Инструкция. Просим вас на каждую из характеристик класса (группы) выбрать и отметить один из предложенных ответов, который наиболее соответствует вашему мнению:
а – совершенно согласен с этим – 5 баллов;
б – согласен с этим – 4 балла;
в – согласен, но не совсем – 3 балла;
г – не согласен с этим – 2 балла;
д – совершенно не согласен с этим – 1 балл.
№ | Вопросы | Ответы |
Учащиеся нашего (ей) класса (группы) любят и хотят учиться вместе | а, б, в, г, д | |
Учащиеся нашего (ей) класса (группы) хорошо относятся друг к другу | а, б, в, г, д | |
Учащиеся нашего (ей) класса (группы) готовы выполнить любую необходимую работу | а, б, в, г, д | |
Учащиеся нашего (ей) класса (группы) редко ссорятся друг с другом | а, б, в, г, д | |
Учащиеся нашего (ей) класса (группы) всегда помогают друг другу в учебе | а, б, в, г, д | |
Учащиеся нашего (ей) класса (группы) часто бывают все вместе в свободное от занятий время | а, б, в, г, д | |
Учащиеся нашего (ей) класса (группы) довольны результатом своей учебы | а, б, в, г, д | |
Учащиеся нашего (ей) класса (группы) всегда считаются с мнением товарищей | а, б, в, г, д | |
Все внеклассные мероприятия у нас проходят весело и дружно | а, б, в, г, д | |
Учащиеся нашего (ей) класса (группы) остро реагируют на успехи и неудачи друг друга в учебе | а, б, в, г, д | |
Учащиеся нашего (ей) класса (группы) дружны и доброжелательны | а, б, в, г, д |
Далее сводим данные по классу в общую таблицу:
Суждение (номер вопроса) | Количество ответов | Сумма | ||||
а | б | в | г | д | ||
1. Учащиеся любят и хотят учиться | ||||||
……………………………… | ||||||
……………………………... | ||||||
11. Учащиеся дружны и доброжелательны | ||||||
Количество ответов | ||||||
Количество баллов |
На основе полученных данных вычисляется коэффициент, характеризующий психологический климат в данном классе (группе) (К), по формуле:
|
K = (n – 11 N) : 44N,
где n – общее количество баллов; N – число учащихся, принявших участие в эксперименте.
Если К больше или равен 0,5, можно сделать вывод о том, что в классе (группе) царит благоприятная психологическая атмосфера. Если К принимает значения от 0,3 до 0,5, то однозначные выводы делать нельзя, необходимо провести дополнительные исследования или наблюдения. Если К меньше 0,3, это говорит о неблагоприятном психологическом климате в классе (группе).
Исследование взаимоотношений в группе
Анкета, предложенная Е.М. Крутовой, модифицированная Д.Я. Богдановой, B.C. Ивашкиным, позволяет решать две взаимосвязанные задачи: исследование детей в группе и группы через сформированность социально-психологических характеристик школьников.
Исследование проводится с помощью 4-факторной шкалированной анкеты, предназначенной для выявления количественной оценки в виде числовых показателей четырех видов взаимоотношений в школьных группах по шкалам:
• социальная дистанция (СД);
• дружба (Д);
• альтруизм (А);
• ответственность (О).
Ход выполнения задания
Педагог предлагает испытуемым следующее задание: «Внимательно прочитайте анкету:
• в шкале „СД“ – распределите одноклассников (одногруппников) по перечисленным пунктам, написав в правой стороне число лиц, к которым у вас сложились указанные отношения;
|
• в шкалах „Д“, „А“, „О“ – обведите кружком порядковый номер утверждения, наиболее сходного с вашим мнением».
Шкала СД - социальная дистанция
№ | Мое отношение к одноклассникам (одногруппникам) | Число лиц |
Самые близкие люди, с ними мне хотелось бы никогда разлучаться | ||
Не являются моими друзьями, но я иногда приглашаю их к себе и провожу с ними свободное время | ||
Я не дружу с ними, но они меня интересуют и мне хочется общаться с ними | ||
Те, с кем у меня нет никаких личных и деловых отношений | ||
Я общаюсь с ними только в деловой обстановке по необходимости. Общаться с ними в свободное время не желаю | ||
Мне несимпатичны эти люди, общаться с ними избегаю | ||
Мне очень неприятны эти люди, я не хочу иметь с ними ничего общего |
Шкала Д - дружба
№ | Мое мнение о классе (группе) |
Очень недружный коллектив, постоянно происходят ссоры | |
Недружный коллектив, часто возникают ссоры | |
Коллектив нельзя назвать конфликтным, но ссоры иногда бывают | |
Нет ссор, но каждый живет сам по себе | |
Дружный коллектив | |
Очень дружный и сплоченный коллектив |
Шкала А - альтруизм
№ | Мое мнение о классе (группе) |
Ребята отказываются помогать друг другу | |
Не принято помогать друг другу | |
Помогают друг другу только по требованию преподавателей | |
Помогают друг другу по просьбе | |
Помогают только своим друзьям | |
Охотно помогают друг другу без просьб и напоминаний |
|