Урок «Завоевание турками-османами Балканского полуострова»
Список используемой литературы:
1. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Е. В. Агибалова, Г. М. Донской; под ред. А.А. Сванидзе.- М. Просвещение, 2018
2.История Средних веков.6 класс. Поурочные планы по учебнику Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского /авт. Сост. Н. Ю. Колесниченко. Волгоград: Учитель, 2011
3. А.В. Всеобщая история. История Средних веков. Методические рекомендации. 6 класс (к учебнику Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского): пособие для учителей общеобразовательных организаций/ М.: Просвещение, 2014
Оборудование: интерактивная доска проектор, презентация урока «Завоевание турками- османами Балканского полуострова», Учебник «История Средних веков. 6 класс», листочки на партах, схема предсказаний на листах в виде таблицы
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: выявить закономерность завоевания государств Балканского полуострова турками-османами в условиях феодальной раздробленности
Планируемые результаты:
Личностные: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, осознание того, что в единстве – сила, только совместно, оказывая поддержку друг другу, можно решить самые сложные проблемы
Метапредметные: умение работать с информацией, анализировать, прогнозировать ход событий, устанавливать причинно- следственные связи
Предметные: выявление причин ослабления государств Балканского полуострова, что привело к завоеванию их турками-османами; определение неизбежности этого процесса на основе анализа событий; понимание последствий этих локальных событий для других стран
Методы: частично-поисковый, исследовательский
Этапы урока | Технологии обучения | Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||
Ориентировочно- мотивационный | Прогнозирование по ключевым словам, прогнозирование по названию- актуализация опорных знаний, формирование умения прогнозировать содержание. Педагог записывает на доске основные понятия новой темы (либо название новой темы) и предлагает ученикам в микрогруппах написать своё видение темы, затем - обсуждение Проблемный вопрос | Организация начала занятия. Подготовка учащихся, оборудования Учитель называет тему урока: «Завоевание турками-османами Балканского полуострова», предлагает в парах представить своё видение темы: о чём пойдёт речь сегодня на уроке, какие проблемы мы должны рассмотреть У: Насколько верны ваши предположения, мы проверим в конце урока Обратите внимание на слайд 2. Сравните карты «Византийская империя в VI-XI в.в.» и «Византийская империя в XVв.» Какой процесс нашёл отражение? У: нам предстоит выяснить, что привело к таким результатам, как шёл процесс завоевания стран Балканского полуострова, каковы последствия. Насколько закономерны были эти события или их можно было предотвратить? | Включаемость учащихся в занятие. Ученики в парах на листочках фиксируют свои предположения, затем в классе на 2-3 мин идёт обсуждение На доске запись: -кто такие турки-османы -какие государства расположены на Балканском полуострове -почему они были покорены - как и когда это произошло -последствия этого завоевания Ученики отмечают, что начальный период существования Византийской империи оказался временем её наивысшего могущества: её территория включала Северную Африку, Италию, юг Пиренейского полуострова, Балканский полуостров, Малая Азия, Ближний Восток. К середине XVв. от Византийской империи остался фактически Константинополь. Государства Балканского полуострова оказались под властью турок-османов. | ||||||
Операционно- обучающий (основной) | Схема предсказаний – способ развития умения анализировать информацию. Педагог готовит текст, который может быть разделён на логические блоки (события, сюжет, свойства, принципы). Он объявляет тему и читает текст (либо предлагает прочитать самостоятельно отрывок, либо вместе читают текст) до первой остановки. Затем каждому участнику (индивидуально или в парах) предлагается предсказать, что произойдёт дальше. Записи ведутся в форме таблицы с тремя колонками: что случиться (предсказание); какие доказательства есть; что случилось на самом деле. После заполнения первых двух колонок педагог читает (или вместе с классом) следующий отрывок текста и предлагает внести информацию в третью колонку и т.д. | У: Речь идёт о событиях на Балканском полуострове, следовательно, мы должны представлять, какие страны находятся на полуострове и какой была политическая ситуация в этих странах(слайд 3) Используем схему предсказаний У: Изучаем информацию (слайд 4) или п.1 § 25 Болгарское царство образовалось в конце VII века. В 1018 г. оно было завоёвано Византией. Болгария, освободившись в конце XII века от власти Византии, стало самым обширным государством на Балканском полуострове. Но к середине XIV века оно распалось на три независимых княжества. В первой половине XIV века усилилась Сербия (время правления Стефана Душана 1331-1355 г.г.- расцвет государства). В войнах с Византией Сербия расширила свои границы до Эгейского моря. Но затем и она распалась на феодальные владения, враждовавшие между собой. Византийская империя не смогла оправиться после четвёртого крестового похода 1204 г., она распалась, утратив былое могущество. В её приморских городах хозяйничали венецианцы и генуэзцы, захватившие в свою руки торговлю. У: стоп - прогнозируем (заполняем таблицу) У: Изучаем информацию (слайд 5) или п.2 § 25 В конце XIII в. на территории распавшегося государства турок- сельджуков на северо-западе Малой Азии образовалось воинственное государство во главе с князем Османом. Объединённые под его властью племена стали называться турками-османами. Воюя с Сербией и Болгарией, Византия нередко обращалась к османам за помощью. Переправляясь через него, турки- османы стали совершать грабительские набеги на Балканский полуостров. В 1332 г. султан Османской империи направил свои войска на Европу, захватил Адрианополь, сделал его своей столицей. У: стоп – прогнозируем (заполняем таблицу) У: Изучаем информацию (слайд 6) или п.3 § 25 В 1389 г. большое войско османов вторглось в Сербию. Решающая битва произошла на Косовом поле. С самого начала сражение было очень ожесточённым. Храбрый сербский воин Милош Обилич, идя на верную смерть, пробрался в турецкий лагерь, выдавая себя за перебежчика. Когда его привели в шатёр Султана, Обилич поразил его спрятанным в одежде кинжалом. В стане турок возникло замешательство. У: стоп – прогнозируем (заполняем таблицу) Турки – османы вторглись и в Болгарию. Почти каждый город они брали с боем. Но силы были неравны. В конце XIV века Болгария на шесть веков попала под власть султана. У: Может быть, европейские соседние государства могли помочь Византии? У: Изучаем информацию (слайд 7) или п.4 § 25 Ситуация изменилась с вступлением на престол султана Мехмеда II Завоевателя (1451-1481). Он владел несколькими языками, увлекался изучением математики, астрономии и философии. Но образованность ничуть не смягчала его жестокость. Чтобы избавиться от соперников, султан приказал умертвить своего брата и некоторых других родственников. У: стоп – прогнозируем: как это могло повлиять на изучаемые события? (Слайд 8) или рис. С.50 Мехмед II собрал большое войско (100-150 тыс.), осадил город с суши, одновременно турки ввели в Мраморное море флот из нескольких сотен судов У: стоп - прогнозируем (заполняем таблицу) Турки неоднократно засыпали ров перед стенами, но осаждённые по ночам с поразительной быстротой его очищали. Турки стали рыть подкоп под ворота города, осаждённые сделали встречный, устроили взрыв, сожгли огромную осадную башню. Мехмед II приказал ввести корабли во внутреннюю гавань – Золотой Рог. Ночью османы перетащили 80 своих кораблей в Золотой Рог по суше, настелив помост и густо смазав его жиром. Защитникам пришлось растянуть линию обороны. В ходе последнего кровопролитного штурма погиб император, турки овладели Константинополем. Последствия: (слайд 9) 1.Турки-османы завоевали Византийскую империю, которая существовала около тысячи лет 2.Турки-османы стали контролировать торговые пути, соединяющие Европу с Азией 3. Турки подчинили Валахию и Молдавию, правители дунайских княжеств признали себя вассалами турецкого султана 4.В Азии захвачена Армения, западная Грузия, Месопотамия, Сирия, Палестина, Аравия. В Африке - весь Египет, а затем и вся Северная Африка |
Ученики называют самые крупные государства Балканского полуострова - Сербия, Болгария, Византийская империя.
Ученики работают с таблицей, заполняя её в ходе совместного обсуждения
| ||||||
Контрольно- коррекционный | Анализ заполненной таблицы, ответ на проблемный вопрос | У: Итак, возвращаемся к записям на доске: все ли вопросы были нами рассмотрены? И в заключение нам предстоит ответить на вопрос: Насколько закономерны происходящие на Балканском полуострове события? Можно ли было их избежать? | Уч-ся посматривают графы таблицы, анализируют изученный материал, делают выводы о закономерности завоевания государств Балканского полуострова в условиях острой междоусобной борьбы, вызванной феодальной раздробленностью | ||||||
Этап определения домашнего задания | Повторение изученного материала § 25, обратить внимание на записи в таблице, подумать, в чём актуальность этого материала для нашего времени, с. 213 № 3 (Подсчитайте, сколько лет просуществовала Византийская империя) | Записывают домашнее задание | |||||||
Рефлексивный | Ключевое слово-способ организации рефлексии в конце занятия. Ученикам предлагается на маленьких листочках бумаги, которые заранее учитель раздаёт ученикам, написать одно слово, с которым ассоциируется содержание состоявшегося урока. Для выполнения этой работы даётся 2-3 мин. Ответы собираются и анализируются. | У: Ребята, возьмите лист бумаги, напишите слово, которое ассоциируется с сегодняшним уроком (2-3 мин.) | Ученики на заранее подготовленных листочках выражают своё отношение к проделанной работе |