Лекция № 12 Зарубежный опыт социальной работы с семьей
Детская социальная служба
Семья в системе социальных служб: проблемы взаимоотношений
Услуги по оказанию помощи семье в воспитании и уходе за детьми
Контактная модель работы с семьей в Швеции
Деятельность служб защиты детей от насилия в семье в США
Мостовая семья как форма устройства детей в Великобритании
Детская социальная служба
Основными задачами детских социальных служб, существующих во многих странах, являются следующие: обеспечение со стороны государства достижения семьей определенной степени экономической самостоятельности; профилактика насилия над детьми и их эксплуатации; создание и поддержка различных институциональных форм опеки, а также поддержка неинституциональных форм, в частности, «общинных».
Организационная структура детской социальной службы выглядит так: на уровне определенной территориально-административной единицы существует специальное учреждение социальной помощи детям, имеющее дочерние организации типа центров социальной помощи, расположенных в районах, где проживает большинство клиентов этих центров. Это учреждение сотрудничает с «общинными» центрами помощи, находящимися на данной территории и представляющими собой добровольческие организации жителей этого района. Необходимо подчеркнуть, что деятельность детской социальной службы в зарубежных странах ориентирована не столько на ребенка, сколько на семью в целом.
Например, специальное учреждение социальной помощи семье и детям в США предлагает им следующие виды поддержки.
1. Организация специальных групп профессионального обучения для родителей, помощь по трудоустройству.
|
2. Обеспечение присмотра за детьми, чьи родители работают в дневное или вечернее время.
3. Создание при городских центрах здоровья служб для незамужних матерей.
4. Создание и поддержка служб защиты детей от насилия в семье.
5. Создание и инспектирование детских домов, а также работа с приемными семьями, наблюдение за адаптацией ребенка.
6. Развитие служб помощи детям в получении образования, помощи родителям в ведении домашнего хозяйства и др.
Деятельность специального учреждения социальной помощи детям определяется, в основном, общегосударственной программой социального обслуживания, а также региональными планами. В США существует программа помощи семьям с детьми на иждивении. Кроме денежных выплат семьям оказываются перечисленные выше услуги, причем, бесплатно. Семьи, не входящие в число пользователей указанной программы, также могут обращаться за вышеперечисленными услугами, но уже за некоторую плату. Определенные услуги, например, защита детей от домашнего насилия оказывается бесплатно всем категориям населения. Кроме того, в экстремальных ситуациях социальная служба берет на себя заботу о детях, независимо от уровня доходов семьи.
Структурно детская социальная служба включает:
• отдел информации, который осуществляет сбор и обработку информации о работе службы и потребностях клиентов;
• отдел апелляций, куда можно подать жалобу. Например, в Великобритании в детской социальной службе имеется книга жалоб и она доступна клиентам. Жалоба обязательно рассматривается, сначала сотрудником, ответственным за эту работу, затем, если клиент остается неудовлетворенным, независимым специалистом.
|
• консультативный совет, в который входят представители различных социальных служб, члены профсоюзов, общественных организаций, частные лица, клиенты. Этот совет обсуждает вопросы планирования по оказанию помощи детям и семье, распределяет денежные средства, оценивает эффективность деятельности служб, осуществляет связи государственной социальной службы с другими формами организации помощи детям.
Семья в системе социальных служб: проблемы взаимоотношений
Любой социальный работник знает, что семья, при всей ее автономности, не висит в безвоздушном пространстве, она тысячами нитей связана с внешним миром, с различными организациями и системами. К таким организациям относятся социальные агентства, образовательные учреждения, больницы, система надзора и ухода по месту жительства, геронтологическая помощь т. п.
Часто семья и социальные агентства объединяются крайне неудачно, образуя, заведомо обреченные, на неуспех системы. Это ведет, с одной стороны, к вспышкам гнева и проявлениям цинизма у социальных работников, а с другой – к разочарованности и озлоблению клиента и его семьи. И эти плохие взаимоотношения затем воспроизводятся на многих уровнях, так что прогресс становится почти невозможным. Семьи жалуются на деспотизм социального помощника и принудительный характер помощи или же плохое качество работы. А профессионалы сетуют на непонимание их добрых намерений со стороны семей.
|
Эван Имбер Блек, американская исследовательница этих проблем, пишет, что есть специфические модели, скрытые до поры до времени внутри семей. Они начинают действовать только при вовлечении семьи в сферу действия социальных служб. Аналогичные модели скрыты в недрах самих социальных служб, и они тоже приходят в действие, сталкиваясь с моделью семьи. В таких случаях ситуация заходит в тупик. Рассмотрим наиболее типичные случаи таких тупиковых ситуаций, описываемых автором.
Многие семьи на протяжении целых поколений бывают связаны с социальными работниками, которые определяют их развитие и руководят их жизнью. Появляются все новые и новые помощники, они приходят в некую давно сложившуюся среду, и с этим связаны их удачи или провалы. Новый помощник заменяет прежнего, но серийная модель поведения семьи остается прежней. Скажем, семья, которая в прежних поколениях воспринимала помощь как принудительную, как насилие, привыкла к вечным конфликтам с социальным работников, нового профессионала, наверняка, встретит с озлоблением и недоверием.
Может сложиться и обратная ситуация: бабушка с дедушкой прибегали к помощи социального работника при всяком удобном случае. Их дети и внуки делают сейчас то же самое, даже, если оказываемая помощь не всегда была в прошлом действенной и сейчас не сулит особенных надежд.
В каждой семье существуют определенные правила, в соответствии с которыми семья встречает социального работника. Если это правило гласит: «не выноси сор из избы», то контакт будет весьма затруднительным. Никто этого не скажет специалисту напрямую, но он очень скоро почувствует возрастающее отчуждение. Это может привести к тому, что помощник, работающий с семьей, охарактеризует ее как замкнутую, неподдающуюся влиянию. С этим ярлыком семья будет жить дальше, и каждый новый пришелец из социальной службы будет изначально ориентирован на негатив. А семья будет искренне считать всех социальных работников назойливыми, мешающими жить людьми.
В иных семьях возникает ситуация еще более запутанная, потому что мать происходит из вышеописанного типа семьи, а отец из семьи, где охотно делились невзгодами с посторонними и искали у них помощи. В этом случае может развернуться настоящая драма с запутанными интригами помощников с контактным отцом против замкнутой в себе матери. В этнически неоднородных семьях такая драма может, даже перерасти в трагедию. К личному опыту каждого родителя примешивается нравственный императив иной этнической культуры. Если вдобавок сам социальный работник является носителем традиционных западных ценностей, то налицо очередной тупик, выйти из которого очень трудно.
В некоторых семьях существуют неписанные правила относительно разделения по половому признаку: кто может получать помощь и кто обязан обеспечить эту помощь. В западной культуре, как известно, традиционно помощь должна просить женщина. У мужчин это считается проявлением слабости. Но посторонняя помощь будет принята, наоборот, только от женщины или же только от мужчины.
Здесь важен еще один фактор: кто уважаемый родственник в той или иной семье. Мужчина это или женщина, находится поблизости или отрезан от семьи какими-либо обстоятельствами (развод, конфликт, переезд, эмиграция, смерть). Многие семьи обращаются в социальную службу, чтобы заполнить образовавшийся вакуум, оставшийся после близкого и авторитетного по крови человека. Важно и то, одобряют ли такие родственники обращение за посторонней помощью. Если нет, то семья будет метаться от одного социального работника к другому в поисках «любимой тети».
Разрушительные последствия вызывает развод. Тут важно знать точку зрения отсутствующего супруга на профессиональную помощь. Если мать пытается получить такую помощь, а дети уверены, что отец был бы против, то отношения социального работника и членов такой семьи не сложатся.
Окружение одиноких родителей нередко дает им понять, что их семья ущербна и нуждается в многочисленных помощниках извне. Как правило, социальные работники пытаются восполнить отсутствующего родителя, но, не являясь членами семьи, они в своих действиях обречены на неудачу. Это еще один классический тупик в социальной работе с семьей.
Некоторые семьи вовлекают в свои проблемы множество профессионалов в попытке отвлечься от семейных распрей. Но самим помощникам об этом не говорят, более того, приглашая нескольких сразу, не сообщают им друг о друге, и те действуют автономно, каждый по своему усмотрению, запутывая ситуацию окончательно.
Вот несколько моделей семьи, требующих осмотрительного и вдумчивого подхода к работе с ними, в частности, осторожности в навешивании ярлыков и секретности в работе социальных служб. В зарубежной литературе есть мнение, что активное вмешательство рекомендуется только в тех случаях, когда социальный работник помогает снять печать отверженности с семьи или ее отдельных представителей.
К сожалению, у большинства социальных служб, тем более у столь молодых, какими являются эти службы в России, нет перспективного видения, поскольку они считают само наличие проблем признаком патологии. Ограниченность перспективного видения негативно отражается в работе социальных служб, способствует появлению чувства безнадежности и подавленности у социальных работников. Для них характерны широкие обобщения, огульные суждения о целых категориях населения, упущенные возможности и «зацикленность» на недостатках. К примеру, неполные семьи рассматриваются только с точки зрения недостаточности, а не с позиций внутренних сил и возможностей таких семей. Вероятно, хватило бы мобилизации внутренних ресурсов и финансовой поддержки, но вместо этого отражается целая армия «нянек» и наставников, пока у семьи не возникнет зависимость от посторонней помощи.