Технология проблемного обучения




Главной целью современного образования является воспитание обучающегося, который сможет учиться самостоятельно, поэтому перспективы будущего образования связаны с перспективами проблемного обучения. Это считается особенно актуальным в наше время, потому что появляются новые технологии и для того, чтобы идти в ногу со временем, всегда приходится учиться чему-то новому или переучиваться. Соответственно, главным стандартом образования является забота о формировании у людей умения учиться.

В разработку концепции проблемного изучения свой вклад внесли как преподаватели (И. Я. Лернер, М. И. Махмутов и др.), так, например, и специалисты по психологии (Т. В. Кудрявцев, А. М. Матюшкин и др.). Сущность проблемного изучения заключается в том, что при его реализации познания ученикам не предоставляются в готовом виде, а усваиваются ими в процессе интенсивной познавательной работы, в критериях особенной проблемной ситуации. В проблемном обучении процесс усвоения познаний учениками воспроизводит немаловажные факторы научного розыска, актуализирует у их познавательный внимание и творческую самодеятельность.

Для учителя она считается средством: управления познавательной работой ученика; составление его мыслительных возможностей. В работе обучающегося – работает катализатором активизации мышления, а процесс ее заключения – методикой перевоплощения познаний в убеждения.

Итак, проблемное обучение - это нынешний степень становления дидактики и авангардный педагогической практики. Проблемным именуется изучение вследствие того, собственно что организация учебного процесса основывается на принципе проблемности, а постоянное заключение учебных задач - свойственный симптом сего изучения.

Основная цельсоздания проблемных ситуаций заключается в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности учеников и под общим направляющим руководством учителя, а также в овладении обучающимися в процессе такой деятельности знаниями и общими принципами решения проблемных задач.

Проблемная обстановка и учебная неувязка считаются ведущими мнениями проблемного изучения. Учебная неувязка понимается как отблеск логико-психологического противоречия процесса усвоения, определяющее назначение интеллектуального розыска, пробуждающее внимание к изучению сути неведомого и основное к усвоению свежего мнения или же свежего метода воздействия. Есть 2 главные функции учебной трудности:

1. Определение направленности интеллектуального розыска, то есть работы учащегося по нахождению метода заключения трудности.

2. Составление познавательных возможностей, внимания, мотивов работы учащегося по усвоению свежих познаний.

Для учителя она считается средством: управления познавательной работой ученика; составление его мыслительных возможностей.
В работе учащегося - работает катализатором активизации мышления, а процесс ее заключения - методикой перевоплощения познаний в убеждения.

Проблемная обстановка - средство организации проблемного изучения, это исходный момент мышления, вызывающий познавательную надобность учения и формирующий внутренние обстоятельства для интенсивного усвоения свежих познаний и методик работы.
Проблемная обстановка имеет возможность быть разной. По содержанию неведомого проблемные истории разделяются: неведомая цель; неизвестен объект деятельности; неизвестен метод деятельности; неопознаны обстоятельства выполнения работы.

По облику рассогласования информации:

1. неожиданности;

2. конфликта;

3. предположения;

4. опровержения;

5. несоответствия;

6. неопределенности.

По методическим особенностям:

1) непреднамеренные;

2) целевые;

3) проблемное изложение;

4) эвристическая беседа;

5) проблемные демонстрации;

6) игровые проблемные ситуации;

7) исследовательская лабораторная работа;

8) проблемный передний эксперимент;

9) мысленный проблемный эксперимент;

10) проблемное заключение задач;

11) проблемные поручения.

Индивидуальность проблемных способов заключаются в том, собственно, что способы основаны на разработке проблемных обстановок, интенсивной познавательной работы студентов, состоящих в розыске и заключении трудных вопросов, требующих актуализации познаний, анализа, умений видать за отдельными прецедентами появления, закон.

В прогрессивной доктрине проблемного изучения различают 2 вида проблемных обстановок: психические и педагогические. 1-ая касается работы учащихся, 2-ая дает у учебного процесса.

Проблемная ситуация, действительно возникла, если у класса появился эмоциональный отклик: ученики широко распахивают глаза, открывают рты, задумчиво почесывают затылки и недоуменно смотрят на учителя. И по реакции детей проблемные ситуации можно разделить на два больших типа: «с удивлением» и «с затруднением».

Проблемная ситуация создана, но из проблемной ситуации надо еще достойно выйти. Предлагаются следующие варианты:

1) Вариант первый: заостряет противоречие и формулирует проблему сам учитель.

2) Вариант второй: осознают противоречие и ставят проблему сами ученики.

Но бывают случаи, когда самостоятельно «выпрыгивает» из проблемной ситуации, как правило, сильный ученик. Остальные, не понимая, в чем дело, молчат. Как же быть?

Применить третий вариант: говорить вместе со школьниками, подталкивая при этом их мысль.

Следовательно, я вывожу учеников из проблемной ситуации на побуждающий диалог («экскаватор»). Он представляет собой отдельные стимулирующие вопросы и предложения, которые помогают школьникам осознать противоречие проблемной ситуации и сформулировать учебную проблему.

Следующий прием выхода из проблемной ситуации – подводящий диалог («локомотив»).

Отличие подводящего диалога от побуждающего в том, что он проще, так как он представляет собой систему посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят его к осознанию темы урока.
Подводящий диалог своей цепочкой вопросов и заданий мощно развивает логическое мышление и просто незаменим при работе с детьми с пониженной обучаемостью.

Итак с помощью проблемного обучения решаются многие педагогические задачи:

1) Самостоятельный поиск новой информации.

2) Самостоятельная работа с учебником.

3) Овладение навыком решения задачи.

4) Воспитание активной личности, формирование инициативности, ответственности, способности к сотрудничеству.

5) Развитие личностных качеств.

6) Прочность усвоения знаний, так как путём поиска разрешения проблемной ситуации достигается полное понимание материала.

7) Решение проблемы психологического комфорта на уроках.

Таким образом, технология проблемного обучения позволяет показать обучаемым образцы решений, технологию анализа проблемы и выработки решений, построение доказательств и аргументаций, освоение алгоритмов разрешения проблемных ситуаций. При организации проблемного обучения нельзя обойтись, как считают специалисты, без разумного сочетания традиционных технологий обучения с репродуктивными, объяснительно-иллюстративными, поисковыми, экспериментальными и эвристическими технологиями, активизирующими взаимодействие участников образовательного процесса.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: