С Егорьева дня до Успенья (земледельческие обряды Приенисейского края)




Енисейская губерния имела большую протяженность с севера на юг, поэтому в южных и северных уездах весенние земледельческие работы начинались в разное время.

Бытописатель середины XIX века Г. Пейзен пишет о том, что минусинские крестьяне начинали пахоту после Егорьева дня (23 апреля по старому стилю, 6 мая по новому). Об этом же говорили жители Тасеевского и отдельных сел Богучанского районов.

- На следующий день после Егорьева дня, если сухо, то выезжали в поле.
с. Юрохта Богучанского района.

- В Егория сеять начинали и заканчивали до Николы обязательно.
с. Бахчет Тасеевского района.

- В Егорин день сеют рассаду капусты. Если раньше Егория засеять рассаду, то кочаны, говорят, полопаются.
с. Богуславка Партизанского района.

Однако на основной территории Енисейской губернии пахоту и сев начинали в мае. Ориентиром здесь служил день 1 мая (по старому стилю), в народе его называли Еремей-запрягальник. Май в Сибири был холодным месяцем. Эта особенность отражена в пословицах.

- Май, коню сена дай, сам на печку полезай.
с. Вороковка Казачинского района.

- Ай, ай, месяц май, тепел да холоден.

Раньше других выходили в поле крестьяне Минусинского округа. Снег здесь сходил обычно уже к середине апреля, так что к концу месяца крестьяне заканчивали приготовление яровых полей.

Сеяли минусинские крестьяне чаще в мае. Вот как пишет об этом этнограф середины XIX века Г. Пейзен:

- В этом месяце еще продолжают дуть сухие ветры, земля скоро высыхает, и по утрам бывают инеи, потому что ночью мороз доходит до 8 градусов, а днем тепла бывает 25 градусов. Иногда в конце мая выпадают теплые снега. Но с 9 мая часто идут дожди, снежные застои, речки и ключи выходят из берегов и сильно разливаются; деревья начинают распускаться, на полях земля совершенно талая и покрывается первыми цветами. Крестьянин выходит на пашню и производит посев яровых хлебов. К концу месяца воздушная температура становится теплою, и растительность поднимается с такой быстротой, что к 20 мая озимые хлеба уже пускают листья, а яровые только что пробиваются на поверхность полей, а к первым числам июня и на яровых уже развиваются листья и стебли:

В северных районах края (современные Енисейский, Мотыгинский, Кежемский и Богучанский районы) в первый день мая полагалось осуществлять обязательный ритуальный выезд в поля. Недаром в народном календаре этот день назывался "запрягальник".

- Еремея-запрягальника праздновали весной. Запрягали, боронили, готовились к посеву.
с. Мотыгино Богучанского района.

- Сеять начинали в Еремея-запрягальника (1 мая по-старому). Все хоть мокро, хоть как, хоть немного да посеют. Надо начать, раз уж Ерема-запрягальник.
с. Пинчуга Богучанского района.

- Пшеницу сеяли числа 3-4 мая (по-старому). На Еремея-запрягальника надо было зачинать сев, но в зависимости от весны смотрели, когда сеять. Надо чтобы почва суха была, не припадала земля к подошвам.
с. Каменка Богучанского района.

Материалы современных экспедиций подтверждает этнограф начала ХХ века А. Макаренко:

- 1-го Еремей-запрягальник. Будни. Если сев яровых еще не начался в апреле, то в этот день говорят "хоть малость, а посеять нады", невзирая на состояние погоды, лишь бы этот день не совпадал с днем, в который было Благовещенье, или с понедельником, относящимся к числу несчастливых дней.

Обычно сев начинал старший мужчина в доме, но не старик:

- Если глава семьи немощный старик - он не начинал.
с. Арефьево Бирилюсского района.

Точно так же не сеяли мужчины, у кого была, по мнению окружающих, "тяжелая рука":

- У нас тятя не сеял. У него плохо родилось. У нас все я сеял. У меня была рука легкая. Сеяли тоже не сразу. Был начинный день. Меня мама покойница учила. Говорит: "Гриша, иди завтра начни". В этот день вся семья дома, а ты придешь на поле, встанешь на коленки, помолишься на все четыре стороны и бросишь хоть две, хоть три горсти. Это начинный день. А потом уж тогда сей.
с. Каменка Богучанского района.

Начало реального сева определялось рядом моментов. Еще когда на полях лежал снег, крестьяне пытались определить, какой сев будет лучше (ранний или поздний). Вот как об этом пишет этнограф середины XIX в. М.Ф. Кривошапкин:

- Посев - великое дело. Скоро ли он будет?

- А что, Аленка, прибрала ли ныне от курицы первые-то яйца? Которое из них тяжелее? Давай-ка, взвесим.

- Вестимо, друг, прибирала! - отвечает жена и торопливо тащит три яичка. Каждое из них завернуто в особую тряпочку, а на тряпочках проведены углем одна, две и три черточки. Приносят вески. Весь дом сбегается в одну кучу. Старший вешает яйца, все озабоченно смотрят. - Э-э! Третье-то яичко тяжелее всех! - восклицает старший. - Быть позднему севу и хорошему урожаю. А впрочем, на все ведь есть и воля Господня, - добавляет он нравоучительно, равно как и на тот случай, если примета не оправдается.

Когда же тяжелее окажется первое яичко, то посев должен быть ранний. И крестьянин отправляется осматривать все свои хлебопахотные орудия и дает побольше корма своим лошадушкам.

Этот способ был известен и в XX веке. В начале века его записал в Казачинской волости В. Арефьев:

- Чтобы узнать, ранний или поздний сев будет удачнее, весят первые два яйца, снесенные курицей после зимы. Если первое яйцо окажется тяжелее, то лучше будет ранний сев, и наоборот.

- Варили первое яйцо. Если ямка в яйце большая - хороший урожай будет. Маленькая - плохой.
с. Мокруша Казачинского района.

Однако гораздо чаще начало сева определяли по состоянию растительности и почвы. При этом сеяли только после Пасхи, даже если она была поздняя:

- В пасхальную седмицу ничего ни сеять, ни садить нельзя.
с. Заледеево Богучанского района.

- Пойдут сеять, когда земля готова, сухая. В грязь не сеяли никогда.
с. Дудовка Бирилюсского района.

Хорошим хозяевам был известен способ определения готовности почвы:

- Перед севом возьмешь горсть земли, сожмешь крепко. Подымешь до груди и бросишь. Если камнем упадет - рано сеять, а если рассыпается - готова земелька.
с. Заледеево Богучанского района.

- Хлеб сей, чтобы на зубах хрустело (т.е. сухой). Мокрый может закиснуть в земле. Сухое зерно наперед выйдет, а сырое закиснет. Я вот по радио слышал: "Сей в грязь, будешь князь!" Для Ангары это не подходит. Хлеб закиснет в сырой земле. А борони, чтобы пыль шла из-под бороны. В сухую землю сей.
с. Заледеево Богучанского района.

- Поля раньше хорошо удобряли. Коробами возили назем. Летом его складывали в зарод, а осенью вывозили по снегу. Как пришли из лесу к Казанской - вывозить стали. Раньше брали 200 пудов хлеба с десятины. Мы ведь по 3 раза пахали и боронили. Земля-то как пена была. У нас елань-то от Климина до нас - золота, а сейчас одни дудки стоят.
с. Заледеево Богучанского района.

Хорошие хозяева пользовались трехпольной системой севооборота, благо, земли в Сибири было много: не ленись только раскорчевывать её:

- Картофель садят после ржи. Пшеницу сеют после картофеля. Овес сеют после гречихи.
с. Манзя Богучанского района.

- Делали пары. На одном поле 1-й год сеяли пшеницу, 2-й год - овес, 3-й год оставляли поле под пар. Для помощи в хозяйстве нанимали поденщиков. Бесплатно друг другу не помогали.
с. Унжа Тасеевского района.

Ранний сев яровых обычно заканчивали к Николе Вешнему (9 мая). Относительно сроков сева у сибиряков бытовала пословица:

- Днем раньше посеешь, неделей раньше пожнешь.
с. Нижний Ингаш.

После посева до всходов землю несколько раз рыхлили.

- Раньше как засеяли, потом боронят поперек пашни - поперечат. А на другой день опять боронят повдоль - задолили. Если твердовата земля, то еще раз переборонят - до всходов.

Если боронишь и дождь пошел - отступись, по дождю не борони. Высохнет, тогда иди.
с. Заледеево Богучанского района.

Сев хлеба воспринимался как важнейший момент в жизни крестьянской семьи. Перед началом сева совершались особые магические действия. Так, нередко вся крестьянская семья мылась в бане. Этот обычай восходит к древним очистительным обрядам:

- Перед севом, накануне, мылись в бане.
с. Юрохта Богучанского района.

- Сеять надо было в новой одежде. Новые онучи, рубаха.
с. Заледеево Богучанского района.

- Пришло время сеять, задумали завтра отправиться в поле. Начинаются приготовления. Прежде всего идут непременно в баню и надевают чистое белье, да мало того, что чистое - более нравственные мужчины надевают белье даже совершенно новое, с иголочки, потому что "сев хлеба не простое дело, а об нем вся и молитва Богу!"

После семейного обряда или чаепития старший из домочадцев зажигает Богу восковую свечу, оставшуюся от Пасхи, молятся сообща, читая про себя молитву, потом садятся на минутку, соблюдая полное молчание, после чего посевщик исспрашивает благословление. "Бог благословит" или "С Богом!" - отвечает тот же старший в семье, а если его нет, то это делает мать или жена: Все домашние затем провожают отъезжающего за ворота.

Для получения хорошего урожая большое значение придавалось дню недели. По поверью, нельзя было сеять в тот день недели, на который приходилось Благовещенье. Плохим днем считали понедельник:

- В понедельник нельзя сеять: несчастный день.
с. Заледеево Богучанского района.

Некоторые крестьяне старались выезжать на поле в тот день недели, в который был Новый год.

- С утра приглашается священник и служится молебен. Потом расстилают на столе белую скатерть и кладут ковригу с солонкою, что припрятаны с Пасхи; затепливают перед образом свечи, молятся Богу; прощаются с домашними; а если отец не сам едет, то благословляет детей, поклонившихся ему в ноги.

Многие пожилые жители края до сих пор помнят о семейном богомолье перед началом сева. При этом на стол обязательно ставили хлеб-соль как символ грядущего благополучия и хорошего урожая:

- Собирались сеять так: клали булку хлеба, большую ковригу, ставили на стол соль, садились все, зажигали свечку и молились Богу. Посидят немного и едут в поле.
с. Рождественское Казачинского района.

- На стол хлеб-соль принесут. Богу помолятся. Сядут. Посидят, потом поедут. Сеяли только мужики.
с. Закемь Казачинского района.

- Начинали сев мужики. Надевали севалку (мешок) через плечо. Говорили: "Господи, благослови! Дай, Господи, урожаю и вам, и нам, и людям, у кого ни будя". И начинали.
с. Ивановка Бирилюсского района.

В отдельных селах молился перед выездом на сев только сеятель:

- Коврижку хлеба, солонку соли на стол поставят. Хозяин оденется, семена там накладет, придет в избу, сядет, сидит, Богу помолится и пойдет. Всей семьей не молились (с. Мокруша Казачинского района).

Выезд на поле, как и начало сева, сопровождался особыми запретами и оберегами:

- Переехать или перейти дорогу отъезжающему сеять негоже, это принесет ему несчастье. "Не взойдет семе" и т.д. Во избежание порчи со стороны - "знаткой" (сведущий), который всегда найдется в семье, читает в избе или перед лошадью уезжающего "отпуск" или "отговор", коими якобы парализуются тайные и явные злоумышления против данной семьи.

Приговаривали, когда сеяли:

- Народи, Господи, с пол-осьмины - три осьмины. Народи, Господи, на птиц небесных, на всю нищую братию и всех православных.

Роди, Боже, на всякую долю, на младащего и на радящего.

И не оставь меня без хлеба и с моею худобой.
с. Данилки Тасеевского района.

По приезде в поле закладывают лошадей, а старший хозяин насыпает зерно в торбу (плетушку из бересты или каких-нибудь прутиков) и оставляет ее у крыльца зимовья. Потом, как обыкновенно, все приседают рядом, встают, молятся на все четыре стороны: старший отправляется разбрасывать жито, а другие вспахивают. Сделав этот, по их выражению, начин (начало), возвращаются домой, где приготовлен уже обед и собраны все родные. Остается, если близко, послать за священником, который должен благословить хлеб и вино и выпить с хозяином по первой рюмке. Обед окончен. Младшие члены семьи или работники отправляются пахать как следует, а старейший провожает гостей насыпает в мешки зерно и выезжает сеять. Сеют различно: в иных местах сеют под соху, а в других на пласты и даже потом пашут.

В других местностях на поле в начале сева не только молились, но и выкладывали пшеницей крест на пашне:

- Раньше перед севом на поле мужик идет вдоль пашни и кладет крест пшеницей. В одну сторону зерно положит, в другую и в третью. И себе в рот пшена возьмет.
с. Рождественское Казачинского района.

Злаковые культуры обычно сеяли только мужчины. Этот обычай восходит к древнейшим представлениям, когда земля мыслилась женским организмом. Посев отождествлялся с оплодотворением земли. Обычной земной женщине в этом процессе не было места:

- Сеяли только мужчины. Если женщина вдовой оставалась, она нанимала мужчину.
с. Дудовка Бирилюсского района.

К этим же представлениям восходит запрет на половые отношения между мужем и женой во время сева. Местами муж разобщается с женой и ночует отдельно под "навесом", на подамбаре или в шалашике:

- Пока сею, жена даже в амбар не ходила, где зерно, и даже на него не смотрела. И спать с женой - не ложись.
с. Заледеево Богучанского района.

- В амбар, где лежит хлеб, женщина заходить не должна. Женщина недостойна там быть. И не спали вместе. И чтоб женщину по дороге в поле не встретить.
с. Караульное Тасеевского района.

О древности этого обычая свидетельствует сибирский историк П.А. Словцов. Говоря о сибирских крестьянах-старожилах, он пишет:

- Прадеды их: издревле считали, что во время посевов яровых и озимых невозможно касаться ложа, даже брачного.

Во время сева на поле "в севальный мешок" обязательно клали кусочек специального обрядового хлеба. В некоторых местностях России в уголок мешка сеятель завязывал кусок высушенного пасхального кулича. В Енисейской губернии в мешок завязывали просфору.

- В церкви дают просвирочку. Её ложишь в мешок и засеваешь.
с. Караульное Тасеевского района.

- Из церкви домой приносили булочки, которые назывались просвирками. Эту булочку хозяин зашивал в мешок, с которым сеял хлеб. Зашивали, чтобы урожай был хорошим.
с. Рождественское Казачинского района.

- Когда пост - возьмешь в церкви просвирку. Когда сеяли, в мешок севальный просвирку спустишь, в угол мешка. Она там весь сев лежит. А потом я этот мешок с просвирой повешу в амбаре, она там весь год висит. Пока мешок не износится - просвирка-то там.
с. Заледеево Богучанского района.

- В Великий четверг был хлеб, свечка. Он свечку клал в уголок мешка. Поедет, Богу помолит и потом сеет.
с. Еловка Бирилюсского района.

- Во время сева в амбар в уголок клали соль. Пахали 3 раза.
с. Унжа Тасеевского района.

Майский календарь ориентировал и на другие земледельческие работы. Так, день третьего мая связывался в Енисейском районе с посадкой рассады капусты. В д. Ялань Енисейского района этот день назвали Мавра-рассадница, явно перенеся эпитет со следующей даты майского календаря, а именно с Ирины-рассадницы (5 мая):

- Была Мавра-рассадница. Капусту садили за 3 дня до этого дня. Май раньше был теплее, чем теперь.

- 5-го Арина Рассадница. День, с которого сибирячки "плюют", т.е. сеют изо рта рассаду (Кежемская и Пинчугская волости).

В Европейской России, по указанию А. Ермолаева, сеется рассада в этот же день, а по Калинскому - там же сеется рассада на "Мавру рассадницу" (3 мая).

- Рассаду сеяли на Иванов день. Он живет на Миколу, и на его все сеяли рассаду.
с. Еловка Бирилюсского района.

- 8 мая. Иван-Грободетель. В этот день не ходят в огород, землю не берут. В этот день бывает град.
с. Ялань Енисейского района.

Для земледельцев день Николы Вешнего был важным ориентиром в совершении земледельческих работ. В Приангарье и старожильческих селах Бирилюсского района при раннем севе к Николе обычно старались отсеяться:

- Сев кончали на Миколу, 9 мая (старое исчисление).
с. Пинчуга Богучанского района.

- Микола Весенний (22 мая). На него надо посеять пшеницу.
с. Унжа Тасеевского района.

- Сев обязательно чтоб к Николе закончить. Если после Николы, то уж урожай не жди. К Николе, хоть плачь, но посей пшеницу. А овес поздно можно было сеять.
с. Елань Бирилюсского района.

- До Николы старались все посеять, а если не успеют, значит, семенного овса не будет
с. Бахчет Тасеевского района.

- К Николе отсеиваются - "ранний сев" - говорят. Обычно же Никола является серединой весеннего посева яровых хлебов.

В конце 20-х годов в отдельных селах Тасеевского района с Николы Вешнего сев только начинали. Об этом вспоминали жители сел Скакальное, Троицк:

- Сейчас сев начинают по-разному, а раньше у нас всегда с Николы. Николай летний - это когда засевают.

По сообщению пожилых, в селе Троицком поздний сев начинали после посещения часовни св. Николая:

- На Николу ездили за 12 км, в часовню, Богу молиться. Там стояла часовня, где нашли икону Николая Чудотворца. Место называли Култук. Часовня стояла на поляне. На Николу в Култук носили иконы из церквей. После Николы выезжали на пашню.

Несколько по-иному сообщает об этом А. Макаренко, говоря о дореволюционном времени:

- Из церкви Троицкого казенного солеваренного завода бывает крестный ход в 1 воскресенье после Николы Вёшного в большую деревню Култук с иконою св. Чудотворца Николая. Как вперед, так и на обратном пути на засеянных полях совершаются молебствия с водостоянием.

С днем Николы Вешнего связывали сроки посадки и других культур:

- На Миколу весеновского сначала сеяли пшеницу, самым последним сеяли овес. На все культуры был свой срок. На лен - после Миколы, на капусту - к 20 июня, огурцы - до Миколы держали в парнике, укрывали драньем.

- Капустную рассаду садили до Николы, но высаживали на молодую луну.
с. Елань Бирилюсского района.

- Капусту садили накануне Николы (дня за два-три). Считалось, что начинать посев капусты нужно с крапивы. На углу ящика, куда садят капусту, высаживают крапиву, если крапива проросла, значит и капуста вырастет.
с. Бартанасы Тасеевского района.

У новопоселенцев Бирилюсского района день Николы Вешнего воспринимался как последний срок посева зерновых и посадки овощей:

- Никола - не большой праздник, их же 2, летний и зимний. Про летний говорили: "Пришел Никола - не спрашивай никого". Бери севалку и сей, и сади: лук сади, и пшеницу, и все на свете сади.
с. Ивановка Бирилюсского района.

- Прошел Никола - не пытай никого.
с. Бирилюссы.

Как в каждый большой праздник, в Николу Вешнего нельзя было работать. Несмотря на горячую весеннюю пору, этот запрет соблюдался неукоснительно:

- В Николу Вешнего не работают. Это большой праздник.
с. Успенка Тасеевского района.

- В Николу нельзя с землей работать. Это очень большой праздник.
с. Караульное Тасеевского района.

Для сибирских крестьян конец мая - напряженное время сева льна и огородных культур:

- Лен сеяли не в определенный день: "Ковды посевная кончится, тожно и сеют".

Старожилы северных районов Приенисейского края при посеве льна не производили никаких магических обрядов. Не было здесь магических действий для достижения урожая льна и на масленичной неделе. По этому поводу нам говорили жители Приангарья: "А чего на лен кататься? Его и так эвон сколь было. Всю зиму бьешься с этим льном". Видимо, климатические условия северных районов и отработанная технология выращивания льна позволяли старожилам иметь высокие урожаи, не обращаясь к помощи высших сил.

А в селах центральных и южных районов края, где жили переселенцы из Украины и Белоруссии, посадка льна сопровождалась магическими приговорами и действиями:

- Когда сажали лен, то говорили: "Зароди, Боже, на Масленку лен, зароди также и конопля".
с. Унжа Тасеевского района.

- Чтобы был хороший лен, маленькие дети на поле кувыркались. Сеяли мужики.
с. Яркино Богучанского района.

В селах Бирилюсского района во время посева льна на поле кидали яйца. Смысл этого действия понятен, если вспомнить, что яйцо - символ жизни, обновления. А подкидыванием яйца как бы задавали уровень роста льна:

- Посконь или лен сеять - то в мешок, где семена, обязательно положишь яичко вареное. Сеют и яички вылетают.
с. Новобирилюссы.

- У нас когда лен сеяли - впереди брата девочка шла. Кидали яйца: "Расти, лен, большой, высокой!" Лен-то нужон был, лен-то был дороже хлеба.
с. Еловка Бирилюсского района.

Если на поле хлеб и лен сеяли мужчины, то в огороде садили женщины. Лучшими днями считались женские дни недели:

- В огороде надо садить в женские дни: среда, суббота. В пятницу нельзя - то постный день.

- Если в деревне покойник - не сеют в огороде - ничего не взойдет.
с. Ирбей.

У новопоселенцев д. Караульное Тасеевского района запретными днями посадки считались дни новолуния:

- На молодой месяц три дня садить нельзя.

Сев в огороде сопровождался оберегами. Крестьянки старались, чтобы семена не видели люди с "дурным глазом":

- У нас старик был - дурной глаз. Если сеешь морковь, взглянет, то не родится.
с. Ярки Богучанского района.

- Когда сеют, семена не одалживают.
с. Яркино Богучанского района.

- Не дают рассаду или семена прямо из огорода. Нужно занести в дом, отдать там, а то не будет урожая на следующий год.
с. Ирбей.

При посадке картошки тоже существовали магические действия. Они должны были защитить картофель от вредителей-грызунов:

- Когда картошку садили, подходим к огороду и останавливаемся. Первое ведро подаешь в огород, а другая примат. Тут говорим:
- Кого подаешь?
- Кошку да кота на мышь и на крота.
с. Карабула Богучанского района.

В центральных и южных районах было несколько сроков посадки картофеля. Ранним сроком было время цветения черемухи, поздним - цветение калины.

14 мая Сидоры-огурешники. Местами производится пересадка огурцов в гряды, последние окучиваются навозом, первое время сибирячки принимают меры предосторожности против порчи огуречных ростков утренниками: "Сидоры-сиверно", говорится. Чаще всего с этого дня только начинается вся пашка огородов.

15 мая. Пахом. В "Сибирском народном календаре" А. Макаренко нет упоминания этой даты. Но в некоторых селах нашего края ее до сих пор помнят и утверждают, что именно в этот день садили огурцы в современном Партизанском районе:
- Пахом - сажают огурцы.

В первой половине июня крестьянки высаживали в огород рассаду. В начале XX в. об этом пишет А. Макаренко:

- В начале июня совершается пересадка на гряды капустной рассады, а также табака в Минусинском уезде.

Ориентироваться в сроках помогали многолетние наблюдения над природой:

- Для пшеницы, картошки примет не было. Примета только: когда рябина расцветет - тогда помидоры садят.
с. Богучаны.

- Капусту высаживают, когда шиповник зацветет.
с. Яркино Богучанского района.

Некоторые крестьянки капусту высаживали только в женские дни недели:

- Капусту садят в июне, в среду и субботу - в женские дни. Четверг - червиный день, нельзя садить.
с. Рождественское Казачинского района.

- Чтобы капуста хорошая была, по всей грядке осину втыкали, чтобы червяки не вились. (Это делают до сих пор) Осина их выгоняет. Шумит, значит птичка лишняя не сядет.
с. Рождественское Казачинского района.

В большинстве сел обсаживание рассады осинками приобрело магический характер и сопровождалось приговорами и присловиями:

- Капусту садишь, наломаешь тридевять осинок с трех разных осин. Капусту сажу, втыкаю осинку и говорю: "Втыкаю осинку на бухару (букашку). Красная бухара, светлая бухара, черная бухара, ешь, бухара, осину с комлю до вершины.
с. Карабула Богучанского района.

- Когда садишь капусту, втыкают осиновые колышки и приговаривают:

"Все червинки идите на осинки".
г. Ужур.

Действия с осиновыми веточками, вероятно, основаны на химических свойствах осины. Другие действия должны были обеспечить большой урожай:

- Для урожая ставили на грядки камень, завернутый в белую тряпицу.
с. Троицк Тасеевского района.

- Чтобы капуста была хорошей, рассаду высаживали вечером, чтобы по небу шли тучи и в деревню входили коровы.
с. Б. Солба Идринского района.

Земледельческие полевые работы продолжались и в летний период. В народном календаре Енисейской губернии были даты, ориентирующие крестьянина на вспашку паров. Лучшим временем для вспашки паров был июль. Как отмечает А. Макаренко, крестьяне Енисейской губернии в июле:

- Перепахивают "пары" на второй раз, а под пшеницу "троят", т.е. на третий ряд вспахивают "новы земли" (целины, "кислые залоги", залежи).

Так, с 8 июля (этот день отмечался как двойная дата: летняя Казанская и Прокопьев день) крестьяне второй раз пахали землю под пар:

- Прокопьев день после Петрова дня через 8 дней. Это второй раз землю вспахать надо и заборонить. Третий раз между спасовым дням пашешь.
с. Каменка Богучанского района.

Если из-за сенокоса крестьянин не мог оторваться на вспашку паров, тогда важно было начать эту работу максимум с Ильина дня:

- К Ильину дню покос заканчивали. Мы раньше, до колхозов, работали как-то попланно. Покос закончился - у нас пары. Второй раз пахать надо.

По свидетельству А. Макаренко, последняя вспашка паров должна была начинаться 24 июля (6 августа), Бориса-Глеба, или просто - "Бориса".

К этому дню считается самой полезной окончательная перепашка "паров", "перелогов" (целина, с которой снят был один хлеб) и залогов (целин); позднейшая вспашка признается бесполезной, не восстановляющей плодородных сил земли. Обычно же пашут и после Бориса, по разным селькохозяйственным и семейным обстоятельствам:

- Ранний пар родит пшеничку, а поздний - межличку.
г. Ужур.

Завершение работ, обеспечивающих будущие урожаи, приходилось на август. Ориентиром здесь служил Первый спас (1 августа по ст. стилю). До Спасова дня крестьяне северных уездов старались управиться со вспашкой полей под озимые:

- Заканчивается поздняя пахота и бороньба: сеют озимую рожь.
Енисейский уезд и сев. часть Ачинского уезда.

Период между спасовыми днями был важен и для обеспечивания урожая будущего года. В Приангарье после первого Спаса сеяли озимую рожь, хорошие хозяева третий раз пахали землю под пар:

- Между Спасовым дням третий раз вспахать надо, чтобы земля пар приняла по теплу. Это в жнитво уже. Потом еще заборонишь, любо глядеть.
с. Каменка Богучанского района.

- Рожь сеяли между спасовыми днями. Для нее летом распахал, потом перед севом бороню и осенью сею рожь. На этом месте на другой год - овес, на следующий - пшеницу. Старики говорили: "переменный хлеб". У кого было мало земли, тот на одном поле садит каждый год, а у кого много, тот садит в перепарку, т.е. земля каждый год отдыхает после сева.
с. Каменка Богучанского района.

Важным ориентиром для крестьян был и 2-й Спас (6 августа по ст. стилю). В Бирилюсском районе в период со Второго Спаса до Успенки (14 августа по ст. стилю) крестьяне старались посеять рожь:

- Рожь сеяли, старались до Успенки, чтобы она под снег с красным корешком не пошла, чтобы пошла с зеленым.

Успенье - важнейшая дата в народном календаре крестьян Приенисейской губернии.

В селах Казачинского района и юга края к Успенью заканчивали жатву ранних зерновых и с Успенья жали пшеницу.

Для северных районов края, для деревень таежной, более холодной полосы, Успенка - начало жатвы. Этот день стал настолько важной вехой в народном календаре, что фактически поглотил следующий за ним день 3-го Спаса (16 августа). В наше время, говоря о третьем Спасе, крестьяне северных районов отождествляют Успенку и третий Спас либо вообще о третьем Спасе не знают и называют только Успенье:

- Жатву начинали с Успенки. К Успенью у нас хлеб поспевал. Жали сначала ячмень. Он как-то раньше уходил. Пшеница больше занежится.

Хлеб сразу не вывозили с полей. Зимой возили. Осенью время узкое, а зима-то время порожнее.
с. Гольтявино Богучанского района.

- На жнитво идут с Успенки. Сперва начинали жать рожь да ячмень. Сперва ячмень жнут, он ломается. Это перво жнитво. Потом овес жнут, а потом пшеницу. Через 10 дней после Успенки - Иванов день. К нему половину жнитва отжинали. А если у кого было мало, те идут помогать у кого засевки больше. И рожь, и овес, и пшено - все в суслоны ставили.
с. Каменка Богучанского района.

С Успенья - начало жатвы ячменя в Кежемской волости (Енисейского уезда); вслед за ним жнут пшеницу и проч., как видно из следующего припева, уцелевшего от какой-то песни:

"Милочень, Милочень, Побежал на ячмень, Ячмень не дожал, На пшеничку побежал."

Ввиду ценности пшеницы кежемцы, потребляя ячменные "ярушники", находят необходимым оставить на время жатву ячменя, чтобы своевременно убрать пшеницу. Эта разница подчеркивается еще в другом выражении: "Девушка-пшеничка, ячмень - старичок".

- Хлеб поспеет, и начинают жать.
с. Яркино Богучанского района.

В воскресенья и в большие праздники, такие, как Спас, Успенье, работать на собственном поле запрещалось. А вот работа на чужом поле грехом не считалась, поэтому хозяева, имеющие большие "засевки", собирали сельчан на "помочи". В большинстве деревень помочи были бесплатными, лишь вечером после работы хозяева устраивали помочанам угощение. Охотнее всего шли на помочь молодые люди: парни и девушки. Делалось это главным образом для того, чтобы иметь возможность пообщаться. Ведь в обычные дни каждый работал на своей делянке, порой далеко от деревни и от других жителей. С Ильина дня, а чаще и раньше - с Петрова - не было возможности и для праздничного общения в хороводе, т.к. с этих дат прекращались летние полянки. А просто праздное шатание молодежи по улицам в русской деревне было запрещено. Вот и получалось, что помочи и устраиваемое вечером "столованье" были для молодежи в период страды единственной возможностью повидать друг друга:

- Во время жатвы устраивали помочи. Те, у кого много посеяно, за помочь не платили, только угощали, поили водкой.
с. Момотово Казачинского района.

Пища русских сибиряков

Привыкшие к русскому хлебу, первопроходцы края испытывали серьезные трудности в переориентации питания на продукты охоты и рыболовства.

В северных областях русские вынуждены были выпекать лепешки из толченой сухой рыбы и икры. Ряд технологий заготовки рыбы и ее переработки был воспринят у местного населения (юкола - вяленая рыба, порса - сушеная мелкая рыба, юрок - вяленая без костей). Основным способом заготовки рыбы была засолка. Рыбу потрошили, пластали и, не снимая чешуи, солили на месте промысла. Зимой - замораживали. Так в 1857 году историк записал, что в г. Енисейске "на берегу Енисея рыба сложена в поленницы без всякого присмотра". Добывали ее в огромном количестве. Только на Ангаре по "ямам" ежегодно вылавливали по 2,5 тыс. пудов! Получил в Сибири широкое распространение и рыбий жир, почти не употреблявшийся в Европейской России. Готовили его, перетапливая в котлах куски рыбы с малым содержанием воды. Особенно хорошим считался рыбий жир при выпечке пирогов.

И в наши времена рыба является традиционным для Сибири продуктом питания: так до сих пор в старожильческих селениях ни один праздничный стол не обходится без рыбного пирога:

Первые русские переселенцы включали в свой рацион и другие дары сибирской природы. Повсеместно употребляли в пищу дикие лук-батун, чеснок, сарану, кипрей, колбу, черемшу. Варили щи из травы, похожей на ревень и называвшейся здесь "капустою", или из травы, которую русские назвали "борщ". Конечно, существенную роль в питании играли и продукты охоты: в документах ХVII-ХVIII вв. говорится о медвежатине, оленине, сохатине, зайчатине, о куропатках, рябчиках, гусях и т.д.

Но по мере развития собственного земледелия основным продуктом питания снова становится ржаной хлеб. Хлеб пекли из кислого теста, которое в специальной деревянной посуде ("квашенка", "дежа") заквашивали остатками теста от предыдущей выпечки. Заквашивали, конечно, и дрожжами, пивной или квасной гущей. В ржаной хлеб иногда добавляли ячменную (ячную) муку. В зависимости от сорта муки хлеб делился на ситный и решетный. Пекли хлеб на чисто выметенном поду русской печи в виде круглых ковриг. В неурожайные годы в хлеб добавляли молотую сарану, дикую гречиху ("кандык"), а на Севере - рыбную муку и даже мох.

Кроме ржи, яровой и озимой, выращивали ячмень, овес, гречу, горох, полбу. Все эти культуры использовали для приготовления муки и дальнейшего использования в пищу в разных кушаньях. Так, из ржи и ячменя, предварительно прорастив его, делали солод, а затем варили пиво. Из пшеницы пекли калачи: тертые и крупчатые (мука крупчатая - только из самой доброй пшеницы). Излюбленными сибирскими кушаньями считались пироги: более 70 видов пекли их в Сибири! Они были двух видов: подовые, из кислого теста, на поду у печи, и пряженные (жаренные) из кислого или пресного теста. Пироги начинялись рыбой, ягодой, мясом, овощами, творогом, капустой, яйцами, черемухой (как и пироги с рыбой, пироги с черемухой были особо любимы сибиряками), с начинкой из другого теста и т.д. Разнообразие выпечек и пирогов позволяло разнообразить стол и в "скоромные", и в постные дни. Основой пирога был "сочень": если его начиняли сверху творогом, овощами, черемухой, заливали сметаной, то выпекали разнообразные "шаньги". "Сгибни" - защипанные по краям, с внутренней начинкой, пироги. Распространены были здесь и "стружни" (хворост) - жареные в масле витые фигурки из пресного теста.

Пироги подавали и как отдельное блюдо, и как "прикуски" к чаю, и как обязательную добавку к горячим жидким блюдам, к каждому - особые. Щи из свежей капусты - пирог с гречневой кашей. Кислые щи - пирог с соленой рыбой. Лапша - пирог с мясом. Уха - пирог с морковью и т.д.

Из муки готовили жидкие блюда - болтушки, затирки и густые - каши, саломату, кулагу, запаривая их в русской печи. Особенно сибирякам полюбилась саломата - она была на каждом праздничном столе. Любимы были толокно, кисель из запаренного жидкого ржаного теста ("бурдук"), овсяный кисель. Повсеместно выпекали и блины как из кислого, так и пресного теста, оладьи (пшенные и просяные, овсяные и гречневые, тонкие и с припеком:). Огромным спросом в Сибири пользовались "сковороды блинные разных размеров", отмечается в таможенных сибирских книгах с ХVII века.

Из цельных и дробленых зерен варили каши: как повседневные, так и для ритуальных целей ("кутья"). Из хлебного "жита" делали различные напитки - квас, пиво и реже брагу.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: