Развитие человечества неизбежно ведет к приданию нового облика (обновлению) всем сферам общественной жизни. Модернизация образования – явление мировое: социально-экономические изменения, новые требования рынка труда, возрастающее значение знаний о культуре требуют соответствующих перемен в образовании. «Подобно тому как взрослый человек не может носить одежду, которая годилась ему в детстве, – писал один из видных деятелей просвещения США, – так и система образования не может противостоять требованию перемен в то время, когда все вокруг изменяется».
Необходимость модернизации системы российского образования, проводимой в начале XXI в., объясняется рядом факторов.
Во-первых, принципиальные изменения в мире и стране выдвигают перед образованием новые задачи:
- ускорение темпов развития общества требует подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях;
- переход к постиндустриальному обществу, необходимость решения глобальных проблем в рамках международного сотрудничества, расширение масштабов межкультурного взаимодействия выдвигают на первый план задачи формирования творческого мышления, коммуникабельности и толерантности;
- динамическое развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости определяют постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности.
Во-вторых, необходимы существенные изменения в целях и содержании образования, направленные на то, чтобы они отвечали социально-экономическим и политическим трансформациям в стране, современному уровню науки, техники, технологии, ориентировали на формирование фундаментальных знаний, постижение общей культуры; нацеливали на развитие личности обучающихся, индивидуальный подход к ним, повышение качества знаний.
|
В-третьих, надо от декларации о приоритетности образования перейти к ее практической реализации; от провозглашения всеобщности и доступности образования – к реальному воплощению этих принципов. Необходимо поднять социальный статус педагогов, чья оплата труда – одна из самых низких в стране, улучшить материально-техническое оснащение учебных заведений.
Модернизация должна сочетать продуманные новации с уважительным отношением к несомненным достижениям российского (в том числе советского) образования, использовать мировой опыт с учетом особенностей развития страны.
Модернизация прежде всего направлена на выполнение главной задачи – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства.
Назовем некоторые конкретные направления модернизации:
- разработка государственных стандартов среднего и высшего образования;
- разработка новых учебных программ;
- подготовка нового поколения учебников, которые могут поступить в школы лишь после их одобрения ведущими научными учреждениями страны;
- проведение Единого государственного экзамена, призванного заменить выпускные экзамены в средних школах и вступительные в вузы;
- осуществление профильного обучения в школе;
- развитие внешкольных форм образования (Интернет, библиотеки, дома творчества, спортивные школы и т.п.);
- улучшение финансового обеспечения образования и в связи с этим повышение социального статуса педагогов.
Система высшего образования совершенствуется серьезным нововведением, отвечающим международной практике, – переходом к двухуровневой вузовской подготовке, бакалавриату и магистратуре. В России законодательно установлены несколько ступеней высшего профессионального образования, подтверждаемых присвоением квалификации:
|
- бакалавр (срок обучения не менее чем 4 года);
- дипломированный специалист (срок обучения не менее чем 5 лет);
- магистр (срок обучения не менее чем 6 лет).
В правительственных документах указывается: опора на образованность общества, на качество человеческого капитала позволит России сохранить свое место в ряду государств, способных оказывать влияние на мировые процессы. Образование должно помочь России ответить на вызовы, стоящие перед ней в социальной и экономической сферах, в обеспечении национальной безопасности и укреплении институтов государства. Именно потребности личности, общества и государства будут определять направления изменений и развития системы образования.
Задания. Письменно!
1. Ныне выпускники средних школ многих регионов РФ и ДНР сдают Единый государственный экзамен (ЕГЭ) и ГИА. В чем, на ваш взгляд, состоят положительные стороны и недостатки этой формы аттестации знаний? Целесообразно ли считать ЕГЭ (ГИА) единственной формой школьных выпускных и вузовских вступительных экзаменов?
|
Поработайте с источником |
Прочтите отрывок из педагогических сочинений выдающегося русского педагога П.Ф. Каптерева.
1. Это такой человек, который владеет не только разносторонним знанием, но и умением им распоряжаться, который не только знающ, но и сообразителен, у которого есть царь в голове, единство в мыслях; который умеет не только думать, действовать, но и работать физически, и наслаждаться красотой природы и искусства.
2. Это такой человек, который чувствует себя живым и деятельным членом современного культурного общества, понимает тесную связь своей личности с человечеством, со своим родным народом, со всеми прежними работниками на поприще культуры, который по мере сил двигает человеческую культуру вперед.
3. Это такой человек, который чувствует раскрытыми в себе все свои способности и свойства и не страдает от внутренней дисгармонии своих стремлений.
4. Это человек физически развитый, с здоровыми органами тела, с живым интересом к физическим упражнениям, чувствительный и к радостям тела.
Вопросы и задания к источнику:
1) Почему овладение разносторонними знаниями необходимо и вместе с тем недостаточно для образованного человека? 2) Что значит уметь распоряжаться своими знаниями? 3) Раскройте связь здоровья, физического развития с образованностью человека?