Полномочия органов местного самоуправления в области внутренних дел.




Основная часть.

Организационно-правовые формы управления внутренними делами

 

Управление внутренними делами направлено на обеспечение об­щественного порядка и общественной безопасности, борьбу с прес­тупностью, охрану прав и свобод граждан, собственности. Эти задачи решаются милицией, внутренними войсками, подразделениями Госу­дарственной противопожарной службы и другими подразделениями и службами органов внутренних дел.

Общее руководство в сфере внутренних дел осуществляют Пре­зидент и Правительство Российской Федерации.

Президент Российской федерации как глава государства издает указы, направленные на регулирование общественных отношений в сфере внутренних дел, на обеспечение и охрану общественного по­рядка, усиление борьбы с преступностью. Он назначает и освобожда­ет от должности министра внутренних дел Российской Федерации, командующего внутренними войсками; вводит в случае необходи­мости чрезвычайное положение на всей территории Российской Фе­дерации или в ее отдельных местностях.

Правительство Российской Федерации осуществляет меры по обеспечению законности, охране общественного порядка, защите прав и свобод граждан, борьбе с преступностью, объединяя, направляя и ко­ординируя в этой сфере деятельность федеральных органов исполни­тельной власти.

Непосредственное управление внутренними делами возложено на органы внутренних дел. Их систему образуют Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России), министерст­ва внутренних дел республик, главные управления, управления и от­делы внутренних дел краев, областей, городов федерального значе­ния, автономной области, автономных округов, районов, городов, районов в городах, закрытых территориальных образований, управ­ления (линейные: управления, отделы, отделения) внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте; управления (отделы) на особо важных и режимных объектах, региональные уп­равления по борьбе с организованной преступностью, Государственная противопожарная служба, внутренние войска. В нее входят так­же различные службы, подразделения, учебные заведения, предпри­ятия, учреждения, организации, создающиеся для осуществления за­дач, возложенных на органы внутренних дел.

Возглавляет систему органов внутренних дел МВД России, кото­рое несет ответственность за состояние работы органов внутренних дел по выполнению возложенных на них задач и обязанностей. В сво­ей деятельности оно подчиняется Президенту Российской Федерации. Правовой статус министерства закреплен в Положении о Министер­стве внутренних дел Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 18 июля 1996 года. Отдельные его функции и полномочия закреплены также в иных нормативных актах.

Являясь федеральным органом исполнительной власти, МВД России осуществляет в пределах своей компетенции государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности, не­посредственно реализует основные направления деятельности орга­нов внутренних дел.

В соответствии с названным Положением основными задачами МВД России являются: разработка и принятие мер по защите прав и свобод человека и гражданина, объектов, независимо от форм собст­венности, обеспечению общественного порядка и общественной без­опасности; организация и проведение мер по предупреждению и пре­сечению преступлений и административных правонарушений, выяв­лению, раскрытию и расследованию преступлений; обеспечение ис­полнения уголовных наказаний; совершенствование нормативной правовой основы деятельности органов внутренних дел и внутренних войск, а также обеспечение законности в их деятельности идр.

В процессе своей деятельности МВД России определяет основные направления деятельности органов внутренних дел и внутренних войск по защите прав и свобод человека и гражданина, защите объек­тов независимо от форм собственности, обеспечению общественного порядка, общественной безопасности, а также принимает участие в разработке и выполнении федеральных целевых программ в сфере борьбы с преступностью. Оно осуществляет анализ состояния право­порядка и преступности, разрабатывает прогнозы развития кримино­генной ситуации, на основе которых вносит в федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации предложения по укреплению законности, обеспечению общественного порядка и общественной безопасности, усилению борьбы с преступностью.

На МВД России возложено обеспечение выполнения органами внутренних дел и внутренними войсками законов, указов и распоря­жений Президента Российской Федерации, постановлений и распоря­жений Правительства Российской Федерации, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации; организация и непосредственное осуществление оперативно-розыскной и экспертно-криминалистической деятельности, производства дознания и предварительного следствия по уголовным делам, отнесенным к ведению органов внутренних дел. Оно организует и осуществляет розыск лиц, совершивших преступления, скрывающихся от органов дознания, следствия или суда, уклоняющихся от отбывания уголовных наказаний, призыва на военную службу, без вести пропавших и иных лиц, а также осуществляет меры по борьбе с организованной преступностью, коррупцией, незаконным оборотом оружия и нар­котических веществ, незаконными вооруженными формированиями.

МВД России принимает участие в обеспечении режима чрезвычайного положения или военного положения в случае их введения на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях, в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечивает выполнение правил паспортного режима, правил въезда, вы­езда, пребывания и транзитного проезда через территорию Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства;

организует мероприятия разрешительно - регистрационной системы по вопросам своей компетенции и т.д.

Свою деятельность МВД России осуществляет в тесном взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, общественными объединениями, а также координирует свою деятельность с деятельностью министерств внутренних дел государств-участников СНГ, что позволяет ему более успешно решать стоящие перед ним задачи.

Для координации деятельности МВД России и ее органов с пра­воохранительными органами иностранных государств по вопросам предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия преступлений на основании решения Правительства Российской Федерации и договоренностей МВД России с компетентными органами принимающих государств, в последние могут направляться представители МВД России, задачи и функции которых определены в Положении о представителях Министерства внутренних дел Российской Федерации в зарубежных странах, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 1995 года.

Задачи и функции министерств внутренних дел республик в ос­новном аналогичны задачам и функциям МВД России. Основное отличие состоит в том, что их деятельность распространяется только на территорию соответствующей республики; они непосредственно осуществляют руководство районными, городскими органами внут­ренних дел.

Управления (главные управления) внутренних дел других субъ­ектов Российской Федерации, управления (отделы) городов, районов, районов в городах непосредственно обеспечивают охрану обществен­ного порядка, личности, прав и законных интересов граждан, пред­приятий, учреждений и организаций от противоправных действий на подведомственной территории; осуществляют контроль и надзор за соблюдением правил паспортной системы; организуют и обеспечива­ют безопасность дорожного движения, пожарную безопасность; раз­рабатывают и проводят мероприятия по предупреждению, пресече­нию и раскрытию преступлений; осуществляют оперативно-розыск­ные мероприятия; организуют работу по вопросам разрешительно-ре­гистрационной системы; осуществляют охрану собственности; обеспе­чивают соблюдение правил приобретения, хранения, перевозки бое­припасов, взрывчатых веществ, оружия в пределах своей компетен­ции и т.д.

Деятельность органов внутренних дел по обеспечению и охране общественного порядка представляет собой совокупность организа­ционно-правовых форм, каждая из которых имеет свою специфику, определяемую ее назначением. Таких форм можно выделить не­сколько:

а) административная;

б) оперативно-розыскная;

в) уголовно-процессуальная;

г) деятельность по исполнению уголовных наказаний в виде ли­шения свободы.

Среди перечисленных видов деятельности органов внутренних дел наиболее объемной и широкой является административная дея­тельность. Она, как правило, является внешней по отношению к системе органов внутренних дел, осуществляется за рамками данной системы.

Содержание этой деятельности состоит в создании условий для реализации гражданами своих прав и законных интересов и выпол­нения возложенных на них обязанностей, нормальной работы предприятий, учреждений, организаций; в контроле и надзоре за соб­людением правил паспортной системы, общественного порядка, пожарной безопасности, дорожного движения; в профилактике и пресечении различных правонарушений; регистрационном учете граж­дан; в выдаче разрешения (лицензии) на осуществление частной де­тективной и охранной деятельности и контроль за ней, лицензий на продажу или приобретение и хранение оружия; в осуществлении административного надзора; в охране собственности; в контроле за соблюдением правил пребывания в Российской Федерации иностран­ных граждан и лиц без гражданства и т.п.

Оперативно-розыскная деятельность заключается в проведе­нии органами внутренних дел оперативно-розыскных мероприятий, имеющих своей целью защиту жизни, здоровья, прав и свобод лич­ности, собственности, безопасности общества и государства от прес­тупных посягательств. Она предполагает также предупреждение, вы­явление, пресечение и раскрытие преступлений, розыск лиц, скрыва­ющихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также лиц, пропавших без вести. Важным направлением этой деятельности в современных условиях является борьба с организованной преступностью.

Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 5 июля 1995 года «Об оперативно-розыскной деятельности».

Уголовно-процессуальная деятельность органов внутренних дел состоит в производстве дознания и предварительного следствия. Дей­ствующее законодательство возложило эту функцию на довольно ши­рокий круг подразделений и служб органов внутренних дел (крими­нальную милицию и милицию общественной безопасности, службу по борьбе с организованной преступностью. Государственную автомо­бильную инспекцию, Государственную противопожарную службу, руководителей учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, командиров воинских частей и подразделений внутренних войск МВД России).

Деятельность по исполнению уголовных наказаний в виде ли­шения свободы предполагает функционирование уголовно-исполнительной системы, в которую входят учреждения и органы, ее осуще­ствляющие. Названная деятельность заключается в исполнении уго­ловных наказаний в виде лишения свободы; обеспечении законности и правопорядка в учреждениях, исполняющих уголовные наказания, а также безопасности осужденных и персонала, работающего в них; привлечении осужденных к труду и обеспечении охраны их здоровья; исполнении и соблюдении норм уголовно-исполнительного законода­тельства и др. Задачи и полномочия органов внутренних дел в этом

направлении закреплены в Законе Российской Федерации от 21 июля

1993 года «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные на­казания в виде лишения свободы», в Уголовно-исполнительном ко­дексе Российской Федерации.

В процессе осуществления своей деятельности органы внутренних дел широко взаимодействуют с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами.

 

Полномочия органов местного самоуправления в области внутренних дел.

Задачи и полномочия органов местного самоуправления в области внутренних дел основаны на конституционном положении, в соответствии с которыми они осуществляют на подведомственной территории охрану общественного порядка (ст. 132 Конституции Россий­ской Федерации).

В соответствии с действующим законодательством местная адми­нистрация в пределах своей компетенции осуществляет руководство органами внутренних дел и с их помощью обеспечивает охрану обще­ственного порядка на подведомственной территории.

Охрана общественного порядка обеспечивается местной адми­нистрацией с использованием сил милиции общественной безопас­ности (местной милиции). Местная милиция входит в систему МВД России и действует на местном уровне как самостоятельное подразде­ление соответствующего органа внутренних дел. В своей деятельности она подчиняется соответствующему органу внутренних дел, а также органам местного самоуправления в пределах их компетенции.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 28 августа 1995 года «Об общих принципах организации местного самоуправ­ления в Российской Федерации» в ведение органов местного самоуп­равления входит организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка и осуществление контроля за их дея­тельностью; обеспечение противопожарной безопасности в муници­пальном образовании, а также организация муниципальной пожар­ной службы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: