Вступительное слово учителя




План-конспект урока по обществоведению (10 класс) по теме «Нации и национальные отношения»

«Здоровая нация так же не замечает своей национальности, как здоровый человек – своего позвоночника». Дж. Б. Шоу – английский драматург.

 

«Ни один народ в мире не одарен какой-либо способностью преимущественно перед другими».

Г. Лессинг – немецкий философ-просветитель, 18 в..

 

«Кто унижает окружающих, тот никогда не будет великим сам».

И. Зейме – немецкий публицист, поэт, просветитель.

 

«Кто сам не любит никого, того, кажется мне, тоже никто не любит».

Демокрит – древнегреческий мыслитель

 

Цель урока:

Образовательная цель: углубить знания учащихся о ведущих тенденциях развития наций и межнациональных отношений в современном мире и нашей стране, возможных путях межнациональной интеграции и гармонизации межнациональных отношений.

Воспитательная цель: подвести к пониманию ряда идей, составляющих ценностную базу культуры межнациональных отношений и шире – общей нравственно–правовой культуры.

Развивающая цель: продолжение работы над понятиями «нация», «этнос», «национализм», «экстремизм», «депортация».

Задачи:

1. показать некоторые истоки искаженной психологии людей в понимании национальных проблем;

2. раскрыть отвратительную сущность крайних форм проявления национализма;

3. показать опасность возрождения фашизма для человечества.

Ход урока

Задание. Вспомнить самые важные, на ваш взгляд, достоинства личности, которые отличают человека от животных, т.е. те качества, которых не может быть ни у одного животного (совесть, честь, долг, порядочность, благородство…).

Назовите те качества, которые можно встретить и у некоторых людей, и у животных (злобность, жестокость, жадность).

Чем отличается жестокость животных, например, акулы, от жестокости человека? (понимание того, что жестокостью и злобностью животного руководят их природа, инстинкты, а жестокость человека, как правило, проявлена осознанно, т.е. при участии ума, расчёта).

Отрицательные качества людей – это то, что, к сожалению, существует с момента появления человечества, что человек постоянно совершенствуется, но зло все равно проявляется, и нередко. Иногда оно приобретает отвратительные черты. Одной из таких черт является национализм, который выражается в нетерпимом отношении к людям другой национальности.

 

Вступительное слово учителя

Наша тема урока продолжает изучение раздела «Социальная структура общества». На доске представлена схема

  1. Что такое социальная структура общества?
  2. Перечислите элементы социальной структуры
  3. Какое место в структуре занимает изучаемая тема?

Вывод: этнос, народности, нации – составная часть социальной структуры
Этнос – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований.

Черты этноса:

  • Язык нации, народности
  • общая историческая судьба,
  • семейно-бытовое поведение,
  • нормы повседневного поведения,
  • специфическая материальная и духовная культура.

Генезис этноса: род, племя, народность, нация.
Род, племя – форма общности людей, объединяющая родственников и соответствует первобытнообщинным отношениям.

Народность – форма общности людей, для которой характерны общность истории, территория, язык, культура. Формирование нации происходит в период развития рабовладельческих и феодальных отношений.
Нация – это определенная форма существования этноса. Исторически сложившаяся общность людей, для которой характерны формирование единых экономических связей, общность исторической жизни, языка, территории, определенные черты психологии, искусства и быта.
Основными признаками нации являются единая раса, общие экономические связи, язык, религия, привычки, единые ценности.

Приведите примеры.

Национальное самосознание – это совокупность социальных, нравственных, политических, экономических, эстетических, религиозных, философских взглядов, характеризующих содержание, уровень и особенности духовного развития наций.

Приведите примеры, подтверждающие мысль о том, что каждая нация обладает национальным самосознанием.
В развитии наций четко прослеживаются две объективные противоположные тенденции: сближение, межнациональная интеграция и стремление к отделению, межнациональная дифференциация.
Межнациональная интеграция – процесс постепенного объединения различных наций, народов, этносов.

Формы интеграции:

  • Экономические и политические союзы
  • Транснациональные корпорации
  • международные культурные центры
  • Взаимопроникновение религий, культур

Приведите примеры.

Межнациональная дифференциация – процесс разъединения, разделения.

Формы:

  • Религиозный фанатизм
  • национализм
  • протекционизм в экономике
  • самоизоляция в целом

Приведите примеры.

В последнее время все большее распространение получает национализм.

Национализм – это политика, в основе которой лежит идея исключительного превосходства, недоверие к другим нациям. Национализм – опасное социальное заболевание, которое может привести к распаду страны.
Приведите примеры.
Национализм приводит к национальным конфликтам. Причины межнациональных конфликтов:

  • Усложнение социально-экономического развития стран мира, неравномерность развития стран на современном этапе.
  • Непродуманная политика ряда политических деятелей.
  • Ошибки и просчеты в национальном вопросе

Ярким примером проявления национального конфликта в современной истории России является первая и вторая чеченские войны. Ученики нашего класса подготовили презентацию по этому вопросу.
Презентация «Почему возник чеченский конфликт?».
После демонстрации организована беседа:

  • каковы причины чеченского конфликта?
  • Почему конфликт вылился в войны?
  • Каковы пути преодоления национальных конфликтов?

Оформляется запись в тетрадях «Пути преодоления национальных конфликтов»:

  • Применение правовых механизмов, ликвидация этнических привилегий,
  • переговоры с конфликтующими сторонами,
  • решение наиболее острых социальных проблем в этногруппах – трудоустройство, образование, жилье.

Чаще всего национальные конфликты вспыхивают в многонациональных государствах. С целью предупреждения национальных конфликтов правительства многонациональных государств проводят государственную национальную политику.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: