тема «НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ В РЕЧЕВОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ»




СООБЩЕНИЕ

 

 

Подготовила:

воспитатель

первой категории

Морозова М.И

для ГМО воспитателей

коррекционных групп города

заседание № 3

 

 

г. Кумертау, 2014

Инновационные процессы являются закономерностью в развитии дошкольного образования и относятся к таким изменениям в работе учреждения, которые носят существенный характер, сопровождаются изменениями в образе деятельности и стиле мышления его сотрудников, вносит в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход системы из одного состояния в другое.

Дошкольное образование призвано обеспечить основной фундамент не только развития, но и создать максимально благоприятные условия для формирования здорового и гармонично физически развитого ребенка.

Задача охраны и укрепления здоровья детей – одна из ключевых в построении и развитии системы дошкольного образования. Она специфична для каждого дошкольного учреждения, так как специфичен контингент детей, социальные условия семей, социальная инфраструктура региона, экологическая среда и медицинское обеспечение населения и детей в частности. О качестве дошкольного образования можно говорить, когда в нем присутствует здоровьесберегающая и здоровьеукрепляющая составляющие.

Коррекционно-образовательная система в условиях детского сада с группами компенсирующей направленности предлагает совместную деятельность педагогов в организации коррекционных, воспитательных, оздоровительных, медицинских мероприятий, с целью компенсации дефекта каждого ребенка, обогащения его социального опыта, приобщения к здоровому образу жизни, развитие у него культуры общения, кругозора толерантного поведения, т.е. взаимодействие специалистов в коррекционно-образовательном пространстве ДОУ: учителя-дефектолога, воспитателя и медицинского блока.

С каждым годом количество детей, имеющих отклонения от условной возрастной нормы такие, как повышенная возбудимость и утомляемость, нарушения внимания, плохая память и другие проблемы неуклонно растет. Ограниченные возможности здоровья (ОВЗ) препятствуют освоению образовательных программ и являются предпосылкой к нарушению взаимодействия детей с окружающим миром, обуславливают возникновение отклонений в их психическом развитии. Поэтому вовремя начатое и правильно организованное обучение таких детей, укрепление их психического здоровья позволят предотвратить или минимизировать эти вторичные по своему характеру нарушения. Исправлению речевого дефекта у детей с нарушениями зрения, а также коррекции психического и физического состояния воспитанников помогает использование в ходе занятий здоровьесберегающих технологий. Залог успешности коррекционного воздействия зависит не только от квалифицированной помощи учителя-дефектолога, но и от работы всех участников диагностико-коррекционно-развивающего процесса – медиков, педагогов, родителей.

 

Роль развития речи ребенка в дошкольные годы жизни трудно переоценить. Овладение речью перестраивает процессы восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности и “социализацию” ребенка.
В психологических, лингвистических, психолингвистических исследованиях детской речи таких ученых как Выготского Л.С., Запорожец А.В., Лисиной М.И., Жуковой Н.С., Филичевой Т.Б., было доказано, что любое нарушение в ходе развития речи отражается на деятельности и поведении детей. Особенностью предположительно темповых задержек речевого развития детей в дошкольном возрасте, как считают исследователи, является их обратимость, что связано с высокой пластичностью детского мозга.

Следовательно, оказанная ребенку дошкольного возраста с ОВЗ помощь во многих случаях способна предупредить тяжелые формы общего недоразвития речи, в значительной степени ускорить ход речевого и умственного развития ребенка. В связи с этим проблема своевременного опознавания и коррекции отклонений в сенсорном речевом развитии у детей дошкольного возраста с ОВЗ приобретает особое значение для их дальнейшего полноценного развития и обучения.


В настоящее время становится актуальным внедрять в образовательный процесс разнообразные здоровье-сберегающие оздоравливающие технологии. В деятельности педагогов коррекционных групп они становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ, имеющими нарушения речи. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста.

Терапевтические возможности здоровье-сберегающих и оздоравливающих технологий содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия в развитии и детей дошкольного возраста.

Хромотерапии

На коррекционно-развиваюших занятиях можно использовать традиционные здоровье-сберегающие технологии, такие как пальчиковая, артикуляционная, дыхательная, зрительная гимнастика.

Помимо традиционных здоровье-сберегающих компонентов большая роль отводится и нетрадиционным формам.

К ним относится технология хромотерапии (цветотерапии).
Хромотерапия — наука, изучающая свойства цвета.

Цвету издавна присвоено особое значение, оказывающее благотворное или отрицательное действие на человека
Задачи, которые можно решать, применяя технологию хромотерапии.
1. Автоматизация и дифференциация исправленных звуков с помощью предметов различных цветов.
2.Совершенствование грамматического строя речи, развитие связной речи.
3.Развитие общей и мелкой моторики.
4.Обучение детей расслаблению в зависимости от окружающего их цветового пространства.
5.Развитие правильного дыхания
Как известно, одни цвета приятны для глаз, успокаивают, способствуют приливу внутренних сил, бодрят; другие — раздражают, угнетают, вызывают отрицательные эмоции. Каждый цвет воздействует на людей по-разному, носит избирательный характер, и педагогам необходимо это учитывать в работе. Доказано, что, меняя цветовой режим, можно воздействовать на функции вегетативной нервной системы, эндокринные железы и другие органы, и процессы в организме.

Педагогам, психологам, родителям необходимо владеть элементарной информацией о цветотерапии и использовать эти знания в учебно-образовательном процессе, коррекционной и лечебной педагогике.

Перейдем к краткому описанию каждого цвета.

Синий цвет стимулирует умственную деятельность, оказывает успокаивающее воздействие, расслабляет, снимает спазмы, уменьшает головные боли, понижает аппетит.

Голубой цвет оказывает тормозящее действие при психическом возбуждении.

Фиолетовый цвет угнетает психические процессы, снижает настроение.

Красный цвет активизирует, повышает физическую работоспособность, улучшает кровообращение, нормализирует работу пищеварительного тракта, оказывает благотворное действие на нервную систему при депрессии, стрессе, головных болях, вызывает ощущение теплоты, стимулирует психическиепроцессы

Зеленый цвет успокаивает, повышает защитные силы организма

Розовый цвет оказывает тонизирующее воздействие

Желтый цвет вызывает чувство покоя, нейтрализует негативные действия

Белый цвет включает в себя все цвета и считается цветом очищения, единения, открытости. Он оказывает тонизирующее действие на организм человека и эффективно используется для оживления любого другого цвета

В речевой работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ элементы хромотерапии можно применять как на индивидуальных занятиях, так и на подгрупповых и групповых.

Приведу несколько примеров по применению цвета как здоровьесберегающего компонента на

Упражнение «Цветик-семицветик» (на дыхание.)
Перед детьми «Цветик-семицветик». Дети должны определить, какого цвета каждый лепесток у этого цветка, загадать желание и оторвать лепесток. Помогите ветру унести ваш лепесток, подуйте на него длительно и плавно. Вдох делаем носом, а выдох — ртом

Упражнение на координацию речи с движением «Желтая песенка».
Желтое солнце на землю глядит, (Руки вверх, потянулись, глаза вверх),
Желтый подсолнух за солнцем следит. (Качание руками влево — вправо),
Желтые груши на ветках висят. (Встряхивание руками вниз),
Желтые листья с деревьев летят. (Махи руками в стороны — вверх — вниз),
Желтая бабочка, желтая букашка.
Желтые лютики, желтая ромашка. (Приседания).
Желтое солнышко, желтенький песочек,
Желтый цвет радости, радуйся дружочек. (Прыжки на месте)

 

Как известно, большая часть индивидуальной работы отводится автоматизации поставленного звука. Использование цвета в период автоматизации может превратить скучную работу в интересную. В зависимости от автоматизируемого звука педагог предлагает ребенку картинки разных предметов, но одного цвета. Нужный звук, таким образом, повторяется многократно, а ребенок получают интерес от процесса работы с цветом.

Например, автоматизация звука «ж»: желтый жакет, желтый жилет, желтый пожар, желтый флажок, желтый медвежонок.

Также, автоматизируя звуки, можно проводить работупо совершенствованию грамматического строя речи. Здесь можно развивать такие категории, как согласование существительных с прилагательными в роде и числе (синий василек, синяя страна, синее небо); изменение прилагательных вместе с существительными по падежам (есть) синий василек, (нет) синего василька), (подошел) к синему васильку); согласование количественных числительных с прилагательными и существительными разных родов (одна розовая ягода, две розовые ягоды,); подбор родственных слов (зеленый, зеленка, зелень, зеленеют, позеленел, зеленоглазый, зелено, Зеленушка), составление описательных рассказов, сочинение сказок.

Используя технологию хромотерапии при коррекции звукопроизношения у детей дощкольного возраста с ОВЗ и с нарушениями речи, можно отметить, что заметно улучшается качество речевой работы: речь у детей приходит в норму за более короткий срок, чем на традиционных занятиях. Дети быстрее справляются с заданиями педагогов, заинтересованные разнообразием цветовых оттенков, окружающих их на занятиях.

Таким образом, на фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии оптимизируют процесс коррекции речи детей с ОВЗ и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: