Проблемы возрастной периодизации дизонтогенеза.




Онтогенез — нормальное развитие (в том числе психическое) — также относился к детству. Дизонтогенез нарушение онтогенеза (индивидуального развития). Эти нарушения могут касаться разных систем организма. Нарушения развития нервной системы и связанные с ними нарушения психики, в том числе и личности, относятся к так называемому психическому дизонтогенезу. В настоящее время под дизонтогенезом понимается нарушение развития с момента зачатия до самой смерти, поскольку развитие организма, особенно человеческой личности, продолжается на протяжении всей его жизни.

В психиатрии представления об онтогенезе\дизонтогенезе разрабатывались уже давно, и сами термины активно использовались клиницистами (Г.Е. Сухарева, С.С. Мнухин, М.Ш. Вроно, Н.Ф. Шахматов). В отечественной клинической психологии специалисты обсуждают оба понятия, их содержание, применимость к различным видам патологии и к разным возрастам. За последние 20 лет в клинической психологии утверждается представление об онтогенезе как термине, имеющем отношение ко всей психической жизни человека от рождения до смерти. Так, в последние годы в работах Н.К. Корсаковой обосновывается взгляд на поздний возраст (возраст старения) как на один из этапов онтогенеза, который характеризуется особым кризисом развития.

Проблемы возрастной периодизации дизонтогенеза.

Возрастная психология предполагает изучение закономерностей развития психологии, личности человека на разных стадиях дизонтогенеза. Все этапы становления личности и каждый отдельно находятся под постоянным влиянием специфических закономерностей развития, к которым относятся разные достижения, образование, осознание своей значимости.
Существует несколько вариантов изучения проблемы возрастной периодизации дизонтогенеза. Российские дефектологи, психиатры и логопеды разработали и предложили теории развития личности человека.

1 А. Н. Леонтьев определил критерии возрастной периодизации на основании ведущих видов деятельности, которая оказывает дальнейшее влияние на развитие психологических процессов человека на каждой конкретной стадии.

2 Теория Д. Б. Эльконина возрастной периодизацииоснована на ведущих видах деятельности, которые отвечают за возникновение образов на основании психологического восприятия на каждом конкретном этапе развития человека.

3 А. В. Петровский предложил три фазы возрастной периодизации: адаптация, индивидуализация, интеграция, каждая из которых представляет собой процесс общения человека (ребенка) с членами группы.

4 Л. С. Выгодский предложил три группы возрастной периодизации:

· Первая. Построение возрастной периодизации по внешнему признаку, на этом этапе развивается критерий периодизации

· Вторая. Формирование внутренних критериев, чаще всего это одна сторона развития личности. Л. С. Выгодский обращал особое внимание на то, что использование только одной стороны развития личности очень субъективно. Отрицательным признаком использования одной стороны развития является временность данного критерия, который имеет изменчивый характер в зависимости от возраста человека;

· Третья. Одновременное использование нескольких критериев развития личности. Л. С. Выгодский предложил в качестве критерия использовать психические новообразования, которые должны соответствовать каждой возрастной группе и при этом использовать термины «стабильные периоды развития» и «нестабильные периоды развития» личности.

 

Особенности сензитивных периодов дизонтогенеза.

Сензитивные периоды - это периоды жизни человека наиболее благоприятные периоды формирования психических свойств и видов поведения.
В эти периоды, дети, развивающиеся в нормальных условиях, требуют много времени которое предоставляет им мать. Но дети с отношением в развитии в силу своего дефекта не требуют внимания, поэтому мать не уделяет нужного внимания. Из-за дефицита внимания у детей отсутствует необходимые им стимулы для психического развития, что еще больше усложняет их дефект. Дети, отстающие в развитии требующие особый уход, которые может помочь сгладить дефект.
Основные характеристики (параметры) дизонтогенеза:

1. Нарушения связанные с функциональной локализацией, в зависимости от которого различают два вида дефектов: частный (обусловленный дефицитарностью отдельных функций гнозиса, праксиса, речи) и общий (связанный с нарушением регуляторных систем, при дисфункции которых наблюдаются подкорковые и корковые дефекты)

2. Нарушения связанные с временем поражения: чем раньше произошло поражение, тем более вероятно явление недоразвития и чем позднее возникло нарушение нервной системы, тем более характерны явления повреждения с распадом структуры психической функции. Повреждению чаще всего подвергаются функциональные системы с относительно коротким временным циклом развития (функции, имеющие подкорковую локализацию). В сенситивные периоды также увеличивается вероятность возникновения психических нарушений (в возрасте 0-3 года и 11-15 лет).

3. Дефект, характеризующий взаимоотношения между первичными и вторичными дефектами

4. Процесс аномального системогенеза, связанный с нарушением межфункциональных взаимодействий.

Уровни нервно-психического реагирования детей и подростков на различные патогенные воздействия:

1. Соматовегетативный (от 0 до 3 лет) — на фоне незрелости всех систем организм в этом возрасте на любое патогенное воздействие реагирует комплексом соматовегетативных реакций, таких, как общая и вегетативная возбудимость, повышение температуры тела, нарушение сна, аппетита, желудочно-кишечные расстройства.

2. Психомоторный (4 — 7 лет) — интенсивное формирование корковых отделов двигательного анализатора, и в частности лобных отделов головного мозга, делает данную систему предрасположенной к гипердинамическим расстройствам различного генеза (психомоторная возбудимость, тики, заикание, страхи). Возрастает роль психогенных факторов — неблагоприятных травмирующих отношений в семье, реакций на привыкание к детским образовательным учреждениям, неблагоприятных межличностных отношений.

3. Аффективный (7—12 лет) — на любую вредность ребенок реагирует с заметным аффективным компонентом — от выраженной аутизации до аффективной возбудимости с явлениями негативизма, агрессии, невротическими реакциями.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: