Точки на кривых безразличия




Практическая работа

Кривые безразличия: суть, построение, точки на кривых

1. Понятие, сущность и значение кривых безразличия

2. Основы построения кривых безразличия

3. Точки на кривых безразличия

 

Кривые безразличия – это линии, отражающие множество всевозможных комбинаций благ, которые имеют для потребителя одинаковую полезность и в отношении выбора которых он демонстрирует безразличность.

Понятие кривых безразличия было введено в научных оборот двумя учеными – Вильфредо Парето и Френсисом Эджвортом. Сегодня оно довольно часто используется в различных отраслях экономической науки. По большому счету кривые безразличия служат отражением наборов безразличия, под которыми обычно понимаются наборы вариантов потребительского выбора, имеющие одинаковую полезность, а потому – не имеющие предпочтения перед другими наборами.

Товары «Х» и «У» формируют набор безразличия в том случае, если все соотношения этих благ будут равноценны для потребителя, которому будет все равно, какой из их наборов выбрать. Таким образом, кривые безразличия отражают собой совокупность наборов благ, приносящих потребителю одинаковую полезность, то есть обеспечивающих равный объем удовлетворения его потребностей.
Кривые безразличия отражают предпочтения потребителей и позволяют найти ответ на вопрос о том, как можно обеспечить максимально полное удовлетворение от покупки в условиях ограниченности бюджета. Иначе говоря, с их помощью можно узнать, какой из наборов продуктов окажется наиболее предпочтителен для потребителя.

Основополагающими свойствами кривых безразличия считаются:

- отрицательный наклон кривых безразличия;

- выпуклость кривых безразличия по отношению к началу координат;

- непересекаемость кривых безразличия;

- равенство абсолютной величины наклона кривой безразличия и предельной нормы замещения;

- возможность построения кривой безразличия, проходящей через любой набор благ.

Кривые безразличия двух товаров, расположенные на одной плоскости и построенные для одного потребителя, формируют карту безразличия.

Таким образом, под картами безразличия следует понимать совокупность кривых безразличия, которые соответствуют различным уровням полезности для одной пары благ и для одного потребителя. Предпочтения и вкусы потребителей представляются картой кривых безразличия. При этом каждая следующая кривая безразличия, которая проходит дальше т начала координат, будет нести в себе большую величину полезности для потребителя.
Основы построения кривых безразличия

Итак, кривые безразличия представляют собой одинаковую для потребителя совокупную полезность различных благ. Для их построения рекомендуется придерживаться следующего плана:

- выбрать (составить) массив исходных данных;

- построить ось координат;

- на сторонах оси координат (X и Y соответственно) отметить различное количество товара X (Qx)и Y (Qy);

- соединить точки кривой, отражающей возможные комбинации благ, дающих одинаковое удовлетворение;

- проанализировать полученные результаты.

Таким образом, в основе построения карты кривых безразличия лежит необходимость группировки благ и выделения целевой группы, определение выборов каждого потребителя, исключение возможных ошибок, проведение статистического анализа данных.

Рассмотрим данный алгоритм на конкретном примере. Предположим, что Иван получает полезность и удовлетворение от яблок и апельсинов и, соответственно, приобретает наборы, состоящие из этих благ. Для Ивана одинаковую полезность несут в себе следующие наборы благ: 10 яблок и 25 апельсинов, 14 яблок и 20 апельсинов, 20 яблок и 15 апельсинов, 28 яблок и 10 апельсинов, 38 яблок и 5 апельсинов. Для построения кривой безразличия используем двухмерное пространство. В рамках системы координат Х Y на осях отложим единицы обоих товаров, входящих в наборы. Полученный результат представим на рисунке 1.

 

 

 

Рисунок 1. Пример построения кривой безразличия Ивана.

Таким образом, наборы яблок и апельсинов, представленные точками А, В, С, D, E имеют одинаковую полезность для потребителя – ему все равно, какой из них выбрать.

Точки на кривых безразличия

Каждая точка, расположенная на кривой безразличия, является комбинацией двух товаров, имеющих одинаковую для потребления общую полезность. Соответственно, потребителям безразлично, какой из наборов выбрать. В общем виде пример кривых безразличия представлен на рисунке 2. Рассмотрим кривую безразличия и точки на ней представленные более подробно.

 

 

Рисунок 2. Пример карты кривых безразличия.

 

Предположим, что существует два товара - «Х» и «Y». Допустим, что набор, состоящий из двух товаров «Х» и трех товаров «Y», имеет такую же общую полезность, как набор, состоящий из трех товаров «Х» и двух товаров «Y». В этом случае отказ от одного из товаров будет компенсирован получением другого.

К представленным комбинациям товаров «Х» и «Y» потребитель в равной степени безразличен. Это означает, что вне зависимости от того, какой из наборов будет им приобретен, он получит равное (одинаковое) удовлетворение своих потребностей, то есть любые комбинации, отмеченные на кривой безразличия, одинаково хороши для потребителя, поскольку способны принести ему одинаковую полезность.

В том случае, если наборы благ равноценны с точки зрения потребителя, то точки А и В будут лежать на одой кривой безразличия. Так кривая безразличия, что расположена правее и выше другой кривой, а также точки на не расположенные, отражает более предпочтительные для данного потребителя наборы благ. Так, например, набор С содержит в себе то же самое количество товара «Y», что и набор «А», однако в него входит большее количество товара «Х».

В целом справедливо говорить о том, что те кривые безразличия, которые сильнее удалены от начала координат, соответствуют более высокому уровню удовлетворения потребностей. В виду того, что кривая U2 находится справа от кривой U1, всякий набор благ, находящийся на кривой безразличия U2 будет более предпочтителен для потребителя, нежели набор, находящийся на кривой U1.

 

 

Практическая работа

Бюджетная линия

Бюджетная линия — линия, показывающая все комбинации товаров, которые можно приобрести за данный бюджет.

 

Рисунок 1. Бюджетная линия

Предположим:

1) месячный бюджет потребителя – 12000 р.;

2) на рынке присутствуют только два товара – одежда и продукты питания;

3) цены на оба вида товара не меняются – они постоянны;

4) не меняется по величине и личный доход (бюджет) потребителя;

5) цена единицы одежды 1200 р., а единицы продуктов питания – 300 р.

Потребитель, может приобрести 10 единиц одежды (12000: 1200), но тогда ему придется быть голодным, ибо ни одной единицы питания он не сможет купить. У него есть возможность приобрести 40 единиц питания (12000: 300), но тогда он будет раздет. Это два крайних случая, чтобы показать, что наш потребитель – разумный человек, и у него нормальное потребительское поведение: он купит и то, и другое – столько-то одежды и столько-то еды.

Проведем через указанные крайности и в) линию, которая и будет называться бюджетной линией потребителя

Любая точка на этой линии характеризует определенную комбинацию одежды и питания, которую может приобрести потребитель на свои 12000 р.

При этом точки вне бюджетной линии: точки е и k для потребителя достижимы, но в этом случае из своего дохода он не извлечет максимума полезности, а стало быть, они менее предпочти­тельны.

Безусловно, точка т обладает большей предпочтительностью, но она при 12000 р. дохода потребителю недоступна.

Любая точка, лежащая на бюджетной линии (рис. 1), удовлетворяет уравнению:

Ро х Qо + Рп х Qп = Y,

где: Pо и Рп; Qо и Qп соответственно цены и количества одежды и питания; Y – доход потребителя (от англ. income).

Бюджетная линия – это линия, графически отображающая наборы товаров, которые потребитель может приобрести при данном доходе и данных ценах.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: