Оценка деловых отношений




Психологическая характеристика учебной группы

Общие сведения о группе.

История ее формирования, ее состав по возрасту и полу учащихся (количество учащихся, из них юношей и девушек, когда сформировался коллектив, были ли слияния с другими коллективами и т.д.).

Общая характеристика успеваемости группы.

Мнение преподавателя о группе.

Методы исследования:

-беседа с преподавателем и студентами,

- наблюдения на и вне занятий.

Индивидуальные и возрастные особенности студентов учебной группы.

Любимцы класса, общественники, отличники, инициаторы; "трудные" учащиеся, их влияние на товарищей.

Причины, вызывающие "трудности" в поведении учащихся.

Как в классе проявляются психологические особенности возраста.

Методы исследования:

- наблюдение;

- беседа с преподавателем, студентами.

Психологический климат в классе.

Преобладающие настроения и эмоции, удовлетворенность студентов общением друг с другом и преподавателями.

Методы исследования:

- наблюдения на и вне занятий;

- беседа с преподавателем;

- диагностика межличностных отношений в классе или в студенческой группе.

Особенности межличностных отношений в группе.

Дружба в группе. Краткая характеристика дружеских группировок в группе (предполагаемые мотивы, объединяющие ребят, лидерство в группировках, отношения между группировками, предполагаемые причины изоляции и отвержения отдельных ребят).

 

Методы исследования:

- наблюдения на и вне занятий;

- беседа с преподавателем, студентами;

- методика оценки групповой сплоченности

Рекомендации преподавателю.

Общая оценка уровня развития коллектива студенческой группы, сильные и слабые стороны класса, задачи, которые можно поставить по совершенствованию стиля педагогического руководства, улучшению психологического климата в классе, развитию интересов студентов.

 


Социометрический метод Д.Моренко

Отношения по симпатиям.

Наряду с деловыми отношениями и взаимодействием между школьниками устанавливаются относительно стихийно чисто товарищеские отношения, или отношения по симпатиям.

Анкета

 

Ваше мнение К-во человек Ф.И.О.
Он (она) -самый близкий для меня человек в классе, я не хотел (ла) бы разлучаться с ним (ней) никогда    
Он (она) не является моим другом, но я иногда приглашаю его (ее), провожу с ним (ней) свободное от занятий время    
Я не дружу с ним (ней), но мне очень интересно с ним (ней) общаться    
Ни деловых, но личных связей у меня с ним (ней) нет    
Мне несимпатичен этот человек    

Анкета обязательно подписывается. В опросе должны принимать участие все участники группы.

Отношения по симпатиям прямо не регламентируются инструктивными документами и предписаниями. В качестве критериев изучения структуры отношений по симпатиям можно брать наиболее типичные и значимые для школьников ситуации свободного общения (выбор партнера по общению в свободное время, обращение за помощью по различным вопросам, приглашение на семейные праздники, желание поделиться сокровенными мыслями и т. д.).

Критерии включаются в опросники со шкалами, с помощью которых можно изучить структуру отношений.

Оценка отношений по симпатиям

После проведения опроса следует выделить категории школьников, относящихся к различным статусным структурам:

а) «звезды» – лица, которых назвали в качестве наиболее близких друзей 6 и более человек (в оценке по пункту 1);

б) «предпочитаемые» – те, кого назвали 4–5 человек (суммарно в оценке по пунктам 1 и 2);

в) «принятые» – лица, указанные 1–3 раза (суммарно

в оценке по пунктам 1, 2, 3);

г) «аутсайдеры» – лица, не получившие выборов по пунктам 1, 2, 3, но названные в пунктах 4 и 5.

Данные результаты можно свести в одну таблицу по названным категориям.

Звезды Предпочитаемые Принятые Аутсайдеры
       

Соотношение между школьниками, образующими полярные статусные категории, определяет социально‑психологический климат группы. Так, если абсолютное большинство входит в две первые категории («звезды» и «предпочитаемые»), – в классе благоприятный психологический климат. Если же многие ученики занимают низкий статус («принятые» и «аутсайдеры»), то психологическая атмосфера в классе тяжелая, так как психологи считают, что даже наличие небольшого числа психологически неприятных лиц травмирует коллектив. Последние служат «мишенями» для психологической разрядки (подвергаются насмешкам, незаслуженным обидам, заниженной отрицательной оценке за допущенные ошибки и т. д.), что чревато в будущем нравственными издержками.

Оценка деловых отношений

Положительными лидерами можно считать тех, кто назван большинством класса (группы) (не менее 45–50 % выборов), кто содействует прогрессу класса (группы) (их имена пишутся в левой колонке), отрицательными – тех, кто имеет противоположное влияние (вписаны в правую колонку).

Возможная интерпретация

После оценки деловых и товарищеских отношений целесообразно сопоставить между собой их характеристики. Такое «наложение» поможет выяснить ряд очень важных для организации учебно-воспитательной работы в классе позиций, а именно:

а) насколько совпадают позиции каждого учащегося в структуре деловых и личных отношений;

б) как подкрепляются лидерские возможности учащихся в деловых отношениях соответствующим статусом в личных (желательно, чтобы лидеры-организаторы занимали высокий статус в товарищеских связях);

в) насколько инициативны в делах группы учащиеся, занимающие в личных связях высокий статус («звезды» и «предпочитаемые»).




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: