Тема 3. Психология успеха




Пояснительная записка

Программа имеет название «Психология успеха», т.к. прежде всего направлена на подготовку обучающихся у успешному личностному и профессиональному самоопределению.

Цель:

содействие успешной социальной адаптации учащегося посредством активации самопознания и навыков социального взаимодействия.

Задачи:

- обучение учащихся противостоять стрессовым ситуациям;

- обучение учащихся способам личностной и профессиональной самореализации;

- формирование нравственного здоровья учащихся;

- развитие коммуникативных навыков путем освоения приемов межличностного общения «ученик-педагог», «ученик-ученик», «ученик-группа»;

- воспитание культуры общения.

 

При составлении данной программы были изучены следующие материалы:

1. В.А. Родионов, М. А. Ступницкая, К. Р. Ступницкая. «Прививка от стресса. Профилактика негативных последствий воздействия стресса на детей». Занятия с подростками. Ярославль. «Академия развития», 2006.

2. Е. К. Климова, О. А. Помазина, О. Н. Бакурова. «Психология успеха». Тренинг личностного и профессионального развития. Санкт – Петербург. «Речь», 20013. Учебно – методическое пособие.

3. Элективный курс.» Мир мужественности, женственности и красоты» 8-9 классы. Программы: «Какой я человек?», «Красота и здоровье». Автор-составитель – Н.Н. Лубянова. Волгоград. Издательство «Учитель», 2007.

4. «Я в мире профессий.» Программа для предпрофильной подготовки учащихся 8-9 классов. В книге: Е. Д. Шваб (автор и составитель) «Психологическая профилактика и коррекционно-развивающие занятия» Из опыта работы. Волгоград. «Учитель»,2007.

 

Актуальность. В возрасте 15- 18 лет наиболее остро встаёт вопрос о дальнейшем самоопределении, в т. ч профессиональном (выбор профиля обучения, выбор учебного заведения, выбор работы). Этот выбор может быть успешным при наличии самостоятельного адекватного своим способностям и возможностям, а также позитивного мышления и самооосознавания.

Практическая значимость. Данные занятия могут способствовать успешному самоопределению обучающихся в их будущем и гармоничному развитию их личности.

Организация образовательного процесса.

 

Срок реализации программы – один год (144 часа в год).

В основу программы заложены следующие принципы:

- целесообразности,

- системности,

- последовательности,

- добровольности,

- конфиденциальности,

- соответствие возрастным особенностям подростков,

- наглядности.

Особенности преподавания по данной программе: занятия предпочтительно проводить с обучающимися, прошедшими курс первичной психологической подготовки, или владеющими таковой. Предпочительный возраст обучающихся -15- 18 лет. Занятия может проводить психолог или педагог, имеющий психологическую подготовку.

 

Прогнозируемый результат

 

На конец обучения подросток должен

знать следующие понятия:эустресс, дистресс, виды стресса(стресс ожидания, рабочий стресс, посттравматический стресс), компоненты «Я-концепции»(когнитивный, эмоциональный, поведенческий), человеческие ценности, самоценность, компоненты саморегуляции психоэмоционального состояния(регуляция дыхания, мышечного тонуса, эмоционального состояния, и ожиданий), фрустрация,функции конфликта(конструктивная и деструктивная), виды возраста, способности, талант, виды способностей, виды памяти, этикет, профессиограмма, типы профессий.

 

 

должны уметь: к онструктивно общаться в группе, соблюдая правила культурного общения; владеть навыками первичной психологической самодиагностики.

 

Тематический план:

 

№ п/п Тема Количество часов Теория Практика
  Вводное занятие      
  Антистресс   3,5 6,5
  Стресс. Выхода нет? – Выход есть!      
  Психология успеха      
  Какой я человек?      
  Красота и здоровье.      
  Я в мире профессий.      
  Итоговое занятие   -  
  Итого   60,5 73,5

 

Содержание программы.

Вводное занятие

Занятие 1,2. Анкета понятий. Правила поведения на занятиях.

 

Тема 1. Антистресс

Занятие 3. Механизмы, виды стресса и его возможные последствия

Школа, как стрессор. Внешкольные стрессоры. Упражнения «Имя и качество», «Мой адрес», «Цвет моего настроения».

 

Занятие 4. Стресс – что это такое?

Упражнения по снятию напряжения и восстановлению сил.

Определение что такое стресс.

Тест «Умеете ли вы справляться по стрессом?»

Упражнение «Вверх по радуге».

 

Занятие 5. Стресс и эмоции6распознавание и принятие негативных эмоций»

Упражнения «Цвет моего настроения». Я высказывание.

 

Занятие 6. Стресс и эмоции: саморегуляция.

Упражнения «Пересядьте, кто...», «Место покоя».

 

Занятие 7. Стресс и уверенное поведение.

Внешние проявления уверенности и неуверенности. Упражнения.

 

Занятие 8. Стресс и конфликты

Упражнения «Круг с закрытыми глазами». Аукцион идей «Конфликт».

Беспроигрышный метод решения споров.

 

Занятие 9. Стресс и цейтнот.

Упражнения «Шестёрка». Правила «Как избежать цейтнота».

Способы саморегуляции (массаж).

 

Занятие 10. Стресс и острые ощущения.

Упражнение «Нос – пол - потолок».

 

Занятие 11. Стресс и опасность.

Упражнение «Напряжение - расслабление».

 

Занятие 12. Эксперты по стрессу.

 

 

Тема 2. Стресс – выхода нет? – выход есть!

Занятие 13. Что такое стресс.

Упражнение «Лимон»

 

Занятие 14. Как я реагирую на стресс.

Упражнение «Стресс и я».

Проявления стресса. Упражнение «Релаксация».

 

Занятие 15. Стресс и эмоции. – Что я чувствую

Упражнение «Поза – настроение». Функции эмоций.

 

Занятие 16. Как выражать негативные эмоции

Упражнение по выражению негативных эмоций «Я - высказывание».

 

Занятие 17. Стресс и негативные мысли

Упражнения «Настройся на лучшее», «Постройся по...», «Визуализация», «Комплименты».

 

Занятие 18. Стресс и поведение

«Выхода нет? – выход есть!» Анализ стрессовых ситуаций.

Упражнение «Те, кто...», «Фрукт настроения», «Полное дыхание».

 

Занятие 19. Стресс и моё поведение.

Как мои действия приводят к стрессу. Упражнение «Музыка – настроение». Анализ действий в стрессе.

 

Занятие 20. Стресс и мои социальные роли

Упражнения «Я, как все... я, как никто...»,

«Я хочу – они хотят – я поступаю

 

Занятие 21. Стресс и как найти поддержку, и как её оказать.

Упражнение «Повтори за соседом».

Поддержка в ситуации стресса.

 

Занятие 22. Со стрессом можно справиться

Антистрессовый талисман.

Творческое задание. Итоги.

Тема 3. Психология успеха

Занятия 23, 24. Знакомство.

Упражнения «Здравствуйте!», «Приём – приём», «Мои имя, девиз, символ», «Заряд эмоций».

 

Занятия 25, 26. Что я знаю о себе

Осознание. Упражнение «Мои ценности».

Субъективный контроль. Упражнения «Мой субъективный контроль».

Тест «Опросник самоотношения».

 

Занятия 27, 28. Моё отношение к себе.

Упражнения «Всё равно ты молодец!», «Восприятие себя». Самооценка. Упражнение «Я -реальное /Я - идеальное».

Самоценность. Упражнение «Разотождествление и отождествление с центром Я». Приёмы повышения самооценки.

 

Занятия 29, 30 Секреты успешности профессиональной деятельности.

Упражнение «Мир профессий».

Структура профессиональной деятельности. Субъект деятельности. Мотивы. Упражнения «Моё резюме», «Устройство на работу».

 

Занятия 31, 32. Управление временем.

Упражнения «Мои желания», «От желания к цели», «Планируем сутки», «Планируем неделю».

 

Занятия 33, 34. Саморегуляция.

Упражнение «Росток. Притча «Гнев». Саморегуляция психоэмоционального состояния. Регуляция дыхания. Регуляция мышечного тонуса. Упражнения «Гора с плеч», «Снятие мышечного напряжения», «Осознай свои эмоции».

Работа с ожиданиями. Упражнения «Действия в ситуации».

Агрессия. Упражнения «Я и агрессия».

Алгоритм саморегуляции. Упражнение «Формула уверенности».

 

Занятия 35,36. Конструктивное взаимодействие.

Упражнения «Глухой, немой, слепой».

Виды и техники слушания. Упражнение «Техники слушания».

Принципы построения понимающих высказываний. Упражнение «Нейтрализация внешней агрессии».

 

Занятия 37,38. Эффективное разрешение конфликтов.

Психология конфликта. Характеристики стратегий поведения в конфликте, эффективность их применения. Упражнения «Стратегии поведения в пословицах». Алгоритм осуществления сотрудничества. Упражнения «Учимся сотрудничать», «Стратегия сотрудничества».

 

Занятия 39, 40. Моделирование жизненного пути.

Упражнения «Письмо из будущего», «Мой жизненный путь», «Пожелания в дорогу».

Итоги.

 

Тема 4. Какой я человек?

Занятие 41. Что такое красота?

Красота в музыке, живописи. Упражнения «Красивые/некрасивые вещи в вашей жизни», «Что вызывает положительные / отрицательные эмоции».

Нравственность, эстетика.

 

Занятие 42. Человек и красота.

Идеал красоты. Диспут по теме занятия. Игра «Улыбка».

 

Занятие 43. Красота и гармония.

«Что такое гармония?». Понятие красоты и гармонии. Анализ.

 

Занятие 44. Красота, которая нас окружает

Красота в природе, интерьере, одежде, быту, в человеческих отношениях. Что такое прекрасное? Мини-сочинения «Я хочу рассказать вам».

 

Занятие 45. Человек – это звучит гордо?

Диспут по теме занятия. Гордость, достоинство, гордыня.

 

Занятие 46. Знаете ли вы свою внешность?

Хронологический, биологический, психологический, социальный и духовный возраст. Упражнение «Словесный портрет своей внешности».

Тест «Каков я на самом деле?»

 

Занятие 47. Знаете ли вы себя?

Упражнение «Ассоциации». Стратегии самопредъявления. Как управлять впечатлениями о себе. «Декларация моей самооценки»

 

Занятие 48. Половая принадлежность, идентичность (определения).

Типы телосложения людей.

 

Занятие 49. Если ты – юноша, если ты – девушка. (Культура поведения)

Беседа о культуре поведения юношей и девушек. «Анкета для самого себя».

 

Занятие 50. Что происходит с человеком в отрочестве? (Психологический аспект)

Юность, отрочество. Экспресс - опрос: «Что изменилось в вашей внутренней жизни в период от детства к юности?».

 

Занятие 51. Образ собственного тела (как устроен организм человека,- тело и психика)

Беседа по теме урока.

 

Занятие 52. Что такое – нравиться себе?

«Что нравится / не нравится в себе?» (анкета). Игра «Зеркало». Десять способов научиться любить и принимать себя.

 

Занятие 53. Как организовано наше восприятие других людей?

Упражнение на развитие наблюдательности, ориентации в незнакомой ситуации и установление контакта с людьми при знакомстве.

 

Занятие 54. Что такое мужественность?

Черты мужского характера. Мужская сила и воля.

«Настоящий мужчина – какой он?» (беседа)

 

Занятие 55. Мужчина и красота.

Что такое духовное совершенствование. Что надо в себе вырабатывать, развивать, чтобы стать мужественным.

 

Занятие 56. Каким должен быть настоящий мужчина?

Отличия настоящего мужчины. Беседа по теме урока.

 

Занятие 57. Что такое женственность?

Беседа по теме урока. Игра «Мне нравится в девушках...», «Мне не нравится в девушках...», «Твоя самооценка – какая она?».

 

Занятие 58. Женщина и красота

Женские портреты в живописи. Идеал женской красоты. Современная модель. Беседа.

 

Занятие 59 Что значит – «настоящая женщина?»

Истинная женщина, леди, дама. Уважение к женщине. Тест для девушек «Кто ты – скромница, умница, задавака?».

 

Занятие 60. Ум, сила и красота

Постановка проблемной ситуации: «Кто Должен быть умным? Кто должен быть сильным? Ум и красота».

 

Занятие 61. О потребностях.

Виды потребностей. Диспут по теме занятия. Определение значимости своих потребностей.

 

Занятие 62. Что хочет человек?

Игра «Мои десять любимых занятий. Тест «Ваш характер».

 

Занятия 63, 64. О способностях

Упражнения на развитие и диагностику памяти, мышления, творческое воображение. Способности. Талант. «Список моих способностей». Виды способностей.

 

Занятие 65. Талант и гениальность

Гений. Талант. Тест «Выявление способностей и одарённости в той или иной области».

 

Занятие 66. Кто человек есть на самом деле? (о темпераменте и характере)

Рисунок «Мой характер». Черты характера. Тест. «Командовать или подчиняться?»

 

Занятие 67. Мир наших чувств

Мимика и состояния. Выражение чувств. Формы выражения чувств. Рефлексия по теме занятия.

 

Занятие 68. Сколько меня во мне?

Упр. «Вживание» (вживание в роль, образ), тест «Кто я такой»(«20-Я»), анализ. Социальные роли в жизни.

 

Занятие 69. Кем я бываю?

Средства познания себя. «Вопросы себе». Анкета «Так кем я бываю?»

 

Занятие 70. Маленькие секреты большой памяти

Типы памяти. Приёмы укрепления памяти. Приёмы запоминания. Упражнения.

 

Занятие 71. Внимание и внимательность.

Внимание (опр.), виды внимания. Приёмы развития внимания. (Практические упражнения). Способы улучшения способности слушать.

 

Занятие 72. Человек и его воля.

Что такое воля. Условия раскрытия творческих способностей. Как добиться цели (рекомендации). Памятка по выработке воли.

 

Занятие 73. Я человек, но какой?

«Я девушка, но какая?», «Я юноша, но какой?»,

Анкета для самого себя. Этический диктант. Анализ результатов анкеты. Рекомендации.

 

Занятие 74. Самохарактеристика.

Игра «Мне обо мне». Тест «Узнай себя».Итоги.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: