Основные принципы налогообложения и сборов, обеспечивающие реализацию и соблюдение начал федерализма




В основу правового построения налоговой системы в Российской Федерации положена совокупность определенных принципов, определяющих сущность всей налоговой системы Российской Федерации. Правовой принцип — это руководящее начало, закрепленное в законе или подзаконном нормативном акте. То есть, принципами правового построения налоговой системы являются основополагающие начала, закрепляющие общие и специальные признаки налогового права (законодательства). Правовые принципы отражают объективные закономерности развития рыночных отношений, обусловлены ими. В них в юридической форме преломляются и конкретизируются экономические и политические закономерности развития Российского государства. Эти принципы отражаются как в законодательстве, так и в научных трудах. Они служат ориентиром при формировании налогово-правовой политики государства. Огромное значение имеют они и для правоприменительной практики, поскольку все нормы законодательства о налогах и сборах должны применяться на основе базовых подходов, установленных налогово-правовыми принципами.

Заложенные в Конституции и НК РФ основы федеративного устрой­ства получают развитие в следующих основных принципах налого­обложения и сборов.

1. Принцип единства налоговой политики. Этот принцип раз­вивает установленный в Конституции РФ принцип единства эко­номического пространства (ч. 1 ст. 8). Это непременный атрибут единого государства с рыночной экономикой, условие свободного и динамичного развития общества.

Суть этого принципа не в сосредоточении у федерального центра финансовых полномочий, а в создании единых обязательных стан­дартов финансовой деятельности, обеспечивающих баланс прав и интересов всех участников финансовых отношений.

Конституция РФ предусматривает, что на территории Россий­ской Федерации не допускается установления таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ч. 1 ст. 74). Следовательно, недопустимо установление налогов, нарушающих единство экономического пространства Российской Федерации. К таким налогам, в частности, относятся региональные налоги, которые позволяют формировать бюджеты одних территорий за счет налоговых доходов других территорий либо переносить упла­ту налогов на налогоплательщиков других регионов (абзац четвер­тый п. 3 Постановления Конституционного Суда РФ от 21 марта 1997 г. №5-П). Налоговый кодекс РФ формулирует этот принцип так: «Не допу­скается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое эко­номическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, ус­луг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятель­ности физических лиц и организаций» (п. 4 ст. 3).

Единство налоговой политики обеспечивается единой системой федеральных налоговых органов. Субъекты Федерации и органы местного самоуправления не вправе создавать службы и структуры, альтернативные федеральным налоговым органам.

2. Принцип единства системы налогов. Принцип обусловлен за­дачей унификации налоговых изъятий. Конституционный Суд РФ решил, что такая унификация необходима для достижения равно­весия между правом субъектов Федерации устанавливать налоги, с одной стороны, и соблюдением основных прав человека и граж­данина, закрепленных в ст. 34 и 35 Конституции РФ, обеспечени­ем принципа единства экономического пространства — с другой (абзац четвертый п. 4 Постановления Конституционного Суда РФ от 21 марта 1997 г. №5-П).

3. Принцип разделения налоговых полномочий. В федеративном государстве полномочия в сфере налогообложения не могут сосре­доточиваться исключительно у федерального законодателя. Нельзя говорить о реальной самостоятельности субъектов Федерации и ор­ганов местного самоуправления, не имеющих собственной доход­ной базы.

Однако право субъектов Федерации на установление налогов всегда производно, поскольку субъекты Федерации связаны общи­ми принципами налогообложения и сборов (абзац третий п. 4 По­становления Конституционного Суда РФ от 21 марта 1997 г. №5-П).

4. Принцип трехуровневого построения налоговой системы России отражает федеративное устройство российского государства и самостоятельность местного самоуправления. Согласно ст. 12 НК РФ система налогов и сборов включает: федеральные, региональные и местные налоги и сборы. В соответствии с данным принципом полномочия в сфере налогообложения должны строго разграничиваться между различными уровнями власти. Например, п. 3 ст. 63 НК РФ предусматривает, что в случае, если в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации региональные налоги подлежат зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и (или) местные бюджеты, сроки уплаты таких налогов изменяются на основании решений налоговых органов по месту нахождения (жительства) заинтересованных лиц в части сумм, подлежащих зачислению в: бюджеты субъектов Российской Федерации, - по согласованию с финансовыми органами соответствующих субъектов Российской Федерации; местные бюджеты, - по согласованию с финансовыми органами соответствующих муниципальных образований.

5. Принцип определенности системы налогов и сборов (п. 6 ст. 3 НК РФ). Он означает, что акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый налогоплательщик точно знал, какие налоги (сборы) он должен платить, а также порядок их исчисления. Данный принцип направлен на обеспечение контролируемости системы налогов и сборов; поскольку, с одной стороны, способствует эффективному исполнению налогоплательщиком своих обязанностей, а с, другой — предотвращает возможные злоупотребления со стороны законодательных и правоприменительных органов. Взимание налога на основании нормативного правового акта, который не отвечает требованию определенности, не допускается. В случае, если акты законодательства о налогах и сборах содержат неустранимые сомнения, противоречия и неясности, действует презумпция правоты налогоплательщика (п. 7 ст. 3 НКРФ).

6. Принцип стабильности системы налогов и сборов основан на том, что законодательство и, соответственно, система налогов и сборов должны оставаться постоянными и неизменными в течение как можно большего периода времени, вплоть до налоговой реформы. При этом проведение реформы допустимо в исключительных случаях, в строго определенном порядке. Этот принцип обусловлен интересами как налогоплательщиков, так и государства и муниципальных образований. Необходимо помнить, что изменение системы налогов и сборов объективно влечет резкое сокращение налоговых поступлений в бюджеты, а для восстановления равновесия бюджетных ресурсов необходимо длительное время. Статья 5 НК РФ в целях стабилизации налоговой системы России устанавливает, что акты законодательства о налогах и сборах могут вступать в силу в сроки, прямо предусмотренные этими актами, но не ранее даты их официального опубликования. Федеральные законы, вносящие изменения в настоящий Кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

7. В целях унификации налоговых изъятий построение системы налогов и сборов основывается на принципе исчерпывающего перечня региональных и местных налогов, который обусловлен необходимостью достижения равновесия между правом субъектов Федерации и муниципальных образований устанавливать налоги и сборы, соблюдением приоритета основных прав и свобод человека, а также принципом единства экономического пространства России. Исчерпывающий перечень налогов и сборов всех уровней закрепляется федеральным законодательством. В соответствии с п. 6 ст. 12 НК РФ не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные настоящим Кодексом.

8. В п. 3 ст. 3 НК РФ предусмотрен принцип экономической обоснованности установления налогов и сборов (принцип организационной простоты налоговой системы Российской Федерации), который имеет два самостоятельных аспекта.

Во-первых, собираемые государством и муниципальными образованиями по каждому отдельному налогу суммы должны превышать затраты на его сбор. Построение налоговой системы необходимо основывать на идее сокращения затрат по сбору (обязательных платежей как для граждан, так и для государства и муниципальных образований. Простота и ясность механизма налогообложения, а также сложность уклонения от уплаты налогов способствует поддержанию налоговой дисциплины, сокращению затрат на работу налоговых ведомств и налогоплательщиков.

Во-вторых, установление налогов и сборов не может быть произвольным, т. е. при этом должны учитываться экономические последствия для бюджета соответствующего уровня, для определенной отрасли экономики, а также для конкретного налогоплательщика.

 

социально-правовые (определяют общественную специфику)

• принцип законности;

• принцип гуманизма;

• принцип демократизма;

• принцип равенства.

специально-правовые (определяют специфику налогового права)

• принцип законности налогообложения;

• принцип всеобщности и равенства налогообложения;

• принцип справедливости налогообложения;

• принцип взимания налогов в публичных целях; принцип установления налогов и сборов в должной правовой процедуре;

• принцип экономического основания налогов (сборов);

• принцип презумпции толкования в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах и др.

В правовой науке принято различать общеправовые (общеотраслевые) и специфические (отраслевые) принципы.

Общеправовые (общеотраслевые) принципы выражены и закреплены во всех отраслях права — гражданском, административном, трудовом, финансовом, уголовном и т.д. К числу таких принципов относятся, например, законность, отрицание обратной силы закона и др.

Отраслевые (специфические) принципы — это принципы, характерные для конкретной отрасли права. В частности, для налогового права как подотрасли финансового права такими принципами являются: а) однократность налогообложения; б) льготность налогообложения; в) обеспечение равных требований со стороны государства ко всем хозяйствующим субъектам; г) создание равных условий для использования субъектами (налогоплательщиками) заработанных ими средств; д) обязанность юридических и физических лиц, получающих доходы, платить налоги; е) единый подход к определению прав и обязанностей налогоплательщиков и налоговых органов; ж) равенство защиты прав и интересов налогоплательщиков и государства; з) резидентство; и) соотношение интересов налогоплательщиков и государства.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: