по дисциплине Специальная психология
(наименование дисциплины)
Инструкция: прочтите предлагаемые варианты ответа на вопрос и выберите правильный
Вопрос 1. Предметом специальной психологии является?
А) изучение причин нарушения психофизического развития аномальных детей;
В) изучение системы специального (коррекционного) образования аномальных детей;
С) изучение особенностей психического развития лиц с особыми образовательными потребностями;
Д) Изучение особенностей обучения и воспитания лиц с особыми образовательными потребностями.
Вопрос 2. 3 типа психического дизонтогенеза выделил:
а) В.В. Лебединский; б) Л.И. Переслени; в) М.И. Буянов; г) В.В. Ковалев.
Вопрос 3. Патопсихологические параметры психического дизонтогенеза выделил:
а) Рубинштейн С.Я.; б) Лебединский В.В.; в) В.В. Ковалев; г) Л.И. Переслени.
Вопрос 4. Чем раньше произошло поражение ЦНС, тем вероятнее явление:
а) недоразвитие психических функций; б) повреждение психических функций;
в) акселерации психических функций; г) регресса психических функций.
Вопрос 5. В.В. Лебединский выделил ____________ психического дизонтогенеа.
а) 3 параметра; б) 4 параметра; в) 5 параметров; г) 6 параметров.
Вопрос 6. Механизмы изоляции, патологической фиксации, регрессии играют большую роль в формировании различных видов:
а) психического недоразвития; б) ретардации психического развития; в) асинхронии психического развития; г) дефицитарного психического развития
Вопрос 7. Органическая деменция является характерной моделью:
а) задержанного психического развития; б) поврежденного психического развития;
в) дефицитарного психического развития; г) дисгармонического психического развития.
Вопрос 8. Замедление темпа переработки информации характерно:
а) только для одного вида нарушения; б) для некоторых групп аномальных детей;
в) для всех аномальных детей; г) для всех детей (и нормальных, и аномальных).
Вопрос 9. Неравномерность психического развития по В.И.Лебединскому относится к _ уровню закономерностей психического развития аномальных детей.
а) первому; б) второму; в) третьему; г) четвертому.
Вопрос 10. ЗПР – это
а) Стойкое нарушение развития психики в целом; б) Стойкое недоразвитие только эмоционально-волевой сферы; в) временное замедление развития только познавательной сферы; г) временное замедление развития познавательной и эмоционально-волевой сферы.
Вопрос 11. Синдром РДА является наиболее характерной моделью:
а) психического недоразвитие; б) поврежденного развития; в) искаженного развития;
г) дисгармонического развития
Вопрос 12. Психическое развитие слепоглухих детей является проявлением:
а) поврежденного психического развития; б) дисгармонического развития;
в) искаженного психического развития; г) дефицитарного психического развития.
Вопрос 13. Наиболее велика возможность психических нарушений в период:
а) от 0 до 3 лет и от 11 до 15 лет; б) от 4 до 11 лет; в) от 3 до лет и от 13 до 17 лет;
г) от 11 до 15 лет.
Вопрос 14. Общий дефект является следствием:
а) нарушения подкорковых регуляторных систем; б) повреждения отдельных анализаторных систем; в) нарушения корковых анализаторных и регуляторных систем;
г) нарушения корковых и подкорковых анализаторных систем.
Вопрос 15. Об умственной отсталости говорят в случаях:
а) органического стойкого нарушения преимущественно познавательной сферы;
б) органического стойкого нарушения преимущественно поведенческой и личностной сферы; в) органического нарушения преимущественно познавательной сферы;
г) стойкого нарушения познавательной сферы, вызванное биологическими и социальными факторами.
Ключ:
1 в; 2 г; 3 б; 4 а; 5 б; 6 в; 7 б; 8 б; 9 а; 10 г; 11 в; 12 г; 13 а; 14 в; 15 а.
Критерии оценки:
14-15 баллов – оценка «5»;
12-13 баллов – оценка «4»;
9-11 баллов – оценка «3»;
0-8 баллов – оценка «2».
Составитель ___________________________ Т.В.Климова
«___» ______________________2015
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
АКАДЕМИЯ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
Кафедра коррекционной педагогики
(наименование кафедры)
Перечень дискуссионных тем для круглого стола
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
по дисциплине Специальная психология
(наименование дисциплины)
Модуль 1. Общие положения специальной педагогики и психологии
Цель модуля - формирование системных и целостных представлений о специальной психологии, их месте в профессиональной деятельности логопеда.
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫИ ПОНЯТИЯ | ||
Базовые понятия 1 | Базовые понятия 2 | Дополнительные понятия |
Специальная психология, специальная педагогика, коррекционная педагогика | отклонения в психофизическом, сенсорном и личностном развитии, аномальные дети, дети с особыми образовательными потребностями, дефект, дезадаптация, депривация, девиация, коррекция, компенсация | олигофренопсихология, сурдопсихология, тифлопсихология, логопсихология, нейропсихология, патопсихология, клиническая психология |
Задания обучающимся на самостоятельную подготовку к семинару:
1. Изучить рекомендуемую по теме литературу и уяснить роль и место специальной (коррекционной) психологии в профессиональной деятельности педагога, понять особенности проблемного поля наук, перспективы их дальнейшего развития.
2. Уяснить содержание базовых и дополнительных понятий.
3. Продумайте и схематично изобразите в конспекте организационную структуру профессиональной деятельности логопеда. Выделите в схеме аспекты в которых учитывается специфика контингента учащихся. Будьте готовы на семинаре обосновать ее целостность, а также взаимосвязь и взаимодействие составных компонентов в целях решения задач обучения и воспитания детей с особенностями в развитии.
4. Подготовить сообщения по одной из тем «Развитие дефектологической мысли в России», «Л.С. Выготский и специальная психология».
Проблемные вопросы для подготовки к семинарскому занятию:
- Проблема объекта специальной психологии.
- Продумайте и обоснуйте соотношение специальной психологии и специальной (коррекционной) педагогики. Роль специальной психологии в реализации задач специальной (коррекционной) педагогики.
- Круг научных дисциплин имеющих сходный со специальной психологией объект исследования (общая, возрастная, социальная, клиническая психология, дефектология). Общие и специфические задачи, решаемые данными дисциплинами.
- Значимые для профессиональной деятельности логопеда компетенций в работе с детьми, имеющими дефекты в развитии (в т.ч. не ярко выраженные).
Вопросы для самоконтроля
- В какой сфере общественного сознания впервые стали концентрироваться первые сведения об особенностях поведения лиц с отклонениями в развитии?
- Определите предмет специальной психологии. Сформулируйте цели и задачи специальной психологии.
3. Охарактеризуйте эволюцию представлений о психологических особенностях, возможностях и перспективах развития детей с особенностями в развитии.
- Охарактеризуйте уровни и основные направления исследований в специальной психологии.
- Обозначьте основные предметные области специальной (коррекционной) психологии.
- С каких отраслей специальной психологии началось ее формирование?
- Отметьте связь специальной психологии с другими науками
- Каково значение специальной педагогики и психологии в понимании природы человека и его развития?
- В чем заключаются проблема объективного существования параллельной терминологии специальной психологии и специальной (коррекционной) педагогики?
- Охарактеризуйте значение работ Л.С. Выготского для современной специальной психологии.
- Раскройте значение специальной психологии для построения общепсихологической теории развития.
Модуль 2. Основные вопросы теории организации целенаправленной психолого-педагогической помощи детям с особенностями в развитии