Тема 13. Управление временем процессов в логистике
1.Время логистического процесса и конкурентоспособность предприятия.
2.Виды временных циклов в логистике.
3.«Разрыв» времени исполнения заказа.
Время логистического процесса и конкурентоспособность предприятия
В традиционно организационных системах управления материальными потоками основным показателем при выборе поставщика чаще всего является цена. Логистическая организация, продолжая отдавать должное цене поставляемых товаров, тем не менее, основной акцент переносит на время исполнения заказа.
Поставщик, не осознающий важности факторов времени процесса и не имеющий системы, способной удовлетворить временные потребности быстро изменяющихся рынков, проигрывает в конкурентной борьбе.
Перечислим основные причины роста времячувствительности рынков:
· сокращение полных жизненных циклов товаров;
· ориентация потребителей на работу в условиях низких запасов;
· усиление факторов рыночного спроса, и. Как результат, увеличение потерь, вызванных объективным ростом ошибочности прогнозов.
Кратко охарактеризуем каждый из этих факторов.
Сокращение полных жизненных циклов товаров. Особенностью последних нескольких десятилетий было сокращение полных жизненных циклов товаров. Например, механическая пишущая машинка имела полный жизненный цикл приблизительно в 30 лет. Пришедшая ей на смену электромеханическая пишущая машинка имела полный жизненный цикл в 10 лет. Электромеханическая пишущая машинка уступила место электронной пишущей машинке с четырехлетним полным жизненным циклом. Современные печатающие устройство имеют полный жизненный цикл меньше одного года. За это время необходимо успеть разработать новое изделие, организовать снабжение, начать производство и организовать реализацию. Следовательно, способность к быстрому «развитию изделия» становится ключевым элементом конкурентоспособности предприятия.
|
Стремление потребителей к уменьшению запасов. Одной из наиболее явных тенденций последних лет является всеобщее стремление компаний к уменьшению запасов, находятся ли эти запасы в форме сырья, компонентов в незавершенном производстве или в виде готовой продукции. Освобождается вложенный в запасы капитал, уменьшаются издержки.
Ориентация участников логистических процессов на работу в условиях низких запасов означает, что возможность поставки полного заказа во время, требуемое клиентом, становится одним из основных показателей оценки поставщика. Очевидно, что те компании, которые могут добиваться сокращения времени между получением заказа и поставкой, будут иметь существенное преимущество над своим более медлительными конкурентами.
Усиление фактора рыночного спроса (рост непредсказуемости спроса) и, как результат, увеличение потерь, вызванных объективным ростом ошибочности прогноза.
Актуальной проблемой большинства предприятий, работающих с материальными потоками, является неточность прогнозов, влекущая за собой ошибочные решения и соответствующие экономические потери. Независимо от совершенства и сложности используемых методов прогнозирования в условиях сегодняшней изменчивости рынков ошибки прогнозов неизбежны. Причем развитие товарных рынков, конкуренции, изменчивость цен, а также другие рыночные факторы являются объективной причиной тенденции роста ошибок прогнозирования.
|
Виды временных циклов в логистике
Длительность логистического процесса может рассматриваться как с позиции потребителя, так и с позиции поставщика. С точки зрения потребителя интерес представляет время исполнения заказа, т.е. время, прошедшее от момента размещения заказа до момента доставки товара (цикл: размещение заказа - получение товара).
С позиции поставщика не менее важным является время от момента получения заказа покупателя до момента поступления оплаты за поставленный товар, в том числе и общее время оборота рабочего капитала, начиная с момента закупки сырья и также кончая получением оплаты от покупателя (цикл: получение заказа – поступление оплаты).
Рассмотрим каждый из этих циклов.
Цикл «размещение заказа – получение товара».
Как уже отмечалось, в современной экономической среде высокая скорость реакции поставщика на возникший спрос является одним из главных источников его конкурентного преимущества, так как длительное время исполнения заказа требует от покупателя разработки долгосрочных прогнозов и сопряжено с созданием запасов.
На рис. показаны главные этапы цикла «размещение заказа – получение товара», каждый из которых требует для исполнения определенного времени. Диапазон возможных колебаний длительности всего цикла лежит в пределах от двенадцати до тридцати четырех дней.
Другой целью системы управления временем исполнения заказа является надежность соблюдения установленного срока поставки, которая зачастую оказывается условием не менее важным, чем длина цикла «размещение заказа – получение товара» (по крайне мере, до определенного момента).
|
Этап 1 Прием заказа от 1до 3 дней | ® | Этап 2 Обработка заказа от 2 до 4 дней | ® | Этап 3 Проверка кредита от 1 до 6 дней |
¯ | ||||
Этап 6 Доставка от 3 до 8 дней | Этап 5 Комплектация заказа от 4 до 10 дней | Этап 4 Оформление документов от 1 до 3 дней |
Рис. Этапы цикла «размещение заказа – получение товара»
Цикл «получение заказа – поступление оплаты». Как уже отмечалось, любой поставщик заинтересован в сокращении общего времени оборота рабочего капитала, т.е. времени превращения заказа в деньги. Следует подчеркнуть, что данный цикл заключается не только в обработке заказа, выписке счета и получении оплаты. Сюда относится также и время на снабжение, и производство, т.е. весь путь финансирования оборотного капитала.
Логистический подход к управлению временем процессов в рамках каждого из циклов заключается в проектировании и контроле полной временной цепи логистического процесса продвижения материальных, информационных и финансовых потоков.
Необходимость «сжатия времени» процессов, на первый взгляд, является очевидной, однако внедрение идеи в практику происходит, как правило, медленно. Основные причины:
· время исполнения на каждом этапе цикла защищается своими «опекунами» как возможность маневра, как своеобразное «пространство для дыхания»;
· в логистических системах фактические значения «времени исполнения», как правило, закладываются в качестве базовых параметров, которые лишь немногие менеджеры осмеливаются изменить. Это приводит к тому, что системы постоянно работают на основе устаревших, годами не обновлявшихся параметров «времени исполнения».
Следует отметить, что чувствительность процесса к изменениям спроса уменьшается с увеличением длительности пути от источника материалов до потребителя. Продолжительные временные цепи не позволяют вовремя зафиксировать окончание спроса, осложняют связь производства с требованиями рынка.
Преодоление названных проблем и обеспечение своевременности реакции на изменение спроса требует нового подхода к управлению временем логистических процессов.