Лицензия выдается предприятию подавшему заявку на ее получение и располагающему производственной и испытательной базой, нормативной и методической документацией, научным инженерно-техническим персоналом при условии их соответствия установленным требованиям.
Для получения лицензии представляются:
1. Заявление о выдаче лицензии.
2. Перечень имеющихся на предприятии производственного/испытательного/измерительного оборудования, которые необходимы для данного вида деятельности.
3. Перечень нормативно-методической документации, доступной на предприятии.
4. Сведения о квалификации и составе персонала.
5. Копии учредительных документов.
6. Копии свидетельства о государственной регистрации
7. Материалы экспертизы.
8. Справки о постановке на учет в налоговых органах.
9. Документ, подтверждающий оплату государственной пошлины за рассмотренные заявления (на данный момент ~ 300 р.).
Срок выдачи лицензии связанной с Государственной тайной — 3-5 лет. Зависит он от того — первичное лицензирование или нет.
Основанием для отказа в выдаче лицензии являются:
¾ наличие в документах, представленных заявителем, недостоверной или искаженной информации;
¾ отрицательное экспертное заключение по условиям, необходимым для осуществления соответствующего вида деятельности, и условиям безопасности.
Регистрационный номер лицензии и дата выдачи. Решение о выдаче лицензии или об отказе должно приниматься в срок не более 30 дней со дня получения заявления. О принятом решении лицензирующий орган уведомляет соискателя в течении 3 дней после его принятия. Также в трехдневный срок должен быть выдан соответствующий документ после представления документа об уплате лицензионного сбора.
В случае нарушения лицензионных требований лицензии могут быть приостановлены.
Организация может решать подобные вопросы через суд.
4.7. Прекращение деятельности предприятия
Согласно «Гражданскому кодексу Российской Федерации» предприятие ликвидируется в следующих случаях: признания банкротом; принятия решения о запрете деятельности предприятия из-за невыполнения условий, установленных законодательством Российской Федерации; признания судом недействительность учредительных документов и решения о создании предприятия и по иным причинам.
В законе РФ несостоятельность (банкротство) практикуется как признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Ликвидация предприятия может проводиться:
¾ в добровольном порядке по решению его собственников, которые должны в определенные сроки информировать организации государственного контроля о своем решении.
¾ в судебном порядке, когда основанием для возбуждения дела о банкротстве предприятия является заявление кредитора или должника. На рис. 2.4. представлена последовательность действий по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия-должника.
Последовательность действий по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия-должника.
Арбитражный суд рассматривает дело о несостоятельности на основании письменного заявления должника, кредитора прокурора при установлении им умышленного или фиктивного банкротства, решения Федерального управления. Заявление должно содержать форму и субъект собственности, сумму неудовлетворенных требований, причины их невыполнения, приложения со списком кредиторов и должников, расшифровкой дебиторской и кредиторской задолженностей и бухгалтерским балансом, ходатайство о внешнем управлении имуществом или санации.
Возбуждение дела о несостоятельности (банкротстве) предприятия должника
Вынесение определения о возбуждении производства. Рассылка определения участникам судебного процесса.
Рассмотрение дела о несостоятельности (банкротстве) предприятия-должника
Вынесение решения арбитражным судом о признании банкротства и открытии конкурсного производства; об отклонении заявления при выявлении состоятельности; о приостановлении производства по делу (при наличии оснований) и проведении внешнего управления или санации.
По результатам рассмотрения дела арбитражный суд принимает одно из следующих решений: о признании должника несостоятельным и открытие конкурсного производства; о приостановлении производства по делу о банкротстве предприятия; об отклонении заявления, если выявлена фактическая состоятельность должника и возможность удовлетворения требований кредитора. К должнику применяют реорганизационные, ликвидационные процедуры, мировые соглашения.
РАЗДЕЛ 5. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ И БИЗНЕС-ПЛАН
5.1.Основные функции бизнес-плана
Бизнес-план – документ внутрифирменного планирования, характеризующий все основные аспекты предпринимательской деятельности, анализирующий проблемы и способы решения поставленных задач.
Бизнес-план позволяет определить стратегию развития предприятия в условиях конкуренции и оценить предпринимательские возможности. Составление бизнес- плана связано с эффективным способом мобилизации предпринимательских качеств, таких, как умение думать, увязывать интересы, определять цели и решать задачи, находить возможности повышения конкурентоспособности предприятия.
Бизнес-план составляют в зависимости от особенностей развития предприятия, определяя целесообразность вложения инвестиций именно в этот проект. Одно из главных требований – анализ сильных и слабых сторон бизнеса для обоснования экономической оценки предлагаемых мероприятий.
Основные функции бизнес-плана можно подразделить на две группы:
внутрифирменная деятельность и внешние функции, которые представлены на рис.
Внутрифирменная деятельность связана с разработкой стратегии развития фирмы, общей концепцией осуществления проектов создания новой продукции, внедрения новых технологий и оборудования, оценки предпринимательского потенциала и выявления резервов, а также мероприятий по снижению риска и формированию благоприятного имиджа фирмы.
Внешние функции направлены на формирование качественного бизнес-плана, позволяющего эффективно распорядиться инвестициями и привлечь к реализации планов развития предприятия потенциальных партнеров, которые могут вложить собственный капитал или технологии.
Основные функции бизнес-плана |
Внутрифирменная деятельность |
Внешние функции |
Разработка стратегий и обоснование экономической целесообразности направлений развития фирмы |
Разработка общей концепции осуществления проектов создания новой продукции (услуги) |
Планирование процесса развития основной деятельности предприятия |
Всесторонняя оценка внутреннего научного, технического, производственного, коммерческого потенциала фирмы и выявление резервов |
Оценка и контроль финансовых ресурсов |
Подготовка и осуществление мероприятий по внедрению инноваций и новых технологий, оборудования |
Мероприятия по снижению в деятельности фирмы предпринимательского риска |
Формирование хорошего имиджа фирмы |
Привлечение инвесторов и инвестиций для выполнения проектов |
Обоснование для включения проектов в государственные программы и получение средств из централизованных источников |
Получение банковских кредитов |
Обеспечение успешной реализации акций фирмы на фондовом рынке |
Организационно-финансовое обоснование необходимости создания совместных производств и других форм совместной деятельности |
Разработка и осуществление мероприятий по созданию финансово- промышленных групп |
Привлечение к осуществлению проектов потенциальных партнеров, желающих вложить собственный капитал или технологии |
План мер предупреждения банкротства и выхода из кризисных ситуаций |
5.2. Структура бизнес-плана
Структура бизнес - плана определяется направленностью и масштабом инновационного проекта, сферой предпринимательской деятельности, организационной структурой фирмы, наличием конкурентов и перспективами роста.
Можно представить основной процесс бизнес-планирования с момента возникновения предпринимательской идеи (обоснования экономической идеи) до получения и распределения прибыли между основными участниками.
Бизнес-план - это главный документ взаимодействия основных участков (партнеров): инвесторов, заказчиков, руководителя проекта и его команды, потребителей, других заинтересованных сторон. На рис. показана схема задач основных участников разработки бизнес-плана.
Бизнес-план |
Акционеры |
Кредитор |
Партнеры по бизнесу |
Оценка возможностей |
Оценка риска и ликвидности |
Оценка надежности, привлекательности и развития сотрудничества |
Создание команды |
Установление и отслеживание целей и задач |
Оценка качества управления |
Оценка возможности сотрудничества |
Практический анализ |
Развитие финансовых и кредитных услуг |
Определение потребности в деньгах |
Изучение конкурентов, определение форм и уровня конкуренции |
Помощь в по- лучении денег |
Повышение качества менеджмента |
Анализ рыноч- ной ситуации |
Менеджеры Уяснение идеи |
Рис. Задачи основных участников разработки бизнес-плана
Последовательность разработки бизнес-плана представлена в таблице Дальнейшая информация о структуре бизнес-плана будет построена по принципу последовательности расположения разделов в пределах бизнес-плана: титульный лист, меморандум о конфиденциальности, аннотация, резюме, описание предприятия и отрасли, план маркетинга и сбыта продукции, производственный план, организационный план, финансовый план, расчет эффективности проекта, учет рисков и гарантий, приложения.
Последовательность разработки бизнес-плана | |||
Содержание раздела | Номер раздела | ||
1. | Сбор и анализ информации о продукте, услуге. | Раздел 3 | |
Описание продукции, услуги | |||
2. | Сбор и анализ информации о рынке сбыта | Раздел 4 | |
3. | Анализ состояния и возможностей предприятия и | Раздел 2 | |
перспективности отрасли | |||
4. | Составление производственного плана (определение | ||
потребности и путей обеспечения площадями, | Раздел 5 | ||
оборудованием, кадрами и другими ресурсами) | |||
5. | Составление финансового плана (расчет | ||
потребности в капитале, определение источников | Раздел 7 | ||
финансирования) | |||
6. | Расчет эффективности проекта | Раздел 7 | |
7. | Составление организационного плана (разработка | ||
организационной структуры, правового обеспечения и | Раздел 6 | ||
графика реализации проекта) | |||
8. | Решение вопроса рисков и гарантий | Раздел 8 | |
9. | Подбор материалов бизнес-плана и составление | Приложения | |
приложений | |||
10. Составление краткого содержания проекта | Раздел 1 | ||
11. Составление аннотации на проект | Аннотация | ||
12. Оформление титульного листа | Титульный лист |
Титульный лист бизнес-плана не должен содержать излишних подробностей, он должен быть лаконичным и привлекательным. Очень важно дать проекту краткое название, которое затем может появиться на наружной вывеске предприятия, в рекламных материалах, на упаковке и т. д.
Бизнес-план – довольно объемный документ и для первичного ознакомления инвестора с проектом абсолютно неприемлем из-за высокой загруженности инвестора и широты его выбора среди разных бизнес-планов и бизнес- идей.
Поэтому рекомендуется предоставить информацию в виде:
¾ аннотации (0,5–1 стр.) – для высшего руководства, письменных обращений, рекламных объявлений;
¾ резюме (2–3 стр.) – в качестве дополнительной информации для ознакомления с бизнес-планом;
¾ бизнес-плана (15–50 стр. без приложений) – для подробного изучения проекта специалистами инвестора и экспертами.
Аннотация должна быть составлена так,чтобы первично знакомящийся свашим проектом нашел ответы на вопросы: кто, что, почему, когда, где, как.
Раздел 1. Резюме – простота и лаконичность изложения, минимум специальных терминов. Объем не должен превышать 2–3 машинописных страниц.
Резюме составляется на заключительном этапе разработки бизнес-плана по результатам проведенных исследований и расчетов, однако размещается в самом начале материала. Такая форма построения бизнес-плана необходима для того, чтобы потенциальный инвестор с самого начала ознакомления с проектом составил себе четкое представление о содержании и ожидаемых результатах проекта. Для этого в данном разделе излагается «сокращенная» версия бизнес-плана, содержащая конечные результаты проработки последующих разделов.
Основные моменты резюме:
¾ краткая характеристика предприятия: дата учреждения, цели организации предприятия, форма собственности, организационно-правовая форма;
¾ цель инвестиционного проекта: основные моменты будущего производства; характеристика услуг по выпуску продукции, качественные отличия продукции предприятия от продукции-аналога;
¾ предполагаемый объем производства в натуральных единицах и объем реализации в денежном выражении;
¾ возможности и способы реализации проекта (основные потребители, потенциальные клиенты);
¾ объемы затрат на производство;
¾ себестоимость единицы продукции;
¾ цена единицы продукции;
¾ источники финансирования денежных средств: кредиты, вклады учредителей, инвестиции;
¾ предполагаемые объемы финансирования (сроки получения, суммы, сроки погашения обязательств);
¾ предполагаемая эффективность проекта: срок окупаемости, прибыльность, чистый приведенный доход и т. д.
Необходимо добиваться запоминаемого резюме: в нем можно поместить рисунок или фотографию изделия.