Приложение 4. Классификация духовных состояний взрослого человека




 

Духовное состояние человека (прежде всего взрослого) вне зависимости от факта крещения в Православной Церкви может быть охарактеризовано по принципу восприятия им Бога и Церкви следующим образом:

 

Вне Церкви

1. Отрицание Бога и непризнание Церкви как богочеловеческого организма, созданного Богом для спасения.

Человек не верит или не признает существование Бога; живет автономной от Бога жизнью; может считаться с естественным нравственным законом и светской моралью и стремиться жить нравственно. Не признает Церковь как богочеловеческий организм, созданный Богом для спасения; может считать Церковь полезным институтом, сохраняющим нравственность и культуру.

2. Равнодушие к вопросам веры, безразличное отношение к Церкви.

Человек индифферентен к вопросам веры и религии. Ему безразлично, есть Бог или нет; может считаться с естественным нравственным законом и светской моралью. Как правило, не интересуется вопросами, связанными с Церковью, и не имеет к этому своего определенного отношения.

3. Борьба с Богом, а также негативное или воинственное отношение к Церкви.

1-й вариант. Человек не верит или не признает существование Бога. Все, связанное с религией и Церковью, вызывает у него откровенное неприятие. Он активно противится этому («воинствующий безбожник»).

2-й вариант. Человек может признавать существование Бога и Его участие в человеческой жизни, но при этом Божий Закон не приемлет и противится ему. Человек может быть обижен на Бога и Церковь.

Такие люди могут не придерживаться и естественного нравственного закона, и светской морали.

4. Вера в Бога; искаженный образ Бога при наличии желания и попыток согласовать свою жизнь с Его волей.

Человек верит в Бога, но имеет о Нем неточные представления (в частности, другие религии, деноминации, секты). Признает наличие сверхъестественного закона, который стремится исполнять. Может уважительно относиться к Православной Церкви.

Могут наличествовать концепция «Бог в душе», а также суеверия, магическое и языческое восприятие христианских символов, восприятие священных предметов православной Церкви (крест, икона, святая вода, освященное масло, свечи, мощи святых, пояса и пр.) в качестве оберегов и предметов культа, обладающих самостоятельной благодатной или защитной силой. В этом случае человек может демонстрировать высокий уровень доверия ко всему, что видит и слышит, в том числе – к Церкви, но при этом проявлять низкий уровень осознанности совершаемых ими действий.

5. Признание существования Бога; искаженный образ Бога при отсутствии попыток выстроить личные отношения с Ним (при возможном формальном исповедании принадлежности к Церкви и положительном отношении к ней).

Человек признает существование Бога, имеет о Нем неточные представления и продолжает жить автономной жизнью, не пытается выстроить личные отношения с Ним; может считаться с естественным нравственным законом и светской моралью, а также признавать наличие сверхъестественного закона, но необязательного для себя. Может формально принадлежать к Церкви, но при этом не жить ее жизнью и не иметь доверия к ней. Могут наличествовать концепция «Бог в душе», а также суеверия, магическое и языческое восприятие христианских символов.

В таком состоянии человек не задумывается о личности Христа и Его Искупительном Подвиге, о смысле и сути таинства Евхаристии (часто понимаемого как символ). Религия воспринимается как набор нравственных ценностей и моральных установок, регулирующих жизнь в обществе. Склонность к абстракции приводит к смешению вероучительных истин («все религии учат добру и говорят об одном и том же, просто разными словами»). Может наличествовать вера в различного рода лжеучения (учение о реинкарнации, учение об исполинах и об их скрывающихся от людей потомках - снежном человеке, титанах, атлантах и т. д.), смешение различных псевдонаучных теорий (об инопланетных формах жизни, телепатии, энергии космоса, вселенском разуме, энергетических потоках и чакрах и т.п.).

 

На пороге Церкви

1. Признание существования Бога; наличие теоретически верных представлений о Нем при отсутствии или слабом выражении личных отношений с Ним (при возможном формальном исповедании своей принадлежности к Церкви (например, по факту Крещения в детстве)).

Человек признает существование Бога, имеет о Нем богословски верные представления, но не выстраивает с Ним личные отношения; может считаться с естественным нравственным законом и светской моралью; признает наличие сверхъестественного закона, но не вступает в личные отношения Завета и живого Богообщения.

Данное состояние может наступать также вследствие разочарования в церковной действительности, вследствие ошибок в духовной жизни.

2. Вера в Бога истинного; желание вступить в личные отношения с Богом при наличии серьезных нравственных препятствий (при возможном формальном исповедании своей принадлежности к Церкви и вере в нее).

Человек верит в истинного Бога, готов принять богословски верные представления о Нем, стремится вступить с Богом в личные отношения, но не готов на данном этапе отказаться от серьезных грехов (блуд, неподобающее место работы, воровство и т. д.).

3. Вера в Бога истинного; желание вступить в личные отношения с Богом при готовности вступить с Ним в отношения Завета; желание войти в Церковь Христову (принять таинство Крещения или вернуться в лоно Церкви).

Человек имеет веру в истинного Бога; готов принять богословски верные представления о Нем; готов выстраивать личные отношения с Ним, вступив в Завет. Готов принять сверхъестественный нравственный закон как закон своей жизни. Имеет желание войти в Церковь Христову.

 

Внутри Церкви

1. Вера в Бога истинного; вера в Церковь; жизнь в Завете с Богом; возрастание в основных аспектах жизни православного христианина.

Человек имеет веру в истинного Бога, деятельно возрастая в Богопознании через молитву, чтение Священного Писания и познание вероучения, участие в таинствах Покаяния и Евхаристии, доброделание, аскетические усилия по преодолению греха и страстей.

2. Достижение «духовного совершеннолетия»; дальнейшая «взрослая» жизнь во Христе.

Человек имеет веру в истинного Бога; у него сформировалось мировоззрение, основанное на догматах Церкви, и достигнут определенный уровень духовных умений; имеется понимание сути духовной жизни. Далее следует совершенствование и возрастание в духовной жизни – в том числе через духовные падения, покаяние и преодоление ошибок – до конца дней.

 

Следует отметить, что, находясь на некоторых этапах духовной жизни, в силу разных причин человек может переживать регресс на своем духовном пути – от Церкви, а не к ней, а затем снова возобновлять вектор движения к Богу. Особенно это касается периодов неофитского « подъема », когда Господь дает человеку благодать в избытке, а от человека в дальнейшем требуется приложить свои усилия в духовной жизни.

 


[1] См. Ин. 1:8, Ин. 8:12.

[2] Каждый христиан призван являть Свет Христов по Его слову: «Вы – свет мира… Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:14, 16).

[3] Важным средством преодоления препятствий к Богообщению является покаяние, которое понимается как изменение внутренней и внешней жизни человека, заключающееся в решительном отвержении греха, приложении усилий в преодолении страстей и стремлении проводить жизнь в согласии со всесвятой волей Бога.

[4] Основание этого процесса, по слову апостола Павла, «не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией » (1 Кор. 2:4–5).

[5] «Образование есть способ и средство передачи смыслов, идей, в том числе духовных смыслов и непоколебимых идей, которые Самим Богом заложены в Священное Писание и которые возвещают миру голос Церкви » (Проповедь Святейшего Патриарха КИРИЛЛА в Неделю 35-ю по Пятидесятнице в Храме Христа Спасителя // PATRIARCHIA.RU: официальный сайт Московского Патриархата. 2005. Режим доступа: https://www.pravoslavie.ru/srpska/print118929.htm (дата обращения: 27 января 2019 года)).

[6] В Древней Церкви катехизация была длительным процессом подготовки к таинству Крещения. Церковное научение на этом не заканчивалось. Новокрещенные слушали тайноводственные беседы об основах духовной жизни христианина, о понимании таинств. Став полноправными членами общины, они продолжали постигать спасительное учение Церкви, практику церковной жизни.

Практика наставления в вере готовящихся к крещению или новокрещенных христиан, восходящая к апостольскому времени, отражена в Предании Церкви, в том числе канонических постановлениях Вселенских и Поместных Соборов:

● 46-е правило Лаодикийского Собора постановляет: «Крещаемым должно изучати веру».

● 78-е правило VI Вселенского Собора подтверждает это постановление и придает ему общецерковный характер: «Готовящимся ко Крещению надлежит обучатися вере».

● 47-е правило Лаодикийского Собора говорит о необходимости катехизации тех, кто не был научен вере до Крещения: «В болезни приявшим Крещение, и потом получившим здравие, подобает изучати веру и познавати, яко божественнаго дара сподобилися».

● 7-е правило II Вселенского Собора предписывает также оглашать «присоединяющихся к Православию и части спасаемых из еретиков», определяя при этом и образ их оглашения: «и заставляем пребывати в церкви, и слушати Писания, и тогда уже крещаем их».

Эта практика находит также свое отражение в трудах святых отцов, древних христианских авторов, литургико-канонических памятниках и церковном богослужении.

[7] Поста, ограничения потребностей, хранения чувств и т.д.

[8] См. Деян. 2:38.

[9] В частности, это относится к катехизации не участвующих в церковной жизни родителей и восприемников крещаемых младенцев, а также брачующихся.

[10] «Младенцев крестят по вере родителей и восприемников, которые при этом обязаны научить их вере, когда они будут приходить в возраст» (Пространный катехизис, п. 289). См. также 8-е правило VII Вселенского Собора.

[11] Согласно 18-му правилу Тимофея Александрийского первая исповедь перед Причащением совершается по достижении возраста десяти лет.

[12] Служение в области наставления в вере, приходская работа с молодежью, миссионерское, социальное служение, а также пение на клиросе, прислуживание в алтаре, помощь в выпечке просфор, благоукрашение храма или приходской территории, помощь в восстановлении храма и т.д.

[13] Возникающие по причине трудных жизненных ситуаций, сложностей со здоровьем, переживанием старости и др.

[14] При этом существенное значение здесь имеет пастырская поддержка человека.

[15]Цель, задачи и результаты такой работы определяются соответствующим документом в области организации приходского просвещения среди людей с ограниченными возможностями здоровья.

[16] Содержательные требования для каждой возрастной категории детей определяются в соответствующих документах, регламентирующих объем минимальных требований к содержанию программ наставления в вере для разных возрастов в приходах Русской Православной Церкви с учетом вариативности форм его реализации в приходе.

[17] «Только в рамках Церкви духовно плодотворными оказываются влияния природы, людей, наша собственная жизнь. Церковь и есть та благодатная среда, в которой и через которую можно действовать на духовную жизнь, можно подлинно помогать ее развитию» (Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Ч. 1. – Париж, 1934 г. – С. 226).

[18] Среди них – учебные, трудовые, досуговые, творческие, казачьи и др.

[19] Функциональные обязанности приходского педагога и катехизатора определяются в соответствующих документах, регламентирующих церковное служение специалиста по приходскому просвещению.

[20] «Наше вмешательство в жизнь ребенка имеет смысл лишь в том случае, чтобы помочь раскрытию образа Божия в ребенке и устранить все то, что замедляет это раскрытие» (Зеньковский В. В. Педагогика. Фонд «Христианская жизнь». Клин, 2002. – С. 51).

[21] «Архипастырям, пастырям и верным чадам церковным необходимо помнить, что важнейшим проявлением духовной общности прихода являются совместное участие клира и прихожан в Святой Евхаристии и литургическая жизнь, богатство возможностей которой следует всячески использовать для развития в мирянах чувства сопричастности к жизни Церкви» (Журнал заседания Священного Синода № 74 от 25 июля 2014 года).

[22] С точки зрения соблюдения санитарно-гигиенических, электро- и пожарных требований безопасности.

[23] Из доклада Святейшего Патриарха КИРИЛЛА на Архиерейском Совещании 2 февраля 2015 г. (PATRIARCHIA.RU: официальный сайт Московского Патриархата. 2005. Режим доступа: https://www.patriarchia.ru/db/text/3979129.html (дата обращения: 2 февраля 2015 г.)).

[24] «Мы призваны создать на приходах безбарьерную среду в самом широком смысле этого выражения. Здесь не место отчуждению тех, кто впервые пришел в храм или бывает в нем редко. Не знать что-то – не грешно. А вот если мы не помогли человеку восполнить незнание, грубо обошлись с ним, проигнорировали его доброе устремление, то трудно нам будет впоследствии оправдаться пред Господом». // Там же.

[25] Дух – «существо человека, верховная сила его, которой он отличается от всех земных животных, которой он равен ангелам, [...и который есть] образ существа Божьего (образ Божий)» (Игнатий Брянчанинов, свт. «Аскетические опыты», т. 2. «Об образе и подобии Божиих в человеке», гл. 8).

[26] «Многие сочли блаженной отшельническую жизнь, другие – смешанную, то есть общежительную, иные же предпочли предстоятельствовать над народом, быть наставниками, заниматься преподаванием и строить церкви... Я же ни одно из этих дел не предпочел бы другому и не сказал бы, что одно заслуживает похвалы, а другое порицания. Но во всем и во всех делах и действиях всеблаженная жизнь для Бога и по Богу» (Симеон Новый Богослов, прп. Главы богословские, умозрительные и практические. Фонд «Христианская жизнь». Клин, 2001. – С. 64).

[27] « Главная цель жизни нашей – живое общение с Богом. Для этого и Сын Божий воплотился, чтобы возвратить нам такое Богообщение, потерянное грехопадением. Чрез Господа Иисуса, Сына Божия, [мы] вступаем в общение с Отцом и таким образом достигаем своей цели» (Феофан Затворник, свт. Письма к разным лицам, 24).

[28] Феофан Затворник, свт. «Начертание христианского нравоучения». Часть первая, глава I «Основы христианской жизни», п. 1 «Норма христианской жизни».

[29] «Молиться нужно в мире и спокойствии, вникая в молитву, отсекать злые помыслы и устремлять ум к Богу» (Антоний Великий, прп. Сотница, 64).

[30] «Единородный определил некоторый, изысканный, подобающий Ему премудростию и советом Отца, способ к тому, чтобы и сами мы сходились и смешивались в единство с Богом и друг с другом, хотя и отделяясь каждый от другого душами и телами в особую личность, – именно (такой способ): в одном теле, очевидно, Своем собственном, благословляя верующих в Него посредством таинственного Причастия (Евхаристии), – делает их сотелесными как Ему Самому, так и друг другу» (Кирилл Александрийский, свт. Творения. Кн. 3. М.: Паломник. 2002. – С. 755).

[31] «… вот ты видишь Его, прикасаешься к Нему, вкушаешь Его. Ты желаешь видеть одежды Его, а Он тебе дает не только видеть Себя, но и касаться, и вкушать, и принимать внутрь» (Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Евангелие от Матфея, беседа 82).

[32] Кирилл Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна. Кн. 11, гл. 11. Далее: «Относительно же единения в Духе скажем опять, что все, одного и того же приняв Духа, разумею Святого, соединяемся некоторым образом и друг с другом и с Богом… Видишь, как во Христе и Духе Святом все мы едино как по телу, так и по духу. Как мы, так и Сын един с Отцом».

[33] «… так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены» (Рим. 12:5).

[34] «… это главное в Спасителевом домостроении во плоти – привести человеческое естество в единение с самим собой и со Спасителем и, истребив лукавое сечение, восстановить первобытное единство; подобно тому, как наилучший врач целительными врачествами вновь связывает тело, расторгнутое на многие части» (Василий Великий, свт. Подвижнические уставы, гл. 18. Творения, в 7 т. Т. 5. М., 1847. С. 429–430).

[35] «… слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные » (Евр. 4:12).

[36] «И Слово стало плотию…» (Ин. 1:14).

[37] «Внимай же всякий чтению, потому что словеса святых суть словеса Божии, а не человеческие; влагай их в сердце и блюди добре, потому что словеса Божии суть словеса жизни, и тот, кто имеет их в себе и хранит, имеет живот вечный» (Слова преподобного Симеона Нового Богослова. Часть 2. М., 2001. – С. 299).

[38] «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6:36).

[39] Иустин (Полянский), свт. Заповеди Господа и Бога нашего Иисуса Христа. Гл. «О милосердии».

[40] Полное собрание писем преподобного Амвросия Оптинского в трех частях. Часть III. Переписка с мирскими лицами. Письма к мирским. Письмо 4 «Как подражать Богу».

[41] Принцип актуализации Евангелия открывает ряд других принципов, по слову Спасителя: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века » (Мф. 28: 19–20).

[42]«… общий информационный поток, который сегодня обрушивается на каждого человека, способствует не актуализации, а архаизации Евангельского послания. Сквозь призму этого современного информационного потока люди склонны рассматривать древние христианские источники, в том числе Евангелие, как относящиеся в первую очередь к прошлому и мало затрагивающие жизнь современного человека. Не только сейчас, но и во все времена всегда актуализация Евангелия является главной задачей Церкви». (Слово Святейшего Патриарха КИРИЛЛА на заседании Наблюдательного совета Общецерковной аспирантуры и докторантуры // PATRIARCHIA.RU: официальный сайт Московского Патриархата. 2005. URL: https://www.patriarchia.ru/db/text/3880748.html (16 декабря 2014 года)).

[43] Кол. 1:16–20.

[44] 1 Кор. 3:11.

[45] Ин. 14:6.

[46] Кол. 2:3.

[47] Ин. 1:16.

[48] Ин. 20:31.

[49] Ин. 15:4.

[50] Возможны ситуации, когда семья ребенка не является христианской или не все ее члены относят себя к членам Церкви; в этом случае верующий член семьи становится мостом, через который остальные могут войти в благодатную жизнь Церкви.

[51] «Если мы теряем смирение, если мы начинаем думать, что написанные нами книги, устроенные нами школы и курсы могут обеспечить наверняка сознательную христианскую жизнь отдельной человеческой души, создать церковную жизнь, мы этим самым подрываем истинное значение и ценность нашего труда... Мы можем давать детям знание о Боге, о христианской нравственности, о Церкви, но не в наших силах дать познание Бога, не нам подведомственен тот таинственный, благодатный процесс духовного роста, которым живет человек, которым он тянется к Богу, приближается к Богу или удаляется от Него. И мы должны это сознавать» (Куломзина С. С. Наша Церковь и наши дети. Гранат, 2019. – С. 490).

[52] 1 Кор. 3:2.

[53] «Дитя дышит этим дыханием бесконечности – просто, беспечно, наивно, но и непосредственно, живо, глубоко. Оно набирается на всю жизнь безмолвных, но творчески действующих в нем интуиций». // Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Фонд «Христианская жизнь». Клин, 2002. – С. 174.

[54] «Наступает пора реализма, трезвости, пора приспособления к миру и людям – и духовная жизнь… сразу мелеет». // Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. – Фонд «Христианская жизнь». Клин, 2002. – С. 180.

[55] «От юности всегда веет гениальностью… духовный мир не оттеснен «приспособлением» к жизни, он свободен и полон того дыхания бесконечности, которое выражено так полно, ясно и пленительно именно в юности». //Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. – Фонд «Христианская жизнь». Клин, 2002. – С. 192.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: