Вопрос 2 . Теории Капиталов .




Актуальность темы исследования определяется важность теоретического исследования сущности капитала в рамках экономической теории, уяснения его как определенного запаса ценностей (благ) в денежной или неденежной форме, который приносит доход своему владельцу, обеспечивая самовозрастание богатства, особенно в форме денег.

Элементы учения как о накоплении богатства – особенно в форме денег – встречаются уже у Аристотеля. Затем это понятие становится предметом анализа у меркантилистов, физиократов, классиков и т.д.

Мы разберем несколько ярких представителей экономических учений,каждый из которых выдвигал свои собственные теории и внес вклад в развитии экономических наук. Но для начала пониятия, что можно назвать капиталом?

Капитал – это запас продуктов различного рода, достаточный для содержания его (человека) и снабжения его необходимыми для его работы материалами и орудиями в течении всего периода производства и продажи продукта его труда.

Таким образом:

· Капитал – это продукт прошлого труда в отличие от естественных факторов производства – труда и земли (природы).

· Капитал – это производственный или товарный запас в отличие от запасов для непосредственного потребления.

· Капитал – это источник доходав отличии от накоплений предметов роскоши.

 

Кенэ. (1694 - 1774)

Кенэ,основатель экномической школы во Франции,школа получила название школа физиократов, так как термин физиократия означает в переводе с древнегреческого власть природы, а сами физиократы считали роль земли и сельского хозяйства в экономике определяющей. Но несмотря на некоторую однобокость своей концепции, физиократы разработали стройную систему теоретических взглядов на экономику, и подвергли изучению большинство сфер в экономике, не ограничившись лишь некоторыми элементами, как их предшественники.

Основателем школы стал Франсуа Кенэ (1694 - 1774), бывший врачом по основной профессии и занимавшим с 1752 года должность лейб-медика короля Людовика XV. Философские и экономические исследования были для Кенэ не более чем хобби, но тем не менее, экономические статьи Кенэ были опубликованы в Энциклопедии Дидро и д'Аламбера.

Основное место в учении Ф. Кенэ занимает учение о чистом продукте. (Термин чистый продукт эквивалентен современному термину национальный доход.) По мнению Кенэ чистый продукт создается исключительно в сельском хозяйстве, и его источником являются земля и приложенный к ней труд людей. В промышленности и в других отраслях экономики к чистому продукту ничего не добавляется, но происходит смена формы чистого продукта. На основании своего учения о чистом продукте Ф. Кенэ приходит к делению всего общества на три класса: производительный класс, включающий сельскохозяйственных рабочих и фермеров; класс земельных собственников; бесплодный класс, включающий всех остальных членов общества.

Теорию капитала Франсуа Кенэ также разработал достаточно глубоко. Он заявил, что капитал не тождественен деньгам, ибо деньги сами по себе представляют собой бесплодное богатство, которое ничего не производит. Вместо этого Кенэ разработал теорию реального капитала, который, по его мнению, состоял из двух частей: основного капитала (который назывался у Кенэ первоначальным авансом и включал орудия труда, постройки, скот и т.д.) и оборотного капитала (ежегодный аванс в терминологии Кенэ). Кроме разделения капитала на основной и оборотный, Кенэ продемонстрировал, что весь капитал находится в движении, просто оборот основного капитала происходит значительно медленнее.

Адам Смит (1723-1790)

Адам Смит (1723-1790) определял категорию капитала как запас средств индивидуума, причем не та его часть, которая идет на непосредственное содержание этого индивида (и в будущем в том числе), а та, от которой он планирует, намеревается получить доход55.

Кроме того, Адам Смит приобретенные полезные способности всех жителей, или членов общества (издержки на воспитание, обучение или ученичество), относит к основному капиталу, а зарплату и содержание нанятых фермером рабочих – к оборотному. За вычетом издержек на восстановление основного и оборотного капитала из валового дохода определяется, по А. Смиту, действительное богатство страны (национальный доход). По его мнению, решающая роль в производстве богатства принадлежит работнику, его навыкам и развитым способностям, то есть производительности труда56.

У А. Смита существует положение о том, что большую ловкость и умение рабочего можно рассматривать так же, как и машины (орудия производства), которые уменьшают или облегчают труд. Причем последние, хотя и требуют известных расходов, но возмещают эти расходы вместе с прибылью (именно эта идея и положена в основу современной теории человеческого капитала)

К.Маркс (1818–1883)

Маркс известен как создатель теории капитала, прибавочной стоимости и труда как такого же продукта, как и все то, что рабочий производит. С точки зрения организационной теории – это основа всех моделей организационной эффективности.

Важнейшее положение, оказавшее влияние на развитие концепции организационных конфликтов – теория антагонистических противоречий между трудом и капиталом. Конечно, современные подходы к организационным конфликтам не ограничиваются исследованием «коренного» противоречия между капиталистом и пролетарием, но, тем не менее, само понятие конфликта такого рода идет именно от Маркса.

В теории Маркса содержится понятие о контроле за рабочими и трудовыми процессами как одной из форм эксплуатации и ограничения прав рабочих. В современной теории менеджмента и организации контроль рассматривается как одна из важнейших функций управления и координационный механизм.

У Маркса сформулированы и другие важные положения, входящие в различных вариантах на проблематику теории организации: институционализация групповых объединений (профсоюзы), власть, авторитет и др.

Маркс различал две стороны стоимости товара: потребительную и меновую — и утверждал, что в основе стоимости всех товаров лежит количество труда, затраченное на их производство. Труд он разделил на конкретный, создающий потребительную стоимость., и абстрактный (общественный), который создает меновую стоимость товара.

Исследование теории денег дает решение о том, что деньги являются продуктом исторического процесса развития обмена и форм стоимости, т.е. деньги — это товар, стихийно выделившийся из массы товаров и выполняющий роль всеобщего эквивалента. Маркс также определил пять основных функций денег: мера стоимости, средство обращения и платежа, средство накопления и мировые деньги. Деньги, хотя и являются первой формой существования капитала, но по своей природе капиталом не являются. Они становятся капиталом лишь когда на рынке им противостоит особый товар - рабочая сила, возникновение которого означало превращение простого товарного производства в капиталистическое.

Жан Батист Сэй (1767—1832)

В своих работах «Трактат политической экономии» (1803) и «Полный курс политической экономии» (1828—1830) в шести томах развивает идеи А. Смита. Сэй считает, что в процессе производства создаются не материальные блага, а услуги, и наоборот. Даже отношения между рабочим и капиталистом рассматриваются как обмен услугами.

В отличие от других классиков, Сэй выделял три фактора производства: труд, капитал и землю («Теория трёх факторов»). Эти факторы образуют «производительные фонды». С их непосредственным участием образуются все блага данной нации, а их совокупность образует основное национальное богатство. Каждый фонд оказывает «производительную услугу» при посредстве которой производятся настоящие продукты. В доходе соответственно содержатся три части соответственно производительным фондам — вознаграждение за труд, земельная рента и прибыль на капитал. Соответственно, согласно Сэю, капитал работает так же, как и человек и его деятельность должна быть вознаграждена. Процент на капитал представляет собой аналог заработной платы[

Особое внимание учёный уделял предприятиям, которые комбинируют производственные услуги с целью удовлетворения потребительского спроса, при участии предприятия осуществляется распределение благ в обществе. Одно из ключевых мест во взглядах Сэя занимает теория рынка. Он считает, что излишнее производство невозможно и является лишь следствием нехватки т оваров-комплементов (благ, которые используются вместе с данным). Сэй формирует четыре основных закона рынка: чем больше рынок, тем более экстенсивным является производство и тем более прибыльным он есть для производителя, поскольку цена возрастает с ростом предложения; каждый производитель заинтересован в успехе другого, так как успех одной отрасли способствует успеху остальных, стимулируя всеобщее развитие; импорт способствует развитию обмена, так как иностранные товары можно приобрести лишь после реализации своих; те слои общества, которые ничего не производят, не приумножают богатство экономики, но разоряют его.

Альфред Маршалл (1842—1924)

Один из ведущих представителей неоклассической экономической теории, лидер «Кембриджской школы» маржинализма.

По мнению Маршалла, за денежными издержками производства скрываются реальные издержки производства, которые и определяют, в конечном счете, те меновые пропорции, в которых товары обмениваются друг на друга (правда, при наличии определенных условий). В капиталистической экономике реальные издержки, по Маршаллу, слагаются из жертв труда и капитала (постоянные издержки в соответствии с догмой А. Смита, а также ренту Маршалл из анализа исключил). В объяснении жертв труда и капитала Маршалл почти целиком следовал за Сениором. Жертвой труда он объявил субъективные отрицательные эмоции, связанные с трудовыми усилиями, жертвой капитала - воздержание от немедленного личного потребления капитала.

Центральное место в исследованиях А.Маршалла занимает проблема свободного ценообразования на рынке, характеризуемом им как единый организм равновесной экономики, состоящий из мобильных и информированных друг о друге хозяйствующих субъектов. Рыночную цену он рассматривает на базе двухкритериальной концепции, т.е. как результат пересечения цены спроса, определяемой предельной полезностью, и цены предложения, определяемой предельными издержками. Маршалл полагал, что не следует уделять большого внимания меной стоимости. Поскольку она в конечном итоге определяется денежными издержками производства, за которыми скрыты реальные издержки (сумма жертв труда и капитала). Жертвы труда - это отрицательные эмоции в процессе труда. Жертвы капитала – это воздержание капиталиста от немедленного потребления капитала. В издержки также входит и предпринимательский доход.

Дж. Б. Кларк

Заметный вклад в формирование неоклассической экономической теории конца XIX в, внес Джон Бейтс Кларк. Он является основателем «американской школы» маржинализма.

С 1872 по 1895 гг. преподавал в качестве профессора экономики в ряде американских колледжей, в том числе в Карлтонском колледже (Миннесота), где среди его студентов был ставший впоследствии крупным ученым-экономистом Т. Веблен. Затем с 1895 по 1923 гг. - в том же качестве в Колумбийском университете.

Кларк являлся одним из инициаторов создания Американской экономической ассоциации. В 1893 году он стал третьим президентом Американской экономической ассоциации и был таковым до 1895 года.

Сочинения этого ученого, в том числе фундаментальные, были опубликованы в 80-90-х гг. XIX в. В своих многочисленных трудах он выдвинул ряд апологетических теорий, которые были взяты на вооружение буржуазной экономической мыслью. Наиболее значимы книги «Философия богатства» (1886) и «Распределение богатства» (1899). В этих книгах, особенно в последней, ему удалось углубиться в наиболее популярные в ту пору маржинальные идеи и обозначить неординарные положения и даже, как он называл их, «законы» экономической науки. В этих трудах Кларк предложил новый подход к изучению политической экономии в целях приближения её к точным наукам. По аналогии с теоретической механикой он делит её на два раздела - статику и динамику. Исходным моментом изучения, по его мнению, должен быть анализ статики, т.е. экономического положения общества, находящегося в неподвижности «в равновесии».

По проблеме стоимости Кларк придерживался теории придельной полезности, которую он несколько модифицировал. «Закон Кларка» состоит в том, что полезность товара распадается на составные элементы («пучок полезностей»), после чего ценность товара определяется не полезностью его в целом, а суммой предельных полезностей всех его свойств. Кларк считал, что центральное место в экономической теории занимает проблема распределения общественного продукта. По Кларку, это распределение осуществляется в соответствии с вкладом каждого из факторов производства (труд, капитал, земля). Кларк сформулировал теорию предельной производительности, утверждающую, что в процессе производства наблюдается убывающая производительность труда и капитала (по аналогии с «законом» убывающего плодородия земли).

Лучшие его научные достижения необходимо рассматривать в двух аспектах: методологическом и теоретическом. В первом случае имеется в виду новизна методологии в рамках выдвинутого учения о трех естественных разделах (отделах) экономической науки. Во втором речь идет об обоснованном на микроэкономическом анализе так называемом законе предельной производительности факторов производства.

Теодор Уильям Шульц (1902-1998)

Американский экономист Теодор Шульц в свое время сумел доказать, что процветание государств базируется не на полезных ископаемых и не на богатстве банков, но на образованных и здоровых гражданах. Активные исследования экономики развивающихся и развитых стран не только прославили Шульца на весь мир, но и принесли ему Нобелевскую премию.

Большое внимание Шульц уделили изучению восстановления стран, участвовавших во Второй мировой. Теодора заинтересовала скорость, с которой проигравшие в войне Германия (Germany) и Япония (Japan) сумели восстановить весьма солидный урон, понесенный ими в боевых действиях; с этим чудесным восстановлением изрядно контрастировала участь Великобритании (United Kingdom), долгое время страдавшей от нехватки банальных продуктов питания. В конечном итоге Шульц пришел к выводу, что 'чудо', пришедшее на помощь Японии и Германии, было результатом активной деятельности здорового и образованного населения; образовательная система помогла воспитать ценные и высокопродуктивные кадры, а хорошо организованная система здравоохранения поддерживала эти кадры на эффективном уровне. Ресурсоемкие и не сулящие быстрой выгоды отрасли при тщательном рассмотрении оказались ключевым элементом 'экономического чуда'; анализируя полученные данные, Теодор Шульц постановил, что развитие экономики базируется во многом на 'качестве' рядовых граждан страны.

Именно из этих наблюдений в дальнейшем сформировалась 'теория человеческого капитала'; изыскания Шульца вдохновили на развитие заявленных теорий целый ряд выдающихся ученых-экономистов из разных стран мира – особенно много в данной области добился последователь Шульца Гэри Беккер (Gary Stanley Becker;), также впоследствии ставший нобелевским лауреатом. Проанализировав выводы Теодора Шульца, многие государства пересмотрели свое отношение к техническому образованию, что привело к активизации целого ряда учебных программ, действовавших под эгидой ведущих экономических организаций – в частности, Международного Валютного Фонда и Всемирного Банка.

Гэри Беккер(1930-2014)

Основные положения современной теории человеческого капитала были обоснованы в работах известных американских экономистов Т. Шульца и Г. Беккера.

Важной предпосылкой возникновения теории человеческого капитала в её современной форме стало общее признание расширения традиционно узкого понятия капитала. Исходным явилось положение о том, что все элементы общественного богатства, которые накапливаются, используются в производстве и приносят доход, рассматриваются как капитал.

За Т. Шульцем традиционно признаётся первенство в разработке концепции человеческого капитала. Толчком для его работы в этой области стали работы Денисона, в которых доказывалось, что технические нововведения и расширение масштабов использования труда и производственного оборудования могли обеспечить в лучшем случае лишь половину увеличения ВНП, реально полученного США в XX веке. Определение других факторов, ответственных за экономический рост, стало непростой задачей для исследователей. Т. Шульц выделил образование. Уровень качества рабочей силы, он считал, таким же естественным итогом вложений дополнительных средств в образование, как технический прогресс - итогом ассигнований на совершенствование и повышение продуктивности производства. Т.Шульц, определял человеческий капитал как всё то, что представляет собой источник будущих удовлетворений или будущих заработков, или того и другого вместе; любой актив - материальный или человеческий, обладающий способностью генерировать поток будущих доходов.

Человеческий капитал, по Г. Беккеру, так же как и физический подвержен амортизации. Стоимость какой-либо подготовки - общей или специальной - полностью «списывается» в течение периода подготовки. Амортизация физического капитала никогда не осуществляется одним махом, а «списывается» в течение срока, примерно соответствующего продолжительности его экономической жизни. Следовательно, человеческий и физический капитал различаются скорее распределением амортизационных отчислений во времени, а не их наличием или отсутствием.

Функционируя подобно «физическому», человеческий капитал имеет некоторые фундаментальные отличия, главное из которых заключается в его неотделимости от личности своего носителя. Как следствие, на рынке устанавливаются только цены за "аренду" человеческого капитала (в виде ставок заработной платы), тогда как цены на его активы отсутствуют. Это серьезно усложняет анализ. Во-вторых, человеческий капитал способен повышать эффективность деятельности, как в рыночном, так и внерыночном секторе и доход от него может принимать как денежную, так и не денежную формы.

Общая теория инвестиций в человеческий капитал, разработанная Г. Беккером, включает подробный анализ инвестиций в человеческий капитал, их влияния на заработки и распределение доходов. По проблеме доходов различных профессиональных и образовательных групп имелись важные пионерские исследования, но практически отсутствовали попытки осмысления процесса инвестирования в людей с общей точки зрения и сколько-нибудь полного анализа вытекающих эмпирических следствий. Проведённый Г. Беккером общий анализ дал унифицированное объяснение широкого круга эмпирических феноменов, которые либо ставили других исследователей в тупик, либо интерпретировались ими, как слишком зависящие от произвольных условий.

Морис Алле (1911-2010)

Алле первым дал наиболее общее и строгое доказательство эквивалентности состояний максимальной эффективности и равновесия в рыночной экономике. Исходя из теоретических положений, выдвинул систему правил, соблюдение которых способно привести экономику к состоянию максимальной эффективности; сформулировал так называемое "золотое правило накопления", обеспечивающее максимальную продуктивность капитала и максимальный реальный доход на душу населения; разработал оригинальную - "наследственную и релятивистскую", по его терминологии, - теорию денежного обращения, прекрасно подтверждаемую эмпирическими проверками; выдвинул "общую теорию излишков" (наиболее общую на сегодняшний день экономическую теорию), введя вместо понятия "рыночная экономика" понятие "экономика рынков", предполагающее множественность рынков и множественность систем цен как более адекватное отражение реальной экономической динамики.

.он пытался понять фундаментальную структуру экономики, определить факторы ее развития Труда М Алле «В поисках экономической дисциплины» (1943) «Экономика и процент» (1946), «Налог на капитал и денежная реформа» (1976), «Общая теория излишков» (1981) посвящена проблемам макроэкономического регулирования, денежной политики, регулирования доходов и налогообложенияування.

Более всего его интересовали проблемы максимальной эффективности и социальной справедливости, а также условия уравновешивания экономической системы

Метод исследования Алле - яркий представитель рыночно-институциональной школы Используя методы экономико-теоретического и сравнительно-исторического анализа, он изображает общую картину развития с обществ, в них рациональность экономических отношений обеспечивается, по его мнению, частной собственностью с присущей ей свободой хозяйственного управленияя.

Его исследования в области экономики не исчерпываются поиском объективных закономерностей и факторов общественного развития, хотя и в этом он достиг значительного успеха Алле изучает общественное хозяйство на макро-и микроуровне Он исходит из того, что экономика в целом является совокупностью локальных экономике.

Теория экономического равновесия обосновывается им с учетом социальных, институциональных, субъективных, международных, природных и других факторов воздействия.Основное направление его исследований - попытка найти рациональные, на первый взгляд проблемы общества, теоретически обоснованы (на абстрактном уровне) и практически экономические решения.Экономическую модель общества (как и другие неолибералы) Алле сводит к саморегулирующейся рыночной экономики Государство в обществе, построенном на рыночных принципах, играет активную роль.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: