V. Реализация построенного проекта (5 мин.).




I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин.).

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проводим необычный урок, тк на нем будут присутствовать ваши родители! Они тоже хотят познакомиться с новыми технологиями на уроках русского языка.

Учитель: Уважаемые родители, давайте сразу договоримся, если вы не против, что, обращаясь к вам, я буду использовать слово «ребята».

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Затем пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
- Всё в твоих руках!

Учитель: Сформулируйте мораль данной притчи.

Ученики: Верь в себя и свои силы.

Родители: Вера в себя –это стартовая составляющая любого успеха.

Учитель: Я надеюсь, что каждый из вас не только сегодня, но и в будущем будет успешным.

Учитель: Что нужно для того, чтобы быть успешным?

Ученики, родители: много трудиться, учиться.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии (7 мин.).

Учитель: Ребята, обратите внимание на доску. Запишите слова, объясните графически написание безударных личных окончаний глаголов, определите спряжение, вид ( слова на доске, раздаточный материал 1 ).

Учитель: Каким алгоритмом пользуемся, когда вставляем пропущенные орфограммы в личных окончаниях глаголов?

Учащиеся: 1) поставь глагол в начальную форму (инфинитив)

2) определи спряжение

3) если 1 спряжение, то пишем в окончании 3 л., мн.ч. – ут, ют, во 2 спр.- ат,ят.

4) обозначь орфограмму

Ученики, родители выполняют задания, обозначают спряжение, вид, выделяют окончание.

Учитель: А теперь возьмите ручки зеленого цвета и самостоятельно проверьте правильность выполнения задания. Если вы правильно выполнили задание, то ставите себе «+», если допустили ошибку (и) «?» ( на доске эталон с правильно выполненным заданием:строят (II спр., несов.вид.) дом, борются за мир (1 спр., несов.вид.), лечат людей (2 спр., несов. вид.), сеют рожь (1 спр., несов. вид.), видят насквозь (2 спр, несов. вид.), тревожат друзей(2 спр., несовер. вид.), ненавидят ложь (2 спр., несов. вид.).

Учитель: В каких словах вы допустили ошибки?

Учитель: В чём причина?

Ученики, родители: невнимательность, неправильно определили спряжение.

Учитель: Почему, изучая причастие, мы часто вспоминаем о глаголе?

Ученики, родители: Причастие–это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой какая? какое? Причастие совмещает в себе признаки глагола и прилагательного.

Учитель: Какие морфологические признаки достались причастию от глагола?

Ученики, родители: Вид, время, значение действия, возвратность.

Учитель: Какие причастия называются действительными.

Ученики, родители: Обозначающие признак предмета, который сам производит действие, называются действительными: летящие на юг гуси – гуси, которые сами летят на юг.

Пробное действие.

Учитель: Образуйте действительное причастие с помощью суффиксов – УЩ-/ -ЮЩ-, АЩ-/-ЯЩ- от глагола КЛЕИТЬ ( на доске ).

Учитель: Проверим, что же у нас получилось.

Ученики, родители: клеить-клеящий, клеющий.

III. Выявление места и причины затруднения(2 мин.).

Учитель: Фиксация результата: нет однозначного ответа, с помощью какого суффикса необходимо образовать действительное причастие

Учитель: У вас получились разные ответы. Почему?

Ученики, родители: Мы не можем обосновать, почему ту или иную букву в суффиксе причастия вставили, т.к. мы не знаем правило, не можем вспомнить правило.

IV. Построение проекта выхода из затруднения (2 мин.).

Учитель: Какова же цель вашей деятельности на уроке?

Ученики, родители: Узнать принцип выбора гласной в суффиксах действительных причастий и научиться писать правильно гласные в суффиксах УЩ-/ -ЮЩ-, АЩ-/-ЯЩ- действительных причастий настоящего времени.

Учитель: Сформулируйте тему урока.

Ученики, родители: Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени (дату, тему, наименование работы прописывают в тетрадях).

V. Реализация построенного проекта (5 мин.).

Учитель: Ребята, какие темы, изученные нами ранее, могут помочь достичь цели?

Ученики, родители: спряжение глаголов, правописание личных окончаний глаголов.

Учитель: Предлагаю вам «открыть» новое знание, проанализировав верно написанные слова. (Учитель выставляет на доске задание, затем раздаёт на группы аналогичные карточки с заданием (Приложение 2, раздаточный материал 1)

??? ???
Лелеющий - Клеящий-
Колышущийся - Лечащий-
Борющийся - Дышащий-
Плачущий - Гонящий-
Хлещущий - Видящий-
Тающий- Строящий-
Правило:

Учащиеся и родители работают в мобильных группах (по 4 человека) 1 – 3 минут, заполняют карточки с заданием.

Учитель: Какая из групп готова представить своё «открытие»?

Ученики, родители: Суффикс причастия зависит от спряжения глагола, от которого оно образовано:1-е спряжение –УЩ-/-ЮЩ-, 2-е спряжение –АЩ-/-ЯЩ-

Учитель: Как проверить данное утверждение?

Ученики, родители: Определить спряжение глаголов, от которых образованы причастия каждого столбика.

Учитель: Рядом с причастиями напишите глаголы, от которых они образованы, указав спряжение. Сформулируйте правило.

Ученики, родители: В действительных причастиях настоящего времени, образованных от глаголов 1-го спряжения, пишутся суффиксы -УЩ- / -ЮЩ-, от глаголов 2-го спряжения -АЩ- / -ЯЩ-.

Учитель: Теперь запишем наши наблюдения в виде алгоритма в тетради для схем:

Ученики, родители:

1)определи, какого спряжения глагол, от которого образуется причастие;

2) определи спряжение;

3) если 1 спряжение, то пишем суффиксы -ущ, -ющ, если 1 спряжения, то пишем -ащ, -ящ

4) обозначь орфограмму.

Учитель: Давайте сверим алгоритм с правилом в ученике и проверим, правильно ли мы рассуждаем? Прочитайте правило на стр.112.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: