Выявление психологического климата в классе (группе)




Инструкция. Просим вас на каждую из характеристик класса (группы) выбрать и отметить один из предложенных ответов, который наиболее соответствует вашему мнению:

а – совершенно согласен с этим – 5 баллов;

б – согласен с этим – 4 балла;

в – согласен, но не совсем – 3 балла;

г – не согласен с этим – 2 балла;

д – совершенно не согласен с этим – 1 балл.

Вопросы Ответы
  Учащиеся нашего (ей) класса (группы) любят и хотят учиться вместе а, б, в, г, д
  Учащиеся нашего (ей) класса (группы) хорошо относятся друг к другу а, б, в, г, д
  Учащиеся нашего (ей) класса (группы) готовы выполнить любую необходимую работу а, б, в, г, д
  Учащиеся нашего (ей) класса (группы) редко ссорятся друг с другом а, б, в, г, д
  Учащиеся нашего (ей) класса (группы) всегда помогают друг другу в учебе а, б, в, г, д
  Учащиеся нашего (ей) класса (группы) часто бывают все вместе в свободное от занятий время а, б, в, г, д
  Учащиеся нашего (ей) класса (группы) довольны результатом своей учебы а, б, в, г, д
  Учащиеся нашего (ей) класса (группы) всегда считаются с мнением товарищей а, б, в, г, д
  Все внеклассные мероприятия у нас проходят весело и дружно а, б, в, г, д
  Учащиеся нашего (ей) класса (группы) остро реагируют на успехи и неудачи друг друга в учебе а, б, в, г, д
  Учащиеся нашего (ей) класса (группы) дружны и доброжелательны а, б, в, г, д

Далее сводим данные по классу в общую таблицу:

  Суждение (номер вопроса) Количество ответов Сумма
а б в г д
1. Учащиеся любят и хотят учиться            
………………………………            
……………………………...            
11. Учащиеся дружны и доброжелательны            
Количество ответов            
Количество баллов            

На основе полученных данных вычисляется коэффициент, характеризующий психологический климат в данном классе (группе) (К), по формуле:

K = (n – 11 N) : 44N,

где n – общее количество баллов; N – число учащихся, принявших участие в эксперименте.

Если К больше или равен 0,5, можно сделать вывод о том, что в классе (группе) царит благоприятная психологическая атмосфера. Если К принимает значения от 0,3 до 0,5, то однозначные выводы делать нельзя, необходимо провести дополнительные исследования или наблюдения. Если К меньше 0,3, это говорит о неблагоприятном психологическом климате в классе (группе).


Исследование взаимоотношений в группе

Анкета, предложенная Е.М. Крутовой, модифицированная Д.Я. Богдановой, B.C. Ивашкиным, позволяет решать две взаимосвязанные задачи: исследование детей в группе и группы через сформированность социально-психологических характеристик школьников.

Исследование проводится с помощью 4-факторной шкалированной анкеты, предназначенной для выявления количественной оценки в виде числовых показателей четырех видов взаимоотношений в школьных группах по шкалам:

социальная дистанция (СД);

дружба (Д);

альтруизм (А);

ответственность (О).

Ход выполнения задания

Педагог предлагает испытуемым следующее задание: «Внимательно прочитайте анкету:

• в шкале „СД“ – распределите одноклассников (одногруппников) по перечисленным пунктам, написав в правой стороне число лиц, к которым у вас сложились указанные отношения;

• в шкалах „Д“, „А“, „О“ – обведите кружком порядковый номер утверждения, наиболее сходного с вашим мнением».

Шкала СД - социальная дистанция

Мое отношение к одноклассникам (одногруппникам) Число лиц
  Самые близкие люди, с ними мне хотелось бы никогда разлучаться  
  Не являются моими друзьями, но я иногда приглашаю их к себе и провожу с ними свободное время  
  Я не дружу с ними, но они меня интересуют и мне хочется общаться с ними  
  Те, с кем у меня нет никаких личных и деловых отношений  
  Я общаюсь с ними только в деловой обстановке по необходимости. Общаться с ними в свободное время не желаю  
  Мне несимпатичны эти люди, общаться с ними избегаю  
  Мне очень неприятны эти люди, я не хочу иметь с ними ничего общего  

Шкала Д - дружба

Мое мнение о классе (группе)
  Очень недружный коллектив, постоянно происходят ссоры
  Недружный коллектив, часто возникают ссоры
  Коллектив нельзя назвать конфликтным, но ссоры иногда бывают
  Нет ссор, но каждый живет сам по себе
  Дружный коллектив
  Очень дружный и сплоченный коллектив

Шкала А - альтруизм

Мое мнение о классе (группе)
  Ребята отказываются помогать друг другу
  Не принято помогать друг другу
  Помогают друг другу только по требованию преподавателей
  Помогают друг другу по просьбе
  Помогают только своим друзьям
  Охотно помогают друг другу без просьб и напоминаний

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: