План-конспект урока по обществоведению (10 класс) по теме «Нации и национальные отношения»
«Здоровая нация так же не замечает своей национальности, как здоровый человек – своего позвоночника». Дж. Б. Шоу – английский драматург.
«Ни один народ в мире не одарен какой-либо способностью преимущественно перед другими».
Г. Лессинг – немецкий философ-просветитель, 18 в..
«Кто унижает окружающих, тот никогда не будет великим сам».
И. Зейме – немецкий публицист, поэт, просветитель.
«Кто сам не любит никого, того, кажется мне, тоже никто не любит».
Демокрит – древнегреческий мыслитель
Цель урока:
Образовательная цель: углубить знания учащихся о ведущих тенденциях развития наций и межнациональных отношений в современном мире и нашей стране, возможных путях межнациональной интеграции и гармонизации межнациональных отношений.
Воспитательная цель: подвести к пониманию ряда идей, составляющих ценностную базу культуры межнациональных отношений и шире – общей нравственно–правовой культуры.
Развивающая цель: продолжение работы над понятиями «нация», «этнос», «национализм», «экстремизм», «депортация».
Задачи:
1. показать некоторые истоки искаженной психологии людей в понимании национальных проблем;
2. раскрыть отвратительную сущность крайних форм проявления национализма;
3. показать опасность возрождения фашизма для человечества.
Ход урока
Задание. Вспомнить самые важные, на ваш взгляд, достоинства личности, которые отличают человека от животных, т.е. те качества, которых не может быть ни у одного животного (совесть, честь, долг, порядочность, благородство…).
Назовите те качества, которые можно встретить и у некоторых людей, и у животных (злобность, жестокость, жадность).
|
Чем отличается жестокость животных, например, акулы, от жестокости человека? (понимание того, что жестокостью и злобностью животного руководят их природа, инстинкты, а жестокость человека, как правило, проявлена осознанно, т.е. при участии ума, расчёта).
Отрицательные качества людей – это то, что, к сожалению, существует с момента появления человечества, что человек постоянно совершенствуется, но зло все равно проявляется, и нередко. Иногда оно приобретает отвратительные черты. Одной из таких черт является национализм, который выражается в нетерпимом отношении к людям другой национальности.
Вступительное слово учителя
Наша тема урока продолжает изучение раздела «Социальная структура общества». На доске представлена схема
- Что такое социальная структура общества?
- Перечислите элементы социальной структуры
- Какое место в структуре занимает изучаемая тема?
Вывод: этнос, народности, нации – составная часть социальной структуры
Этнос – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований.
Черты этноса:
- Язык нации, народности
- общая историческая судьба,
- семейно-бытовое поведение,
- нормы повседневного поведения,
- специфическая материальная и духовная культура.
Генезис этноса: род, племя, народность, нация.
Род, племя – форма общности людей, объединяющая родственников и соответствует первобытнообщинным отношениям.
|
Народность – форма общности людей, для которой характерны общность истории, территория, язык, культура. Формирование нации происходит в период развития рабовладельческих и феодальных отношений.
Нация – это определенная форма существования этноса. Исторически сложившаяся общность людей, для которой характерны формирование единых экономических связей, общность исторической жизни, языка, территории, определенные черты психологии, искусства и быта.
Основными признаками нации являются единая раса, общие экономические связи, язык, религия, привычки, единые ценности.
Приведите примеры.
Национальное самосознание – это совокупность социальных, нравственных, политических, экономических, эстетических, религиозных, философских взглядов, характеризующих содержание, уровень и особенности духовного развития наций.
Приведите примеры, подтверждающие мысль о том, что каждая нация обладает национальным самосознанием.
В развитии наций четко прослеживаются две объективные противоположные тенденции: сближение, межнациональная интеграция и стремление к отделению, межнациональная дифференциация.
Межнациональная интеграция – процесс постепенного объединения различных наций, народов, этносов.
Формы интеграции:
- Экономические и политические союзы
- Транснациональные корпорации
- международные культурные центры
- Взаимопроникновение религий, культур
Приведите примеры.
Межнациональная дифференциация – процесс разъединения, разделения.
|
Формы:
- Религиозный фанатизм
- национализм
- протекционизм в экономике
- самоизоляция в целом
Приведите примеры.
В последнее время все большее распространение получает национализм.
Национализм – это политика, в основе которой лежит идея исключительного превосходства, недоверие к другим нациям. Национализм – опасное социальное заболевание, которое может привести к распаду страны.
Приведите примеры.
Национализм приводит к национальным конфликтам. Причины межнациональных конфликтов:
- Усложнение социально-экономического развития стран мира, неравномерность развития стран на современном этапе.
- Непродуманная политика ряда политических деятелей.
- Ошибки и просчеты в национальном вопросе
Ярким примером проявления национального конфликта в современной истории России является первая и вторая чеченские войны. Ученики нашего класса подготовили презентацию по этому вопросу.
Презентация «Почему возник чеченский конфликт?».
После демонстрации организована беседа:
- каковы причины чеченского конфликта?
- Почему конфликт вылился в войны?
- Каковы пути преодоления национальных конфликтов?
Оформляется запись в тетрадях «Пути преодоления национальных конфликтов»:
- Применение правовых механизмов, ликвидация этнических привилегий,
- переговоры с конфликтующими сторонами,
- решение наиболее острых социальных проблем в этногруппах – трудоустройство, образование, жилье.
Чаще всего национальные конфликты вспыхивают в многонациональных государствах. С целью предупреждения национальных конфликтов правительства многонациональных государств проводят государственную национальную политику.