Глава 1. Знакомство с книгой №1 на Руси – Букварем Бурцова




II Международные Мартыновские чтения

Секция

Реализованные проекты в области сохранения родного языка и

Литературы

 

«Музейный экспонат

Букварь Бурцова»

 

(Проект был реализован в 2018-2019 учебном году)

 

 

Над проектом работали:

Парамонова Юлия, ученица 8 класса,

Спирина Екатерина, ученица 8 класса,

Дудочкина Виктория, ученица 7 класса,

Белых Юлия, ученица 7 класса

МБОУ «СОШ с.Ключи

Лысогорского муниципального района

Саратовской области».

Руководители:

Горох Надежда Геннадьевна, учитель РЯ и литературы,

Шлыкова Ольга Михайловна, руководитель музея

 

Февраль – 2020

 

Содержание:

 

  Введение Стр. 3
  Глава 1 Знакомство с книгой №1 на Руси – Букварем Бурцова   4-8
1.1. Деятельность Московского печатного двора   4-6
1.2 Создателем Букваря В.Ф.Бурцов - поэт   6-8
  Особенности содержания экземпляра Букваря Бурцова из нашего музея   9-13
2.1 Изучение содержания и описание книги, хранящейся в школьной музее 9-10
2.2 Работа по выявлению особенностей содержания и своеобразия языка книги.   10-13
  Заключение 14-15
  Список литературы  

 

Введение.

 

Традиционным в деятельности нашей школы является проектная деятельность, направленная на исследование экспонатов школьного музея.

Расскажем об опыте одного из исследовательских проектов по изучению истории музейного экспоната - Букваря В.Ф.Бурцова.

Цель: выяснить, что за древняя книга хранится в нашем музее.

Основными задачами исследовательской работы являлись:

1. Изучение истории Букваря Бурцова;

2..Описание данного экспоната;

3..Приобретение в ходе работы умения работать с дополнительными материалами;

4. Воспитание бережного отношения к музейным экспонатам и предметам старины.

Материал для исследования данного экспоната был взят из фондов музея, школьной библиотеки. Были использованы также интернет-ресурсы.

Продукт(ы) проектной деятельности:

1) Презентация о музейном экспонате Букварь Бурцова

2) Карточка-описание экспоната для музейной инвентарной книги.

Срок реализации проект: февраль-март 2019 года

Защита: школьная научно-практическая конференция в марте 2019 г

 

Глава 1. Знакомство с книгой №1 на Руси – Букварем Бурцова

1.1. Деятельность Московского печатного двора

Первым шагом исследовательской работы было путешествие в историю, из которого мы узнали, что в ХХ веке Россию называли литературоцентричной цивилизацией, так как на Московском печатном дворе был издан первый массовый букварь. Для XVII века то была книга номер один на Руси.

После смерти в 1602 г. Андроника Невежи во главе Печатного двора стал его сын Иван Андроников Невежин. С 1601 по 1611 г. оба они напечатали 10 изданий церковно-служебного характера.

В 1605 г. на Печатном дворе была открыта вторая «изба». В ней работал «печатных книг переплетный мастер» Анисим Радищевский. Родом с Волыни, Радищевский, возможно, учился типографскому ремеслу у Ивана Федорова.

Во главе третьей «избы», работавшей на Московском печатном дворе в начале XVII в., стоял мастер Никита Фофанов, напечатавший в 1609 г. Минею общую.

Во время польско-литовской интервенции «печатный дом и вся штамба того печатного дела от тех врагов и супостат разорися и огнем пожжена бысть...»

В это тяжелое для страны время книгопечатание продолжалось в Нижнем Новгороде. Сюда из Москвы прибыл Никита Фофанов. В 1613 г. он напечатал тетрадь из 6 листов (12 страниц) — Нижегородский памятник. Автор рассказывает о вторжении польской шляхты в русскую землю и о чинимых ею злодеяниях, радуется освобождению родины от вражеских войск и возрождению Московского государства.

В 1614 г. Московский печатный двор был восстановлен, возобновил свою деятельность вернувшийся из Нижнего Новгорода Никита Фофанов. Штат Печатного двора постепенно увеличивается. Ремесленная стадия развития книгопечатания, когда почти все производственные операции исполнялись одним лицом, уступает место мануфактурной, с присущими ей специализацией и разделением труда.

В России первые мануфактуры появились в тех отраслях промышленности, продукция которых имела достаточно широкий сбыт. Это касалось и книгопечатания, рассчитанного на массовое производство церковно-служебных и «чтомых» книг. Сыграли свою роль и государственный характер книгопечатания, и поддержка церкви. Во втором десятилетии XVII в. на Печатном дворе работали наборщики, разборщики, тередорщики (печатники), батырщики (накладывали краску на наборную форму), резчики пунсонов для отливки литер, словолитцы, переплетчики, знаменщики (украшали «подносеные» экземпляры, предназначенные для царя и его ближайшего окружения).

Одним из главных учреждений Печатного двора становится правильня с большим штатом справщиков, чтецов и писцов, на которых была возложена «справа», т.е. редакция и корректура печатавшихся книг. Правильня играла и роль цензурного учреждения, следила за тем, чтобы печатались только одобренные церковью, исправленные книги. Среди справщиков было немало высокообразованных для своего времени людей — Федор Поликарпов, Сильвестр Медведев, Епифаний Славинецкий, Арсений Суханов и др.

В начале 30-х гг. XVII в. на Московском печатном дворе появился новый мастер — Василий Бурцев-Протопопов. Он руководил самостоятельным отделением типографии и именовался «подьячим азбучного дела». С 1633 по 1642 г. он выпустил 17 книг. Позднее, в конце 70-х гг., в Троицкой башне Кремля была устроена «Верхняя» дворцовая типография — личная типография царя. Руководил ею известный ученый, поэт и драматург Симеон Полоцкий. Только она имела право издания книг без специального разрешения патриарха, не зависела она и от управления Печатного двора. С 1679 по 1683 г. «Верхняя» типография выпустила шесть книг, в том числе несколько сочинений Симеона Полоцкого.

В 1654 г. во главе Печатного двора становится патриарх Никон, проводится исправление церковных книг в связи с проводимой им реформой церкви. С 1686 г. руководство Печатным двором переходит в руки братьев Лихудов; они одновременно преподавали в Славяно-греко-латинской академии. При Лихудах учащиеся и преподаватели академии работали на Печатном дворе справщиками и редакторами.

Мы познакомились с жизнью и деятельность автора Букваря Бурцова (Бурцева) - Протопопова Василия Фёдоровича, с его учителями и помощниками. В первую очередь, это белорусский печатник Спиридон Соболь, а также патриарх Филарет, который действенно поддерживал книгопечатание и таких просветителей, как Бурцов, ценил на вес золота, так как Руси тогда отчаянно не хватало грамотных печатников. Поддержал Бурцова и преемник Филарета, святейший патриарх Иоасаф I (Василий Фёдорович руководил в то время строительством здания для новой типографии, работы вели на средства Патриаршего разрядного приказа).

Букварь Бурцова стал «вратами учёности» для многих русских людей того времени потому, что сработан был с любовью. Бурцов знал толк в малоформатных книжицах, которые удобно и читать, и хранить. Поневоле залюбуешься цветными буквами и знаками, изысканными, продуманными шрифтами. Именно бурцовская книга приучила к самому понятию «букварь» – как к спутнику начального образования. Бурцовский букварь – это и азбука (буква за буквой), и книга для чтения - своеобразная хрестоматия. Там публиковались молитвы, притчи, наставления – всё в авторской обработке. Во втором издании появилось даже «Сказание о письменах» черноризца Храбра – основа основ славянской письменности, свидетельство о подвиге Кирилла, создателя азбуки.

Букварь снискал высокую оценку царя и патриарха. На волне успеха Бурцов внёс в казну определённую сумму – и получил право со своей типографией отделиться от Печатного двора. Его типография стала получастной.

За восемь лет в типографии Бурцова вышло в свет более двадцати книг: по меркам тогдашнего Московского государства – целая библиотека. Мастеру не хватало смирения: он любил указывать на изданиях свою фамилию, чем, конечно, нервировал противников. «Труды и тщания многогрешного Василия Федорова сына Бурцева и прочих сработников» – значится на «Букваре».

Всё закончилось после смерти патриарха Иоасафа I, который не был по духу строгим цензором. А вот его преемник – патриарх Иосиф – сразу принялся «мести по-новому». Противники Бурцова торжествовали. Печатник отошёл в тень, но его долго не могли превзойти. Нам неизвестна даже дата смерти просветителя (не говоря уж о дате рождения, к которой в те времена вообще относились невнимательно). А Букварь переиздавался многократно.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: