.Общая характеристика среднего и специального образования.

15.Общая характеристика частных школ и внешкольных детских учреждений.

16.Профессиональное образование.

17.Управление образованием и его финансирование.

18.Общая характеристика развития высшей школы.

19.Учитель – ключевая фигура в образовании.

20.Организация труда учителя.

21.Проблема обновления школьного образования.

22.Результативность образования.

23.Дифференциация образования.

24.Традиционные и новые учебные дисциплины.

25.Типы и развитие учебных программ.

26.Основные характеристики традиционного учебного процесса.

27.Новые модели обучения.

28.Общая характеристика экспериментальных школ.

29.Открытое обучение.

30.Компьютеризация обучения.

31.Школа и пожизненное воспитание.

32.Современные зарубежные педагогические концепции.

33.Приоритеты воспитания.

34.Самоуправление школьников.

35.Школьная система США.

36.Школьная система Англии.

37.Школьная система Германии.

38.Школьная система Франции.

39.Школьная система Японии.

40.Высшее образование в США и Англии.

41. Высшая школа в Германии и Франции.

42.Высшее образование в Японии.

43.Педагогическое образование в США и Англии.

44.Педагогическое образование в Германии и Франции.

45.Педагогическое образование в Японии.

46.Подготовка педагогических кадров в России.

47.Школьные программы в США и Англии.

48.Школьные программы в Германии и Франции.

49.Школьные программы в Японии.

50.Школьные программы в России.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: