Тема урока Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: Формирование толерантного отношения к обычаям и обрядам различных религиозных культур.
Задачи урока:
-Познакомить учащихся с понятиями «обряд», «ритуал», «таинства».
-Воспитание чувства уважения к людям различной национальной и религиозной принадлежности.
-Развитие у учащихся способностей общения, выстраивания отношений с окружающими их людьми.
Виды деятельности: беседа, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с пособием.
Оборудование урока: компьютер, проектор, экран.
Средства наглядности: презентация Microsoft Offiсe Power Point изображением религиозных ритуалов и обрядов.
Основные термины и понятия: Обряды. Ритуалы. Таинства.
Ход урока:
1. (слайд № 1) Выступление учителя: Сегодня мы с вами приступаем к изучению новой темы. Вы узнаете, какие религиозные ритуалы и обряды существовали в древние времена, как они возникли, а также какие ритуалы и таинства существуют сейчас в христианской религии. Но вначале мы с вами вспомним, как на Руси было принято христианство.
- (слайд № 2) При каком князе в Киевской Руси было принята христианская религия? (ответ – Киевский князь Владимир)
- Что предшествовало этому событию? Может, князю Владимиру предлагались и другие религии?
- От какой страны Русь приняла христианство? (ответ - Византия)
- В каком году это произошло? (ответ – 988 г.)
- Мы говорили о том, что церковь внесла большой вклад в культуру и процветание России. Какие культурные изменения произошли на Руси с принятием христианства? (ответ – создание первых школ, алфавит Кирилла и Мефодия, строительство храмов, появление иконописи)
|
-Вспомните, в каком веке и на какие церкви разделилось Христианство (ответ – в XI веке на Православную и Католическую церкви) (Демонстрация слайда № 6 с изображением католического и православного храмов)
- Скажите, какой из этих храмов католический, а какой православный?
2 .Запись в тетради темы урока:
Запишите в тетради число и тему урока: «Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды». (слайд № 7)
-Начать свой рассказ мне бы хотелось с удивительной истории открытия одной древней пещеры в Испании. Она носит название пещеры Альтамира.
История открытия пещеры Альтамира в Испании.
Эту пещеру обнаружила собака охотника, что охотился неподалеку. Она пробралась в ущелье, которое ранее никто не замечал и громко залаяла, хозяин нашел ее под землей и рассказал о диковинной пещере своему другу – археологу любителю Марселино Санс де Саутолла.
Тот стал приходить сюда чуть ли не ежедневно вместе со своей дочерью Марией, разгребая камни в предвкушении обнаружить что-нибудь стоящее. Однажды, играя в пещере девочка подняла глаза и увидела великолепные рисунки на потолке, закричав: «Папа, папа, смотри – бизоны!» И действительно, когда Марселино пригляделся, он обнаружил целую картинную галерею настенной живописи. Быки и бизоны, дикие лошади – украшали потолок и стены пещеры Альтамира.
При тщательном осмотре оказалось, что потолок и стены пещеры покрыты рисунками зубров, выполненными черной, коричневой и красной краской. Фигуры животных были в натуральную величину и отличались необычайной реалистичностью высоким мастерством исполнения. Саутуола не сомневался, что эта живопись относится к эпохе древнего каменного века, но когда он опубликовал сообщение, оно было встречено с крайним недоверием. Большинство археологов сочли эти рисунки подделкой. Невозможно было поверить, что человек каменного века обладал столь развитым искусством, свидетельствующим о высокой культуре и талантливости первобытных людей. Ученые споры постепенно утихли, и Альтамирская пещера была предана забвению. Но открытие настенных изображений в пещерах Европы продолжались. Со временем подлинность и древность живописи были доказаны.
|
-Ребята, как вы думаете, с какой целью первобытный человек создавал эти рисунки? Почему он тратил на них время и труд? (ответы учащихся)
Для наших далеких предков рисунки и росписи на скалах были не простой забавой, а частью тайных религиозных церемоний, без которых первобытный человек не мыслил благополучия своей общины. Их надо было проводить в укрытых от чужого глаза, труднодоступных местах. Именно поэтому для их отправления были избраны пещеры. Вера в магическую силу изображения, дающего власть над изображаемым, колдовство - все это присутствовало в сознании первобытного человека, не ведающего, что он творит искусство.
- А сейчас я предлагаю посмотреть видео об открытии одного из выдающихся памятников первобытного искусства – пещеры Альтамира - https://youtu.be/7LIPY6N1OmM.
Обзор пещеры Альтамира - https://youtu.be/J6nXtJdA_K0
- Ребята, как вы думаете, с какой целью первобытный человек создавал эти рисунки? Почему он тратил на них время и труд? (ответы учащихся)
|
-Ответьте на вопрос, как древний человек добывал себе пропитание? (ответ – занимался охотой). (Слайд№ 10)
Убивая нарисованного зверя копьями или стрелами, первобытные люди верили, что, выполняя такие действия, они как бы приманят к себе удачу. (слайд № 11) Значит, рисунки создавались не для того, чтобы украсить ими стены пещер, где жили люди. Эти рисунки были ритуальными.
Так же первобытные люди верили в загробную жизнь. В захоронения они складывали предметы, которыми пользовались в жизни. Так уже в древности начали складываться религиозные обряды. (Слайд № 12)
- Ребята, как вы понимаете словосочетание «религиозные обряды»?
Запись в тетради: Ритуалы (обряды) – это поведение человека, различные действия, которые связывают его с потусторонним миром.
-Ребята, как называют людей, которые руководили обрядами? (ответ – колдуны, маги, жрецы)
-Откройте учебники на стр. 52 и прочитайте 4 – й абзац.
слайд №13 стр. 53 в учебнике. «Это интересно». (читаю со слайда)
- Никита, продолжи читать.
Обряды становились все более сложными. Люди стремились умилостивить своих богов, попросить их об удаче, о богатстве. Для этого они приносили богам подношения, подарки и молились им. Молитвы могли совершаться как в храмах, так и в домах людей.
В каждой существующей сегодня религии есть свои обряды. Они связаны с основными событиями в жизни человека, такими, как рождение, вступление в брак или смерть.
- Давайте с вами прочитаем в учебнике на стр. 53 2 абзац, какие бывают обряды.
- Какие обряды бывают?
- Что значит коллективные? Индивидуальные? Ежедневными? Еженедельными? Календарные? Событийные?
Главным ежедневным обрядом во всех религиях является молитва. (слайд № 13) Молиться верующий может как у себя дома, так и в храме (мечети или синагоге).
Запись в тетради: Молитва – это обращение верующего к Богу.
4.- Прочитайте в учебнике на стр. 54 обряды, которые относятся к христианству.
Проверка. (слайд 19).
5. Практическое задание. Соберите весь материал о ритуалах христианства в таблицу. Проверка.
6. Подготовка учащихся к беседе с членами семьи. Вопросы к учащимся:
-Что вы можете рассказать своим родителям или друзьям о возникновении ритуалов или обрядов?
-Что вам запомнилось из услышанного на сегодняшнем уроке?
7.Закрепление основных понятий урока.
-Что такое обряды (ритуалы), и как они возникли?
-Как назывались люди, которые руководили обрядами?
-Что является главным ежедневным обрядом во всех религиях?
-О каких христианских таинствах вы узнали?
На следующем уроке мы продолжим изучение этой темы. Вы узнаете о религиозных ритуалах и обрядах других религий (иудаизма, ислама, буддизма).
8. Задание на дом: Расскажите членам семьи или друзьям о том, что вы узнали сегодня на уроке.