Оперное искусство
Опера возникла в Италии, во Флоренции на рубеже XVI и XVII вв. и первоначально называлась: «драма на музыке».
Идея принадлежала – Винченцо Галилею (отцу великого физика и астронома Галилео Галилея).
Оперные сочинения изначально назывались drama per music - драма через музыку. Первая опера – «Дафна» (не сохранилась), вторая – «Эвридика», поставлена в 1600г. Композитор – Якопо Пери, поэт – Оттавио Ринуччини.От актеров требовалось исполнение разговорных партий нараспев, т.е. речитативом
ž Опера в переводе с Итальянского – труд, сочинение.
ž В ее основе лежит либретто, в переводе с итальянского – книжечка. Это краткое содержание оперы.
К 17-18 веку сложилось два вида оперы:
1) Опера-серия, серьезная опера, в ней очень много арий, ее содержание связано с античными сюжетами. Герои оперы принадлежат высшему свету.
2) Опера-буффо, комическая опера, герои из простого народа, и очень запутанный сюжет.
К 19 веку трагическое и комическое в опере слились воедино. Она стала отражать исторические события, реагировать на политическую обстановку в мире и показывать взаимоотношения людей, их переживания, характеры, жизненные ситуации.
Опера – музыкальный спектакль, где артисты передают содержание пением.
Стили оперы
ž Опера 17 века – Барочная
ž Опера 18 века – Классическая
ž Опера 19 века – Романтическая
ž Опера 20 века – Реалистическая
Жанры оперы
ž Комический
ž Трагический
ž Эпический
ž Лирический
ž Сказочный
ž Мифологический
ž Исторический
ž Рок-опера
ž Опера-балет
В основе оперы лежит драматургия, на которой держится все содержание оперы. Это ее основной стержень, который держит зрителя в напряжении, сохраняя интригу. Иными словами, опера – это музыкальный спектакль, музыкально-театральная постановка.
Законы оперы
ž ВСТУПЛЕНИЕ и/или УВЕРТЮРА (музыкальное вступление в опере.)
ž Завязка драмы, интрига, знакомство с героями, то есть – ЭКСПОЗИЦИЯ
ž Развитие действия, переплетение интриг, то есть – РАЗРАБОТКА
ž Наивысшая точка напряжения в развитии или КУЛЬМИНАЦИЯ
ž Развязка драмы, конец или ФИНАЛ.
Кто создает оперу
1. Композитор – пишет музыку
2. Либреттист – сочиняет либретто, литературный текст
3. Дирижер – управляет оперным оркестром
4. Режиссер-постановщик – ставит действия в опере, помогает артистам понять образ героя
5. Художник-декоратор – разрабатывает костюмы и сценические декорации для оперы
6. Художник осветитель – разрабатывает свет на сцене
7. Исполнители – солисты, певцы, хор, оркестр, балетная группа
8. Бутафор – изготавливает предметы для сцены
9. Костюмеры, гримеры, работники сцены
Опера – вокальный жанр
Герои в опере не разговаривают, а поют: АРИИ; АРИОЗО; ПАРТИИ; КАВАТИНЫ; МОНОЛОГИ; РЕЧИТАТИВЫ
Опера в наши дни
ž Появились рок-оперы
ž Оперы-балеты
ž Оперы на джазовой основе
ž Оперетты
ž Мюзиклы
ž Радио-оперы
ž Кинооперы
Великие оперные композиторы и их знаменитые оперы.
ž Моцарт «Дон Жуан», «Волшебная флейта», «Свадьба Фигаро».
ž Верди «Аида», «Риголетто», «Травиата»
ž Вагнер «Кольцо Нибелунга», «Лоэнгрин»
ž Глинка «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила»
ž Мусоргский «Борис Годунов», «Хованщина»
ž Чайковский «Евгений Онегин», «Пиковая дама»
ž Римский-Корсаков «Снегурочка», «Садко», «Золотой петушок»
ž Прокофьев «Война и мир»
Опера в России появилась в XVIII столетии. А именно началась с приезда итальянской труппы во времена Анны Иоанновны. Первое представление: 29 января 1736 года, опера — «Сила любви и ненависти». Позднее при дворе появилась и французская труппа. В это же время появился большой спрос на оперу, стали открываться частные оперы. Нередко в одном городе было несколько опер: Итальянская, Русская, Немецкая. При императрицах Анне Иоанновне, Елизавете Петровне, Екатерине II в операх принимали участие певчие Придворной певческой капеллы, до этого исполнявшие только духовные песнопения.
Лучшие черты итальянских школ Флоренции, Рима и Венеции воплотил в своем творчестве композитор 17 в. Клаудио Монтеверди. В его операх мы видим напряженное драматическое действие и сильные характеры. Опера «Орфей» 1607г. Опера «Ариадна» 1608г.
В 18в. Оперное искусство достигает высочайшего расцвета в Австрии. Композитор Кристоф Виллибальд Глюк превратил оперу – сериа в музыкальную трагедию. Целая эпоха в оперном искусстве 18 века связана с именем Вольфганга Амадея Моцарта, создавшего форму музыкально-драматического спектакля, органично соединяющего в себе серьезные и комические моменты.
В 19 в. в странах Западной Европы складываются национальные оперные школы. Самые яркие представители в Италии: Дж. Россини (Севильский цирюльник) и Дж. Верди (Риголетто; Аида; Отелло; Травиата)
Во Франции – Шарль Гуно и Жорж Бизе
В России оперное искусство достигло высот в творчестве Михаила Ивановича Глинки – создателя первой русской национальной оперы «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»), 1836г. Вслед за Глинкой, Александр Сергеевич Даргомыжский добился полного слияния музыки и драматического действия в опере «Русалка».
Новым этапом в истории русской оперы стали 60-70-е гг. 19 в., когда на сцене появились оперы композиторов «Могучей кучки » (А.П.Бородина, М.П.Мусоргского, Н.А.Римского-Корсакова) и П.И.Чайковского.