Немецкий идеализм в творчестве И. Канта, Г.Гегеля




Особенности немецкой классической философии

Весомый вклад в развитие и историю мировой мысли внесла немецкая классическая философия, которая подвела итог всех предшествующих философских направлений Нового времени, смело и оригинально представила темы истории, развития, активности познающего субъекта.
К числу немецких классиков конца XVIII — начала XIX вв. относятся: Иммануил Кант, Иоганн Фихте, Фридрих Шеллинг, Георг Гегель, Людвиг Фейербах. Каждый из них по-своему оригинален и является создателем собственной философской системы.
Вместе с тем их философские концепции сближают преемственность в постановке и разрешении проблем, общие черты и идейно-теоретические принципы:
1. Поворот от традиционных проблем философии (бытие, субстанция) к исследованию человеческой сущности. Объектом философских размышлений немецких философов является духовная активность человека как субъекта.
2. Обосновано положение о тождестве мышления и бытия, неразрывной связи субъекта и объекта.
3. Глубоко разработаны проблемы познания и определены познавательные возможности человека.
4. Создана целостная теория всеобщей связи и развития — диалектика .
5. Развитие истории представлено как целостный процесс.
6. Определены философские основания свободы и нравственности человека.

Немецкий идеализм в творчестве И. Канта, Г.Гегеля

 

И.Кант (1724-1804)- основоположник классической немецкой философии, совершил переворот в философии, суть которого
состоит в рассмотрении познания как деятельности, протекающей
по своим законам. Главными произведениями являются:«Критика чистого разума» (теория познания), «Критика практического разума» (этическое учение), «Критика способности суждения» (эстетика).
Творчество Канта делится на два периода: докритический и критический.
В докритический период (до 70-х гг.) Кант проявил себя как ученый-естествоиспытатель, выдвинул гипотезу самообразования Вселенной из «первоначальной туманности».

Второй, критический период (с начала 70-х гг.), посвящен проблемам гносеологии, диалектике, нравственности, эстетике. Он попытался решить дилемму, возникшую между эмпиризмом и рационализмом: что является источником знания – разум или опыт? В этот период выходят две важнейшие работы: «Критика чистого разума», в которой он подверг критике познавательные способности человека и «Критика практического разума», в которой разбирается природа человеческой нравственности. В этих работах Кант сформулировал свои основные вопросы: «Что я могу знать?», «Что
я должен делать?» и «На что я могу надеяться?». В ответах на эти вопросы раскрывается сущность его философской системы.

«Критику чистого разума» составляет учение о «вещах в себе» и «явлениях».
Весь мир Кан делит на:
1) познаваемый мир явлений (феноменов) - трансцендентальный мир;
2) не познаваемый мир «вещей в себе» (ноуменов) - трансцендентный мир,
заключающий в себе сущность явлений - он недоступен человеческому разуму. В этом проявился агностицизма Канта. Агностицизм - направление в философии, отрицающее познание сущности вещей.
Кант ставит вопрос возможно ли вообще всеобщее и необходимое знание?
Все знание Кант делит на:
- апостериорное - то, которое получает человек в результате опыта, оно предположительно, не обладает полной достоверностью и к всеобщности не имеет никакого отношения;
- априорное знание – доопытное, которое существует в разуме изначально и
не требует никакого опытного доказательства, например: «Все тела протяженные»,
«Человеческая жизнь протекает во времени» и т.д. Только априорное (доопытное)
знание абсолютно достоверно и надежно, обладает качествами всеобщности и необходимости.
Теория познания Канта основана на признании существования доопытного или априорного знания, характеризующее знание, предшествующее опыту и независимое от него.
По Канту, процесс познания проходит три ступени: чувства (способность к
ощущениям), рассудок (способность к суждениям, понятиям) и разум (способность к умозаключениям), являющийся высшей ступенью познания. На уровне чувств априорными формами знания являются пространство и время; на уровне рассудка - количество, качество, отношение, модальность; на уровне разума - идея Бога, идея души, идея мира.
В «Критике практического разума», под которым понимается нравственность, моральное сознание, из рассуждений о моральных и легальных поступках Кант выводит категорию долга. Он считал, что только выполняя долг, человек становится свободным. Совесть – это и есть показатель свободы.
Кант пишет о двух моральных законах (категорических императивах). Первый закон: «Поступай так, чтобы максима твоей воли была основой всеобщего законодательства!» То есть поступай согласно правилам, которые могут стать всеобщим законом. Это значит поступай всегда максимально по–человечески, не делая никаких уступок себе, и тогда твой поступок будет законом для всех, в том числе и для тебя самого. Второй закон: «Человек всегда должен быть только целью и никогда не может быть средством!» Нельзя использовать человека, его жизнь, его здоровье ни для каких, даже самых благородных и возвышенных целей.

 

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) – вершина немецкого классического идеализма. Гегель глубоко и всесторонне переработал идеи своих предшественников и создал целостную систему идеалистической диалектики. Основные сочинения: «Феноменология духа», «Наука логики», «Философия
природы», «Энциклопедия философских наук», «Основы философии права». Известное изречение «Что разумно, то действительно; и что действительно, то разумно ».
В основу его философской системы положены принципы: тождество мышления и бытия, способность духа к развитию, метод диалектики.
В качестве первоосновы мира выступает «Абсолют» (синонимы: «мировой
разум», «мировой дух», «абсолютная идея»
) — некая безличностная, вневременная, творческая сила, заключающая в себе необходимость развития природы, общества и познания. Абсолютная идея есть субстанция, составляющая сущность и первооснову всех вещей.
Гегель полагал, что всякое развитие совершается в силу внутренней борьбы
противоположностей, то есть диалектически. Диалектика - всеобщая теория развития мира, включающая всеобщий метод постижения противоречий (внутренних импульсов) развития бытия, духа и истории.
Существует общая схема, согласно которой устанавливается четкая цикличность развития понятий, природы, общества, духовной жизни человека. Развитие идет по таким циклам: тезис, антитезис, синтез и т.д. Эта триада последовательно рассматривается Гегелем в его основных трудах: «Науке логики», «Философии природы», «Философии духа».
Богословский пример Гегеля: Бог-отец (тезис), отказываясь от своего одиночества, создает природу (антитезис), то есть нечто внешнее, и поэтому свое отрицание. Далее порождает Сына (свое другое «Я» - синтез). Другой светский пример К. Маркса: «Деньги-товар-деньги». Товар «отрицает» деньги, деньги – товар.
Гегель предлагает своеобразную философскую картину «творения мира», взяв за основу способность духа к развитию. Дух в своем основании противоречив, значит способен к развитию. Противоречивость обеспечивает «энергетику» внутренних импульсов. Импульсы побуждают Дух к его развитию, оно осуществляется циклично:
• вначале развивается сам Дух (тезис);
• затем происходит отчуждение Духом материи, которая начинает развиваться в
качестве природы (антитезис);
• наконец, внутри природы порождается человек, и в исторический момент его
появления происходит «снятие» всех предыдущих противоречий (синтез). На этой третьей ступени развития Дух находится в новом качестве, олицетворяя собой сознание человека.
Третья ступень развития Духа есть тот же дух, но соотносится он уже с человеком. Этот дух, олицетворяющий собой духовную жизнь людей, имеет собственное развитие и в своем развитии проходит также три стадии: субъективный дух, объективный дух, абсолютный дух.
Субъективный дух – это душа, мысль, сознание отдельного человека.
Объективный дух - следующая ступень «дух общества в целом». Проявлением объективного духа является - право, мораль, нравственность, государство.
Абсолютный дух – (искусство, религия, философия) как высшее проявление духа - вечно действующая истина.

Этот третий этап развития абсолютного духа проходит также три ступени:
1. Искусство - непосредственная форма отображения человеком абсолютной
идеи. «Увидеть» и отобразить абсолютную идею могут лишь талантливые и гениальные люди, в силу этого они являются творцами искусства.
2. Религия – антитезис искусства. Если искусство – абсолютная идея, «увиденная» гениальными людьми, то религия – абсолютная идея, открытая человеку Богом в виде откровения.
3. Философия – синтез искусства и религии, высшая ступень развития и понимания абсолютной идеи. Это знание, данное Богом и в то же время, понятое гениальными людьми - философами. Философия – полное раскрытие всех истин, в тоже время познание Абсолютным духом самого себя — это, по Гегелю, есть высшее знание.
Абсолютный дух развивается от чувственного созерцания (искусство) к представлению (религия) и от него к мышлению в понятиях (философия).
Свобода, по Гегелю, - осознанная необходимость. Быть свободным – значит сознавать границы и необходимость того, что человек делает. Подлинно свободной волей обладает лишь мыслящий интеллект.
Всю мировую историю Гегель разделяет на три основные эпохи: восточную, античную и германскую. В восточном мире человек еще не осознал, что свобода составляет его сущность, поэтому здесь все рабы. В античном мире (Греция и Рим) некоторые уже осознали, сто свобода образует их сущность, поэтому они свободны в отличие от тех, которые не осознают этого и поэтому остаются рабами. Лишь в германском, или христианском, мире все, по мнению Гегеля, осознают свою свободную духовную сущность, и поэтому здесь все свободны.

4. Немецкий материализм
Людвиг Фейербах (1804-1872). Разработал оригинальную концепцию антропологического материализма. В своем главном труде «История христианства» утверждает, что не бог создал человека, а, напротив, человек в образе бога выразил идеал своих устремлений.
Основа взглядов Фейербаха – материалистическое учение о природе. Утверждает, что природа есть единственная реальность, а человек – это ее высший продукт, выражение, завершение. Философия должна быть учением о человеке, то есть антропологией.
Фейербах приходит к выводу, что вопрос об отношении мышления к бытию есть вопрос о сущности человека, поскольку мыслит только человек. Его философия направлена на материалистическое переосмысление предназначения человека, его отношения к природе, обществу и самому себе. Человек -порождение природы и ее повелитель посредством развития естественных наук и промышленной деятельности.
Критику религии Фейербах считал важнейшим делом своей жизни. Он заявил о том, что это человек создал Бога. При этом произошло отчуждение идеала от людей. А это привело к тому, что свое создание человек сделал предметом культа.
Место религии, по мысли философа, должен занять культ любви, который и есть надежное средство преодоления всякого отчуждения и создания новых отношений между людьми. Принципиально выступил против гегелевского отождествления бытия и мышления, считая его мнимым, одним из результатов отчуждения.
Таким образом немецкая классическая философия пыталась исследовать человека, его сущность и цель. Кант считал, что главным в людях является нравственность, Фихте – активность и разумность, Шеллинг – тождество субъекта и объекта, Гегель – логичность, а Фейербах – любовь. Что касается диалектики, то все признавали ее значимость, но каждый из них выдвинул собственный вариант этой теории о всеобщей связи.
Марксизм. Марксизм был создан совместно двумя немецкими учеными соратниками и единомышленниками К. Марксом и Ф. Энгельсом в середине ХIХ века.
Марксизм представляет собой теорию материалистического понимания истории (теорию общественно-экономических формаций). Основные труды К. Маркса: «Капитал», «Манифест коммунистической партии». Основные труды Ф. Энгельса: 2-ой и 3-ий том «Капитал», «Диалектика природы», «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Многие труды, определившие основу коммунистического и социалистического движения, были написаны в соавторстве.

Марксизм состоит из двух частей: диалектического и исторического материализма.
Диалектический материализм утверждает: бытие первично, сознание вторично; сознание — это свойство материи отражать саму себя; материя находится в постоянном движении и саморазвитии, она вечна и бесконечна; развитие материи происходит по законам диалектики. Диалектический материализм провозглашает атеизм-отрицание существование бога.
Исторический материализм объясняет общественно-историческое развитие.
Маркс впервые открывает социальную материю или общественное бытие, существующее независимо от сознания и воли человека. Ключевые понятия: экономический базис и политическая надстройка. Базис — это социальная материя-общественное бытие - совокупность производительных сил и производственных отношений. Надстройка — это общественное сознание Экономический базис (социальная материя-общественное бытие) определяет надстройку (общественное сознание). Общество развивается закономерно от одной общественно-экономической формации к другой. В основе формации общества лежит определенный уровень производительных сил (средства производства, наемные работники) и производственных отношений. Рост
уровня производительных сил приводит к изменению производственных отношений и смене общественно-экономических формаций и общественно-политического строя через революцию. К. Маркс выделяет пять общественно-экономических формаций:
1. Первобытнообщинная - крайне низкий уровень производительных сил.
2. Рабовладельческая - экономика основана на рабстве.
3. Феодальная - экономика основана на крупной земельной собственности и труде зависимых крестьян.
4. Капиталистическая - промышленное производство, основанное на труде свободных наемных рабочих, не являющихся собственниками средств производства.
5. Коммунистическая - общество будущего, основанное на свободном труде равных людей при государственной (общественной) собственности на средства производства.
К. Маркс искренне верил в возможность построения с помощью пролетариата и революции бесклассового общества-коммунизма, основанного на общественной собственности, всеобщем равенстве и принципе «от каждого по способностям, каждому по потребностям». Марксизм имел сильное влияние в СССР, Кубе и др. странах.

Контрольные вопросы
1. Почему философия Канта называется критической?
2. Что такое мир феноменов, мир ноуменов, понятие «вещь в себе»?
3. Что такое агностицизм и почему Кант является агностиком?
4. Объясните, что такое свобода по Канту и Гегелю.
5. В чем суть философии Л. Фейербаха?

 

Задание: Решение тестов


1. Немецкая классическая философия называется, потому что
а. исследует природу
б. исследует причины возникновения вещей
в. вырабатывает способы постижения мира
г. исследует способности мышления и деятельности человека как творца мира


2. Хронологические рамки Немецкой классической философии
а. сер. XYIII в. – сер. XIX в.
б. XYII в. – XYIII в.
в. XYIII в. – ХIХ в.
г. XIX в. – XX в.

 

3. Философское направление, характерное для немецкой классической философии

а. иррационализм
б. скептицизм
в. материализм
г. рационализм


4. Центральная проблема в философии И. Канта
а. проблема происхождения вселенной
б. проблема источников и границ знания
в. проблема ценностей человека
г. проблема выживаемости


5. Признавал ли И. Кант существование мира вне и независимо от сознания человека, то есть объективно
а. да, И. Кант считал, что вне человека существуют вещи, предметы мира, воздействующие на его сознание
б. нет, И. Кант является убежденным идеалистом, отрицающим существование мира вне сознания человека
в. да, И. Кант материалист, для него материальное первично, а сознание вторично
г. нет, И. Кант считал, что мир существует в наших ощущениях


6. Трансцендентный мир, согласно И. Канта - это
а. духовный мир человека
б. мир, созданный богом
в. мир непознаваемых сущностей, сущностей недоступных познанию (мир ноуменов)
г. объективно существующий мир


7. Априорные (до всякого опыта) формы, по И. Канту, являются источниками познания, потому что
а. эти формы, проверены опытом и соответствуют действительности
б. эти формы, признаны всеми людьми как основа познания
в. эти формы имеют всеобщий характер и не зависят от индивидуального опыта
г. все вышеперечисленное


8. «Практический разум» И. Канта связан с практической областью жизни человека или, иначе говоря, с областью
а. научного познания
б. нравственной философии
в. морального поведения
г. правовых взаимоотношений


9. Формулировка категорического императива (закона) И. Канта гласит: «Поступай так, чтобы максима твоего поведения на основе твоей воли могла стать…»:
а. общим «естественным» законом
б. принципом инстинкта сохранения
в. примером для подражания других
г. привычной формой твоего поведения


10. По И. Канту, нравственная ценность поступка тем выше, чем более он:
а. соответствует действующему закону
б. доставляет личное удовлетворение
в. подчинен абстрактному чувству долга
г. связан с гуманными или дружескими чувствами

 

11. Два ведущих принципа философии Г. Гегеля
а. тождества мышления и бытия; способность духа к движению (развитию)
б. разумности; свободы
в. первичность материи; свободы
г. субъективизма; гилозоизма


12. Г. Гегель считал, что в основе реальности лежит:
а. абсолютное божество
б. абсолютное бессознательное
в. абсолютная идея
г. абсолютная идентичность


13. В «Науке логики» Гегель обосновывает тезис:
а. все, что существует – разумно
б. все, что существует – действительно
в. разумное тождественно действительному
г. все, что разумно – действительно


14. Философов, который утверждал, что свобода – это осознанная необходимость
а. И. Кант
б. Г. Гегель
в. Л. Фейербах
г. И. Фихте


15. Философию Л. Фейербаха называют антропологической, потому что главный вопрос его философии
а. вопрос о сущности человека
б. вопрос о происхождении человека
в. вопрос о взаимодействии человека и общества
г. вопрос о свободе


16. Л. Фейербах, критикуя религию, провозгласил о необходимости создания новой религии, основой которой является
а. свободные отношения между людьми
б. любовь человека к человеку
в. нетрадиционные принципы поведения
г. протест против господства церкви


17. Немецкий философ обосновал идею развития -диалектику
а. Л. Фейербах
б. И. Кант
в. Г.В.Гегель
г. К. Маркс


18. Г. Гегелем разработаны основные законы
а. антропологии
б. религии
в. диалектики
г. механики

Марксистская философия
1. Центром мировоззрения К. Маркса считается
а. материалистическое понимание истории
б. категорический императив
в. безосновная воля
г. диалектика абсолютного духа


2. К. Марксу принадлежит открытие
а. нравственного закона
б. источника развития
в. социальной материи
г. теории идеального общества


3. Основной труд К. Маркса:
а. «Капитал»
б. «Диалектика природы»
в. «Наука логики»
г. «Сущность христианства»


4. Способ существования материи в марксистской философии
а. пространство
б. время
в. движение
г. перемещение


5. В марксистской философии основой развития общества является развитие
а. сознания
б. способа производства материальных благ (производственные силы и производственные отношения)
в. общества зависит от действия народных масс
г. идей выдающихся политиков


6. Последователи марксистской философии
а. Г. Плеханов, В. Ленин
б. Ф. Ницше, А. Шопенгауер
в. И. Фихте, Ф. Шеллинг
г. О. Конт, Т. Кун


7. Характерная черта марксизма
а. единство природы и человека
б. единство партийности и научности, революционности и гуманизма
в. признание гуманизма как принципа действия
г. единство онтологии и гносеологии


8. Существенный недостаток в марксистской философии
а. недооценка проблемы человека как индивида
б. переоценка классового фактора при рассмотрении общества
в. абсолютизация революций в обществе и недооценка его реформ
г. все перечисленное


9. Новое понимание практики в теории познания, по К. Марксу, заключается
а. практика - критерий истины и цель познания

б. практика - умозрительная (теоретическая) деятельность и критерий познания
в. практика - отчуждение человека от результатов его труда
г. практика – решение политэкономических проблем


10. Своеобразие марксистской философии, обеспечивающее ее методологическую эффективность, состоит в…
а. единстве основных частей философии: онтологии и гносеологии
б. единстве диалектики, логики и гносеологии
в. признании основных законов диалектики как одновременно и онтологию, гносеологию, логику
г. все перечисленное


11. В практической действительности марксизм характеризовался как
а. признание гуманизма как принципа действия
б. провозглашение пролетарского гуманизма
в. идея достоинства каждой личности
г. принцип демократизма



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: