Налоговая система РФ: понятие, состав, структура и принципы организации.




Этапы становления и развития налогообложения.

а) раннее Средневековье.

Неразвитость налогов, несистемность, взимаются в натуральной форме. Де Карафа предложил рассматривать источником налогов «домены» (принадлежащие государству вещные права, капитал, ресурсы). Вскоре домены развились в регалии (монополии) – налогом облагаются монопольные права государства, переданные в использование частному капиталу.

б) от средних веков до конца XVIII века.

Налоги приняли денежную форму. Сформировалась система налоговых платежей (налоги, пошлины, сборы, монополии). Появляется разделение налогов на прямые и косвенные. Происходит становление взглядов финансистов на фискальную функцию (fisk – казна). Зарождается и развивается финансовая наука, поэтому возникает множество научных экономических школ, формируется система научных взглядов на природу налогов и их роль в развитии экономических отношений.

в) от начала XIX века до первой трети XX века.

В этот период происходит преобладание взглядов экономистов на разделение функций государства и частного капитала, в результате чего уход государства из экономики приводит к возникновению Великой Депрессии. Анализ этих событий дал возможность сформулировать американскому исследователю Кейнсу положение о вмешательстве и регулировании государством деятельности человеческого капитала в реальном секторе экономики. В результате, государственные финансы стали рассматриваться как инструмент государственного регулирования экономики.

г) с 80-х гг. XX века по настоящее время.

Появление новой школы (школа экономики предложения). Оформляется положение «бюджетной концепции» Лаффера, согласно которому прогрессивность налоговых изъятий не может превышать определенного уровня, так как в противном случае стимулируется развитие теневой экономики. Данная концепция находится в тесной взаимосвязи с интересами государственных финансов и императивами развития социально-ориентированной постиндустриальной экономики (информационного общества).

В современной экономике любого государства отсутствуют оптимальные налоговые системы, поэтому ведется поиск научно-обоснованного соотношения косвенного и прямого налогообложения, соотношения пропорционального и прогрессивного налогообложения, а также методики формирования справедливой государственной налоговой политики.

Налоговая система России с первых дней своего существования развивается в условиях экономического кризиса. В тяжелейшей ситуации она сдерживает нарастание бюджетного дефицита, обеспечивает функционирование всего хозяйственного аппарата страны, позволяет, хотя и не без перебоев, финансировать неотложные государственные потребности.

Основные этапы становления налоговой службы Российской Федерации

Дата публикации: 20.01.2011

3

Концепция системы планирования выездных налоговых проверок

В последние годы изменен подход к организации контрольной работы налоговых органов. Акцент сделан на комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, и, как следствие, отказ от тотального контроля и переход к контролю, основанному на критериях риска.

В связи с чем Федеральной налоговой службой разработана и утверждена Концепция планирования выездных налоговых проверок (приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@), предусматривающая новый подход к построению системы отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.

Согласно Концепции планирование выездных налоговых проверок – открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщиков для проведения выездного контроля по общедоступным критериям риска совершения налогового правонарушения. Данный процесс носит открытый характер. Налогоплательщик, соответствующий таким критериям, с большой долей вероятности будет включен в план выездных налоговых проверок.

Федеральная налоговая служба стремится к усилению аналитической составляющей контрольной работы налоговых органов в целях побуждения налогоплательщиков к добровольному уточнению своих налоговых обязательств.

Основные концепции налогообложения

Согласно первой концепции, субъекты налога должны уплачивать налоги пропорционально тем выгодам, которые они получают от государства, т. е. те, кто получил большую выгоду, платят налоги, необходимые для финансирования создания этой выгоды. Например, те, кто хочет пользоваться хорошими дорогами, должны оплачивать затраты на поддержание и ремонт этих дорог. Однако применение этой концепции связано с определенными трудностями, так как практически невозможно точно определить, какую личную выгоду и в каком размере получает каждый налогоплательщик от расходов государства на национальную оборону, бесплатное здравоохранение, просвещение и т. п. Кроме того, следуя этой концепции, необходимо было бы облагать налогом малоимущих и безработных для финансирования выплаты им же пособий, что само по себе лишено смысла.

Согласно другой концепции, юридические и физические лица должны уплачивать налоги в прямой зависимости от размера полученного дохода. Данная концепция отличается большей рациональностью и справедливостью, поскольку существует разница между налогом, который взимается с предполагаемых доходов на предметы роскоши, и налогом, который хотя бы в незначительной степени удерживается из расходов на предметы первой необходимости. Брать налог в 10 тыс. руб. у лица, имеющего доход в 100 тыс. руб., это вовсе не значит лишать его средств к существованию или определенных удобств. Это несравнимо с тем, когда берется налог в размере 500 руб. с человека, имеющего Доход в 5000 руб. Жертва последнего плательщика, несоизмерима с жертвой первого.

Однако и при внедрении этой концепции на практике возникают определенные проблемы, связанные прежде всего с тем, что нет строго научного подхода к измерению возможностей того или иного лица платить налоги. Ясно только, что потребитель действует всегда рационально, т. е. в первую очередь тратит свои доходы на товары и услуги первой необходимости, а лишь затем — на не столь важные товары.

Можно отметить и еще два принципа налогообложения — справедливость по горизонтали и справедливость по вертикали. Справедливость по горизонтали предполагает, что равные по доходам лица должны платить равные налоги. Принцип справедливости по вертикали заключается в том, что если равные по экономическому положению и социальному положению налогоплательщики платят равные налоги, то и неравные должны платить неравные налоги.

 

4

Налоговая система РФ: понятие, состав, структура и принципы организации.

Налоговая система - это организованная на определенных принципах система общественных отношений между государством (в лице уполномоченных органов государственной власти по обеспечению соблюдения законодательства о налогах и сборах) и его гражданами (организациями и физическими лицами) по поводу установления и взимания налогов и сборов.

Налоговая система — совокупность налогов, построенных на основании чётко сформулированных принципов, правил и процедур их установления, введения в действие, контроля за своевременностью и полнотой уплаты и ответственностью за их неуплату.

Основой налоговой системы являются налоги. С помощью налоговой системы государство реализует свои функции по управлению (регулированию, распределению и перераспределению) финансовыми потоками в государстве и в более широком смысле экономикой страны вообще.

Современная российская налоговая система сло­жилась на рубеже 1991г. - 1992г., в период политическо­го противостояния, кардинальных экономических пре­образований и перехода к рыночным отношениям. Налоговая система РФ представляет собой совокупность организационно-правовых форм и методов управления налогообложением и по своей структуре она является трехзвенной: присутствуют федеральные, региональные и местные налоги и сборы.

Состав и структура: Федеральные налоги и сборы (НДС, Акцизы, НДФЛ, Налог на прибыль организаций, Налог на добычу полезных ископаемых, Водный налог, Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, Государственная пошлина).

Региональные налоги (Налог на имущество организаций, Налог на игорный бизнес, Транспортный налог).

Местные налоги (Земельный налог, Налог на имущество физических лиц).

Специальные налоговые режимы (Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог - ЕСХН). Упрощенная система налогообложения. Система налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности, Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции).

Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов и иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.

В настоящее время налоговая система России основана на следующих принципах: единства налоговой системы; подвижности; стабильности; множественности налогов; исчерпывающего перечня региональных и местных налогов; однократности налогообложения; равенства и справедливости налогообложения.

1. Принцип единства налоговой системы. Единство финансовой политики, включая налоговую, и единство налоговой системы закреплено в ряде статей Конституции Российской Федерации

Принцип единства налоговой системы обеспечивается также единой системой федеральных налоговых органов. Налоговые органы в субъектах федерации являются территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, а не органами этих субъектов.

2. Принцип подвижности (эластичности). Принцип подвижности гласит, что налог и некоторые налоговые механизмы могут быть оперативно изменены в сторону уменьшения или увеличения налогового бремени в соответствии с объективными нуждами и возможностями государства.

3. Принцип стабильности. Согласно принципу стабильности, налоговая система должна действовать в течение ряда лет вплоть до налоговой реформы. При этом налоговая реформа должна проводиться только в исключительных случаях и в строго определенном порядке.

4. Принцип множественности налогов. Данный принцип включает в себя несколько аспектов, важнейшим из которых выступает то, что налоговая система государства должна быть основана на совокупности дифференцированных налогов и объектов обложения.

5. Принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов. Единое экономическое пространство России предопределяет политику Российского государства на унификацию налоговых изъятий. Этой цели служит принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов, которые могут устанавливаться органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

6. Принцип однократности налогообложения. Данный принцип означает, что один и тот же объект налогообложения может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный Законом период налогообложения.

7. Принцип равенства и справедливости налогообложения. В Налоговом кодексе отмечается, что налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

5

Функции и принципы налогообложения

Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц на основе специального налогового законодательства.

В современных условиях налоги выполняют две основные функции: фискальную и экономическую.

С помощью фискальной функции создаются государственные денежные фонды и материальные условия для функционирования государства.

Экономическая функция означает, что налоги являются активным участником перераспределительных отношений и оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения, усиливая или ослабляя накопление капитала. Принципы построения налоговой системы эволюционируют вместе с рыночным хозяйством, изменяя свое содержание, однако основные принципы налогообложения желательны в любой экономической системе.

Всеобщность - охват налогами всех экономических субъектов, получающих доходы, независимо от организационно-правовой формы.

Стабильность - устойчивость видов налогов и налоговых ставок во времени.

Обязательность - принудительность налога и неизбежность его выплаты.

Социальная справедливость - установление налоговых ставок и налоговых льгот, оказывающих щадящее воздействие на низкодоходные предприятия и группы населения.

Легитимность - законодательно утвержденный размер налогов и порядок их взимания.

Объективность и системность - необходимость аккумуляции денежных средств для выполнения государством общественных защитных, хозяйственных и социальных функций.

Эффективность - превышение сумм налогов над затратами на их взимание и использование.

Юридические принципы налогообложения Юридические принципы налогообложения определяются налоговым правом. Налоговое право – совокупность официально принятых, законодательно закрепленных юридических норм, устанавливающих виды налогов, порядок их взимания, а также отношения, связанные с возникновением, изменением и прекращением налоговых обязательств. Характерной чертой налоговых отношений служит их имущественный характер – выполнение налоговой обязанности, которая означает передачу в распоряжение государства определенных денежных средств их собственником. Указанные общественные отношения (т.е. налоговые правоотношения) и составляют предмет налогового права. К организационным принципам российской налоговой системы относятся положения, в соответствии с которыми осуществляется ее построение и структурное взаимодействие. Кроме того, организационные принципы налоговой системы обуславливают основные направления ее развития и управления.

 

6

Налоговая политика — это система мероприятий государства в области налогообложения, которая строится с учетом компромисса интересов государства и налогоплательщиков.

Как часть общей экономической политики государства она определяется целями общества. Эти цели формулируют требования к налоговой базе, тяжести налогообложения и способам изъятия доходов.

Государство, призванное обеспечить наилучшие условия для эффективного экономического роста, нуждается в ресурсах для выполнения этой миссии. Такие ресурсы не могут сформироваться исключительно, за счет собственных источников государства, доходов от государственных предприятий. И государство для формирования своих денежных доходов вынуждено изымать часть доходов частного сектора.

Налоги — это обязательные платежи-физических и юридических лиц государству.

Уплата налогов является одной из главных обязанностей граждан.

Налогоплательщиками являются: физические лица — работники, непосредственно своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход, и юридические лица — хозяйствующие субъекты.

Экономическая система (англ. Economic system) — совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нём отношений собственности и хозяйственного механизма. В любой экономической системе первичную роль играет производство в совокупности с распределением, обменом, потреблением. Во всех экономических системах для производства требуются экономические ресурсы, а результаты хозяйственной деятельности распределяются, обмениваются и потребляются. В то же время в экономических системах есть также элементы, которые отличают их друг от друга:

социально-экономические отношения;

организационно-правовые формы хозяйственной деятельности;

хозяйственный механизм;

система стимулов и мотиваций участников;

экономические связи между предприятиями и организациями.

Политико-правовые характеристики налоговой системы отражают:

- пропорции в распределении хозяйственных функций между центральной администрацией и местными органами власти;

- роль налогов среди доходных источников бюджетов различных уровней;

- степень контроля центральной администрацией за органами местной власти.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: