Парадигмы высшего образования




Контрольная работа

по дисциплине: Методика преподавания экономических дисциплин

Специальность Экономика

 

 


Содержание

1. Современные парадигмы высшего образования

1.1 Понятие парадигма

1.2 Парадигмы высшего образования

1.3 Личностно ориентированная парадигма вузовского образования

Заключение

Список используемой литературы


Современные парадигмы высшего образования

 

В условиях преобразования экономических, социально-политических и общественных отношений необходима существенная модернизация содержания и структуры профессионального образования в соответствии с требованиями общества и государства к уровню подготовки специалистов. Пересмотр традиционной парадигмы в общей системе вузовского образования обусловлен объективной потребностью общества в личности, осознающей и практически реализующей свое призвание и предназначение в различных видах и сферах социальной практики.

Современные высшие учебные заведения с каждым годом увеличивают свой социализирующий потенциал, расширяют перспективы для диалога и сотрудничества с другими сферами, такими как экономика, политика, культура, выступая определяющим жизненным ресурсом в достижении студентом жизненного благополучия и конкурентоуспешности. Этому в немалой степени способствует переход к личностно ориентированной парадигме высшего образования, обеспечивающей создание условий для наиболее полноценного социального развития личности будущего специалиста как субъекта социальных отношений и профессиональной деятельности, акцентуации ценности самовыражения личности в социуме.

Необходимость в новой образовательной парадигме вуза возникает в связи с необходимостью кардинальных перемен в содержании профессионального образования, в технологии образовательного процесса, в способах взаимодействия основных субъектов образования, в качественном обеспечении значимого учения, ориентированного на студента как субъекта жизни, как свободную и духовную личность.

 


Понятие парадигма

 

Термин "парадигма" был введен и проанализирован американским историком Томасом Куном, подразумевающим под данной категорией науки признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решения [5].

В Советском энциклопедическом словаре парадигма определяется как:

) строго научная теория, воплощенная в системе понятий, выражающих существенные черты действительности;

) исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе [9, с.963].

В современной педагогике термин "парадигма" употребляется как концептуальная модель образования. Существует великое множество образовательных парадигм.

Обосновывая ту или иную парадигму образования, педагогическая наука реагирует на "вызовы" общества, личности, государства, предлагая модель образовательной системы, в которой содержатся ответы на вопросы о ценностях и целях образования, о функциях школы и принципах ее деятельности, об организации, содержании и технологиях обучения и воспитания, о способах взаимодействия основных субъектов образования" [1].

В мировом образовательном процессе в настоящее время действуют разнообразные парадигмальные модели образования: парадигмы современного образования (Н.А. Алексеев, Ш.А. Амонашвили, Е.А. Бондаревская, В.И. Загвязинский, С.В. Кульневич, В.В. Сериков и др.); парадигма качественного образования, сориентированного на реалии современного общества и перспективы развития цивилизации (И.М. Ильинский); концептуальные идеи "образовательного общества", "опережающего развития высшего образования" (Н.А. Селезнев, А.И. Субетто и др.).

В вышеперечисленных научных исследованиях парадигмальных моделей обосновывается теоретико-методологическая сущность образования как динамической, исторически обусловленной системы целостного социального формирования индивида, от превращения его в "человека общественного" до многообразной личностно ориентированной деятельности, обеспечивающей "образовывание" личности с позиции социальной и профессиональной самореализациии.

 

Парадигмы высшего образования

 

Современный этап модернизации высшего образования, являясь важнейшим звеном социальной политики Российского государства, характеризуется процессом смены образовательных парадигм (см. табл.1).

 

Таблица 1. Сопоставление традиционной и новой парадигм высшего образования по основным компонентам образовательной деятельности

Компоненты образовательной деятельности Традиционная парадигма Новая парадигма
Научные ценности Стержнем выступает классический тип научной рациональности, абсолютизация науки Доминируют неоклассический и постнеоклассический типы научной рациональности, при которых методы и субъект познания влияют на его результаты, а научные знания рассматриваются в контексте социальных условий и социальных последствий деятельности людей
Цели образования Передача прошлого культурного опыта Формирование облика будущей созидательной деятельности
Принципы координации Дисциплинарная организация содержания обучения, изолированность блоков дисциплин, кафедр, преподавателей Междисциплинарная организация содержания обучения; интегрированное освоение законов природы, техники, общества, человека на основе системного мышления
Средства Преобладание средств и методов обучения, ориентированных на передачу готовых знаний и методов решения задач, имеющих преимущественно однозначные и заранее известные преподавателю ответы Методы и средства обучения ориентированы на освоение методологии творческой созидательной деятельности, формирование инновационной способности личности - способности создавать то, о чем может не знать преподаватель
Условия Формальная соотнесенность нравственности и профессионализма Формирование и развитие нравственности, духовности, социальной ответственности как факторов профессионализма

 

Традиционное и инновационное образование используют разные понятия, даже разный язык для обсуждения профессиональных проблем.

Ключевыми словами традиционного образования выступают: характер, самоконтроль, мудрость, дисциплина, умственные способности, тренировка ума.

Старая парадигма высшего образования - это бери, то, что дают; академический календарь; университет как город; университет как крепость; диплом раз и навсегда; студент = 18-25 лет; книги - основной источник знаний; студент как "боль"; обучение только в классе; одна дисциплина; фокус на университет; государственное финансирование; технологии как расход.

Им противостоят слова сторонников инновационных технологий: рост и развитие, деятельность, интерес, свобода, потребности обучаемого, целостная личность, социальное и эмоциональное согласование.

Новая парадигма высшего образования - это курсы по требованию; обучение круглый год; университет как идея; обучение в течение всей жизни; университет как партнёр в обществе; студент в любом возрасте; информация по желанию; повторное использование всей информации; студент как клиент; обучение в любом месте; мульти-дисциплины; фокус на рынок; финансирование рынком; технологии как дифференциатор.

"Инновационность" технологического подхода означает, что все обучение выстраивается в режиме субъект-субъектного взаимодействия, преломляется через мотивы, ценностные ориентации, профессиональные цели и соразмеряется с ними.

Таким образом, технологический подход позволяет не только "снабдить" студента социально-профессиональными знаниями и умениями, но и развить у него такие качества личности, которые востребованы данным видом профессионального труда, оказать ему помощь в поисках себя в профессии.

Смена парадигмы означает и изменение подхода в образовании, где в качестве основных инвариантных признаков выступают целостное развитие личности, социальное партнерство, субъект-субъектное взаимодействие, активная жизненная позиция учащихся, индивидуально-личностная ориентация, формирование толерантных качеств личности, гармонизация социальных отношений, гуманизация образования, ценностно-смысловая ориентация, деятельностный подход и т.д. Направленность содержательных смыслов базовых понятий требует поиска оснований проектирования соотношений категорий, которые позволят представить разработку личностно ориентированного компонента в образовании, расстановку приоритетов и акцентов при конструировании педагогического процесса на основе обеспечения целостности внутреннего мира студента в плане максимального раскрытия потенциала и стимулирования творческих способностей молодых людей.

"Сегодняшняя парадигма образования, - пишет И.М. Ильинский, автор "образовательной революции", - реализует в основном механистический (линейный, предопределенный) характер развития общества и науки, строится на принципах оптимизации, интенсификации, унификации учебного процесса, типизации и стандартизации учебных планов и программ, ориентируется прежде всего на потребности экономики, развитие технократического и технологического сознания человека, практически оставляя в стороне эмоционально-чувственную, нравственную сторону структуры личности." [4].

Понимая под современной образовательной парадигмой базовые положения, определяющие сущность и основу функционирования образовательной системы, господствующие в педагогической науке и общественном сознании и закрепленные законодательством в качестве принципов государственной политики в области образования, то среди них можно отметить следующие:

- гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, уважение к правам и свободам человека;

- адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся (в национальной доктрине образования, принятой Правительством Российской Федерации в 2000 г., этот принцип изложен как "индивидуализация образовательного процесса за счет многообразия образовательных программ, учитывающих интересы и способности личности");

- демократический, государственно-общественный характер управления образованием.

Согласно этим принципам, основная миссия образования есть обеспечение развития личности, причем в условиях уважения прав и свобод человека, демократической организации педагогического сообщества.

Именно этим принципам отвечает личностно-деятельностный подход к организации образовательного процесса. В рамках личностно-деятельностного подхода (на базе парадигмальных принципов образования) могут быть реализованы различные направления образования, его формы и методы.

образовательная парадигма современная вузовская

Личностный компонент личностно-деятельностного подхода предполагает, что образовательный процесс центрирован на обучающемся, т.е. в первую очередь учитываются именно его мотивы, цели, психический склад. Исходя из интересов студента, его способностей и возможностей, строится весь образовательный процесс, создаются наиболее благоприятные возможности для его самореализации как личности.

Отметим еще раз, что из общей психологической теории деятельности вытекает важное следствие для системы высшего образования: обобщенным результатом профессионального образования должна стать готовность выпускника к социальной и профессиональной деятельности, ибо только через собственную активную деятельность человек способен развиваться, чтобы "превзойти самого себя" - это одна из целей образования.

Но нельзя и абсолютизировать умение осуществлять определенные действия, отрывать их от знаний. Для специалиста с высшим образованием знания составляют теоретическую и этическую базу той или иной деятельности, придают осознанность и оправданность его действиям.

К числу основных причин, вызывающих дисфункциональные изменения образования как социального института, относят переход к рыночным механизмам хозяйствования и гражданскому обществу, неконструктивность нынешних моделей содержания обучения, функционирующих в неизменном режиме, отсутствие эффективного взаимодействия учебных заведений с работодателями, несоответствие качества знаний специалистов международным стандартам и т.д. Все более необходимым становится совершенствование образовательной парадигмы вуза, в которой доминантой оказывается личностно ориентированное образование, обеспечивающее успешную подготовку молодых людей к осуществлению будущей профессиональной деятельности в условиях постоянно изменяющегося социума.

В.В. Путин в своем выступлении на заседании Госсовета при Президенте Российской Федерации 8 февраля 2008 г. говорил о том, что переход страны на инновационный путь развития связан, прежде всего, с масштабными инвестициями в человеческий капитал. Инвестиции в человека - это вложение в его образование, в школы и вузы, в карьерный рост молодого специалиста, в подготовку и переподготовку кадров. От мотивации к инновационному поведению граждан и отдачи, которую приносит труд каждого человека, будет зависеть будущее России, формирование в стране инновационного общества [7].

Следовательно, доминирующим направлением в высшем профессиональном образовании, его переходе к новому качеству должна стать личностно ориентированная парадигма, которая связывается с отказом от принятого в рамках прежней традиционной парадигмы представления об образовательном процессе как сфере мобильности индивида, траектории, по которым нормативно должен двигаться студент.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: