Понятие подведомственности. Подведомственность суду исковых дел. Ограничение подведомственности судов общей юрисдикции, арбитражных судов. Подведомственность дел неискового производства. Тенденция развития законодательства о подведомственности. Подведомственность споров третейским судам.
Подведомственность нескольких связанных между собой требований.
ПОНЯТИЕ ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ. Подведомственность - это разграничение компетенции между различными органами государственной власти и управления, определяющее сферу деятельности каждого из них.
ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ СУДУ ИСКОВЫХ ДЕЛ. Анализ законодательства позволяет сформулировать несколько общих правил подведомственности дел. Суды общей юрисдикции согласно ст. 22 ГПК рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, иностранных лиц, международных организаций о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод, законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений, которые не носят по общему правилу экономический характер, за изъятиями, установленными федеральным законом.Кроме того, суды рассматривают и разрешают:1) дела по указанным в ст. 122 ГПК требованиям, разрешаемые в порядке приказного производства;2) дела, возникающие из публичных правоотношений и указанные в ст. 245 ГПК;3) дела особого производства, указанные в ст. 262 ГПК;4) дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов (гл. 46 и 47 ГПК);5) дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений (гл. 45 ГПК).Суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций.
|
ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ НЕИСКОВЫХ ДЕЛ. Неисковые дела характеризуются тем, что не связаны со спорами о праве. Такие дела разбираются в порядке производства по административным делам и особого производства. Отнесение указанных дел к судебному ведению в известной мере исключение, именно поэтому компетенция судов определена законом исчерпывающе точно путем перечисления.Действующее законодательство позволяет к производству, возникающему из административных (управленческих) правоотношений, отнести:1) жалобы о защите избирательных прав граждан и общественных объединений, участвующих в выборах и референдумах (жалобы на неправильности в списках избирателей);2) дела о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар; заявления о принудительном психиатрическом освидетельствовании гражданина; заявления о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар; заявления о продлении срока госпитализации гражданина;3) дела об оспаривании гражданами, объединениями граждан и прокурорами законности нормативных актов, касающихся неопределенного числа граждан. К оспариваемым актам следует относить: а) собственно нормативные акты; б) акты общественных объединений, имеющие обязательное значение для их членов (уставы, постановления и т.п.); в) локальные нормативные акты, действующие в конкретных организациях и обязательные как для организаций, так и для работников (уставы, коллективные договоры, должностные инструкции и др.); г) распорядительные акты, порождающие юридические последствия для многих лиц (например, решение о строительстве предприятия, принятое с нарушением законодательства и затрагивающее права граждан, проживающих в данной местности; решение о выпуске продукции, которая может причинить потребителям ущерб).Вместе с тем, оспаривание постановлений административных органов и должностных лиц, а также оспаривание решений и действий (бездействия) органов самоуправления, государственного управления, общественных объединений, организаций, должностных лиц и государственных служащих происходит в исковом порядке, поскольку в этих делах есть споры о праве.
|
ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ законодательство по подведомственности. Институт подведомственности является краеугольным камнем отечественной юридической науки, разграничение подведомственности между различными органами порождает немало вопросов.Систему гражданской юрисдикции в настоящее время подразделяют на 1) бесспорную юрисдикцию, задача которой состоит в удостоверении и фиксации бесспорных прав, установлении юридических фактов и т. д., и 2) спорную юрисдикцию, которая заключается в разрешении конфликтов и правовых споров.Деятельность судебных органов отличается от деятельности других органов гражданской юрисдикции. Выявляя эти отличия, обычно отмечают следующее.В силу ст.118 Конституции РФ правосудие осуществляется только специальными компетентными органами - судами, что является главным принципом построения и реализации судебной власти в России. При этом судебную систему Российской Федерации составляют только государственные суды; третейские суды, как известно, не входят в систему органов, осуществляющих правосудие. Правосудие осуществляется путем рассмотрения дел в судебных заседаниях, то есть способом, специально установленным законом, и с соблюдением особой процедуры процесса; целью отправления правосудия по гражданским делам является разрешение гражданско-правовых споров.Совокупность всех особенностей позволяет рассматривать деятельность судов как имеющую более высокий юридический характер по сравнению с другими юрисдикционными органами; для судов характерна большая степень урегулированности и сложности основных составляющих их деятельности.Действующая система государственных судов РФ имеет несколько ветвей - Конституционный Суд РФ, арбитражные суды, суды общей юрисдикции. Данный факт свидетельствует о том, что в России существует специализация судов, а следовательно, есть и специальная подведомственность дел этим судам.
|
ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ споров третейским судам. Компетенция арбитражных учреждений (третейских судов) определена Федеральным Законом «О третейских судах в Российской Федерации». Подведомственность споров третейским судам или арбитражным учреждениям определяется в связи с разграничением компетенции между судами. Подведомственность дел третейским судам определяется характером возникших правоотношений, а также субъективным составом предпринимательских и иных экономических правоотношений.Таким образом Первый Арбитражный Третейский Суд рассматривает дела:Экономические и гражданские споры в которых участвуют физические лица, юридические лица, а также индивидуальные предприниматели. То есть любые споры, касающиеся расторжения договоров, взыскание задолженности и т.д.Подсудность определяется независимо от территориальной принадлежности и спор подлежит разбирательству в Первом Арбитражном третейском суде. То есть не важно где территориально находится истец и ответчик. Это значительное отличие от судов общей юрисдикции.
Подведомственность НЕСКОЛЬКИХ СВЯЗАННЫХ между собой требований. Вопросы определения подведомственности решаются также с помощью специальных коллизионных норм. Так, согласно ч. 4 ст. 22 ГПК при обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, другие – арбитражному суду, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции.В случае, если возможно разделение требований, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду. Исходя из этого, а также из положений ст. 225 ГПК, устанавливающей содержание определения суда, в определении судьи по вопросу принятия такого дела к производству суда должны быть приведены мотивы, по которым он пришел к выводу о возможности или невозможности разделения предъявленных требований (п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г. № 2 «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации»).