Государственный кредит может быть внутренним, когда заемщиком выступает государство, а кредиторами юридические и физические лица- резиденты, и внешним, если кредиторами являются нерезиденты.
В соответствии с Законом «О внутреннем государственном долге РБ» внутренний государственный кредит может быть представлен в формах государственных займов, кредитов НБ на покрытие дефицита бюджета и других кратко- и долгосрочных обязательств.
Государственные внутренние займы классифицируются по ряду признаков:
– субъектам-эмитентам (например, выпускаемые правительством страны или местными органами управления);
– месту размещения – внутренние и внешние займы;
– признаку держателей ценных бумаг – займы, реализуемые среди физических лиц, среди юридических лиц и универсальные;
– в форме обращения на рынке – рыночные и нерыночные займы, специальные выпуски;
– срока действия – займы краткосрочные (срок погашения до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет) и долгосрочные (от 5 лет и выше);
– форме выплаты доходов – займы процентные, выигрышные, процентно-выигрышные, беспроцентные, с купонным доходом;
– форме стоимости – товарные и денежные займы;
– оформлению – облигационные и без облигационные займы;
– методам возмещения – займы добровольные, размещаемые по подписке и принудительные.
Внешний (международный) государственный кредит представляет собой совокупность отношений, в которых государство выступает на мировом финансовом рынке в роли заемщика, кредитора и гаранта. Эти отношения принимают форму государственных внешних займов, которые предоставляются на условиях срочности, платности и возвратности. Сумма полученных внешних займов с начисленными процентами включается в государственный долг страны.
|
25.Государственный долг, его содержание и виды.
Государственный долг – это сумма задолженности (включая проценты по ней) по обязательствам государства перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.
В государственный долг в нашей стране включаются также обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Республикой Беларусь.
Различают капитальный и текущий государственный долг. Капитальный государственный долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства на определенную дату, включая начисленные проценты. Текущий государственный долг – это сумма задолженности, которую необходимо погасить в текущем периоде.
В странах, валюта которых не является свободно конвертируемой, государственный долг подразделяется на внутренний и внешний. Внутренний государственный долг отражает общую сумму долговых обязательств страны перед резидентами, а внешний – перед нерезидентами. По экономическому содержанию внешний долг отражает приток финансовых ресурсов в страну, а внутренний – только их перераспределение. Внешний долг нужно возвращать в свободно конвертируемой валюте, что ложится дополнительной нагрузкой на экономику, так как основным источником получения конвертируемой валюты является экспорт.
Управление госдолгом.
Управлением государственным долгом – это совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий и выпуску новых государственных ценных бумаг.
|
Цели управления государственным долгом:
- Экономические: минимизация стоимости привлекаемых внешних займов, улучшение условий рефинансирования и/или переоформление задолженности, снижение общих издержек по обслуживанию внешнего долга, повышение эффективности использования привлекаемых ресурсов.
- Политические: поддержание стабильности функционирования политической системы.
- Социальные: своевременное финансирование социальных программ, обеспечение социальной стабильности.
- Обеспечение национальной безопасности: чрезмерно высокое бремя внешнего долга может влиять на экономическую безопасность страны.
27.Содержание финансов организации, их функции.
Финансы предприятия - это экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием денежных фондов субъектов хозяйствования в целях обеспечения условий расширенного воспроизводства.
Сущность финансов предприятий проявляется в их функциях:
- Распределительная функция – с помощью нее происходит формирование первоначального капитала, осуществляется распределение ВВП в стоимостном выражении, осуществляется обеспечение субъекта хозяйствования необходимыми финансовыми ресурсами, происходит возмещение потребленных средств производства и образование доходов предприятий, формируются фонды целевого назначения, обеспечиваются общегосударственные потребности через бюджет и внебюджетные фонды.
- Контрольная функция – её проявление связано с различными стимулами, санкциями, с расчетами соответствующих показателей финансового контроля. Именно контроль за правильностью формирования и использования денежных фондов и эффективностью использования средств обеспечивается в процессе учета, анализа и планирования различных показателей, свидетельствующих о финансовом положении предприятия.