Военная революция в Европе




Тема урока: Формирование единых государств в Европе и России

Цели и задачи: познакомить с процессом формирования еди­ных государств в Европе и России, его предпосылками и осо­бенностями; выявить роль церкви в становлении единого госу­дарства.

1.

Историк А.А. Зимин, анализируя процесс формирования единого русского государства, пришел к выводу: «Холопье про­исхождение, собачья преданность самодержавию значительной части служилого люда сыграли большую роль в том, что власть московского государя, опиравшегося на них, приобрела явные черты деспотизма...» Справедливо ли мнение ученого? Обсудим это на нашем уроке.

Тема урока: «Формирование единых государств в Европе и России».

-Как вы думаете, какие вопросы нам необходимо рассмо­треть, чтобы раскрыть тему урока?

Проблемный вопрос

  • Почему в России создание единого государства стало возможным в условиях господства натурального хозяйства? |

Представьте, что вы — ученые-историки, занимающиеся проблемой формирования единых централизованных государств на территории Европы и России. Как же происходил этот про­цесс? Что можно отнести к общим чертам, а в чем были отличия?

Работа по теме урока

Ознакомься с сравнительной таблицей:

Критерии для сравнения Европа Россия
  Предпо­сылки и осо­бен­ности форми­рования единых госу­дарств Различия 1.Внутриполитический фактор- развитие рыночных отношений. Открытие новых морских торговых путей между континентами привело к росту произ­водства. 2. Быстро развивалось городское ремесленное производство, которое стало главным ис­точником товаров для продажи на рынке. 3.Европейские города были заинтересованы в обмене товарами, им была необходима поддержка и защита со стороны государства. 4.Феодалы были заинтересованы в сильной центральной власти, которая по­могала бы им подавлять крестьянские выступления. 5.Натуральное хозяйство в связи с развитием городов и торговли переста­вало быть основой экономики западноевропейских стран. Одна страна-единая нация 1.Внешнеполитический фактор- совместная борьба русских земель за национальное освобождение от ордынской зависимости. 1. Господство нату­рального хозяйства. 3.Отсутствие тесных хозяйственных связей между различными районами страны. 4.Рост земельных владений великого князя и его окруже­ния — поиск способов закрепления крестьян на земле. 5. Государство форми­ровалось на многона­циональной основе
    Основной фактор Социально-экономический Внешнеполитический
2. «Новое государ­ство» в Западной Европе и усиле­ние великокняжеской власти в России Различия
  1. Формирование чиновничьего сосло­вия, руководившего государством от имени монарха.
2.В аппарат управле­ния в основном вошли представители корен­ного населения
  1. Безграничная власть монарха.
2.В аппарат управле­ния вошли как быв­шие удельные князья, так и перешедшие под власть царя литов­ские князья и татар­ские ханы
    Сходство 1.формирование единого законодательства 2.единая казна 3.единый аппарат управления
3. Евро­пейский абсо­лютизм и российское самодер­жавие: сходство и разли­чия Различия    
  1. Отмирание нату­рального хозяйства.
2.Контроль католиче­ской церкви над дей­ствиями монархов
  1. Складывание крепостного права.
2.Православная цер­ковь как опора власти
    Сходство
  1. Неограниченная власть монарха.
  2. Зарождение элементов сословного предста­вительства.
3.Усиление роли монархов в экономической сфере
  Роль со­словий в евро­пейских странах и России Различия
  1. Острые противоре­чия между сословиями.
2.Законодательное за­крепление сословных привилегий
  1. Менее острые про­тиворечия между сословиями.
2.Сословные приви­легии законодательно не закреплены
    Система Вассалитет Подданство
             

В Европе правители и аппарат управления, на который они опирались, активно влияли на развитие производства и расширение торговли, задавали условия развития экономики единой страны. В ряде государств вводились новые виды налогов, а часто и исключительное право на продажу жизненно важных для населения продуктов (например, соли). Таким образом, росли доходы казны.

2.Правители европейских государств и главы римской католической церкви часто покровительствовали художникам, архитекторам, скульпто­рам, ювелирам. Это способствовало расцвету в Западной Европе изящных искусств, появлению гениальных мастеров.

абсолютизм — неограниченная власть монарха. Основной иде­ей абсолютизма было то, что правитель государ­ства считался помазанником Божьим, а значит, был независим от любых посредников, прежде стоявших между ним и Богом, будь то папа римский или император Священной Римской империи. Правители издавали единые для всей страны законы и с помощью чиновников следи­ли за их исполнением. Постепенно абсолютные монархи перестали согласовывать взимание на­логов с парламентами и городскими советами, многие законы, принятые в прежние времена, были отменены. В Западной Европе крупные феодалы были лишены права чеканить монету, издавать законы, судить и наказывать зависи­мое от них население, вести самостоятельную политику в отношениях с иностранными государствами. Даже собствен­ность феодала могла быть изъята в пользу королевской казны, в случае если того или иного графа, герцога или барона заподозрят в государствен­ной измене (тем более что обвинить в ней монарх мог любого из своих подданных).

Конечно, абсолютная власть монарха в Западной Европе имела и свои пределы. Правители должны были соблюдать традиции своих предшествен­ников, король, издающий или изменяющий тот или иной закон, должен был быть примером для подданных в его исполнении.

В Западной Европе высокая плотность населения и отсутствие свободных территорий вели к тому, что противоречия между сословиями ощущались острее. Европейские монархи испытывали значительное давление со стороны сословий, что вело к закреплению привилегий и прав этих сословий. В Рос­сии, где при Иване III размеры территории выросли в пять раз, противоре­чия между различными слоями населения ощущались не так остро. Это не только затрудняло объединение сословий против центральной власти в борьбе за привилегии, но и усиливало роль государства.

В итоге в отличие от стран Западной Европы в России утверждалась не система вассалитета, а система государственного подданства. Она предпола­гала отсутствие любых закреплённых в законе прав и привилегий сословий.

Военная революция в Европе

Наряду с формированием единых государств происходила так называемая военная революция.

С XVI в. меняется характер войн между европейскими странами. Они становятся более продолжительными и жестокими. В них участвуют целые союзы (коалиции) государств. Образование первых колониальных империй приводит к тому, что бывавшие и прежде конфликты между крупными евро­пейскими странами впервые выходят за пределы Европы и охватывают едва ли не все известные тогда части света. Последние достижения науки и техники того времени активно ис­пользовались в военном деле. Возросла роль артиллерии, усовершенствовалось стрелковое оружие. Вместо аркебуз и мушкетов с фитильным запалом в XV в. на поле боя стали применять ружья, карабины и пистолеты с колес­цовым замком.

В XVI в. на смену ополчению, со­биравшемуся только на период вой­ны, в большинстве европейских стран пришли регулярные (постоянные) ар­мии.

С конца XV в. при строительстве крепостей стали возводиться бастионы, способные отражать атаку наступаю­щих армий со всех сторон.

Большинство европейских морских держав создали собственный военный флот.

Подведение итогов урока

(В образовании единого Российского государства (в отли­чие от аналогичного процесса в странах Западной Европы) ведущая роль принадлежала внешнеполитическому фак­тору — необходимости противостояния Орде и Великому княжеству Литовскому.

  • Складывание единого Российского государства происходи­ло при отсутствии достаточных социально-экономических предпосылок: господство натурального хозяйства, города находились в подчиненном положении, государственно­феодальные формы отношений.
  • Российское централизованное государство формировалось на многонациональной основе.
  • Важнейшими предпосылками объединения были:
  • синхронность в развитии княжеств;
  • существование близких правовых норм;
  • сохранение в народе общерусского национального самосо­знания;
  • единая Русская православная церковь.
  • Опережающий (по отношению к социально-экономи­ческому развитию) характер процесса объединения об­условил особенности Российского государства — сильную монархическую власть, зависимость населения от власти господствующего класса, высокую степень эксплуатации крестьян.

Домашнее задание

1. Изучить материалы урока.

2. Ознакомиться с презентацией

  1. Письменно: подвести итоги изученного материала и записать их в тетрадь.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: