Выступление руководителя ШМО классных руководителей
Чикаловой С. А. на педагогическом совете «Приоритеты воспитания в системе образования в условиях реализации ФГОС»
Г.
Уважаемые коллеги! Министерство просвещения Российской Федерации совместно с Общероссийским Профсоюзом образования разработали методические рекомендации по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях (Письмо Министерство просвещения Российской Федерации от 12.05.2020г.№ ВБ-1011/08).
Слайд 1. Документ состоит восьми разделов. В 1разделе «Пояснительная записка» сказано, что ключевые аспекты, цели, задачи и проблемные вопросы воспитания современного ребенка находятся в центре государственной политики в сфере образования. В настоящее время оформился общественно-государственный запрос на организацию комплексной поддержки деятельности педагогических работников, осуществляющих классное руководство, импульсом к формированию которой является поручение Президента Российской Федерации по "созданию системы мотивации классных руководителей в целях повышения эффективности воспитательной работы и социализации обучающихся в общеобразовательных организациях.
Слайд 2. В ежегодном Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 г. отмечено, что "ближе всего к ученикам - их классные руководители. Такая постоянная каждодневная работа, связанная с обучением, воспитанием детей, - это огромная ответственность, и она, конечно, требует... особой поддержки". Президентом Российской Федерации подчеркнуто, что воспитатель - это "федеральная функция".
Методические рекомендации направлены на уточнение и конкретизацию нормативного правового поля реализации воспитательной деятельности, выработку единых подходов к пониманию целей и задач классного руководства, принципов и видов деятельности по осуществлению педагогическими работниками классного руководства, критериев оценки эффективности этой деятельности. При этом предусматриваются вариативные компоненты, обусловленные региональными социально-экономическими, экологическими, этнокультурными, демографическими и иными особенностями субъектов Российской Федерации, территориальным расположением общеобразовательной организации, спецификой контингента обучающихся и реализуемых образовательных программ.
Слайд 3. Раздел 2. Правовые основы организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство.
Общеобязательные нормы (правила) в части обеспечения воспитательного процесса в образовательных организациях закрепляют:
1. Конституция Российской Федерации, Конституции и Уставы субъектов Российской Федерации, устанавливающие право каждого гражданина на образование и закрепляющие осуществление процессов воспитания и обучения как предмета совместного ведения с Российской Федерацией;
2. Семейный кодекс Российской Федерации;
3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
4. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации";
5. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
6. Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию";
7. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";
8. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. 2018 года# N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р "Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года";
10. Приказы Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования", от 17 декабря 2010 N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования", от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования";
11. Приказ Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. N 536 "Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность".
Слайд 4. В 3-м разделе «Цели и принципы деятельности педагогических работников, осуществляющих классное руководство» записано, что под воспитанием понимается деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Важнейшими принципами организации социально-значимых задач и содержания воспитания и успешной социализации обучающихся следует считать:
1. Опору на духовно-нравственные ценности народов Российской Федерации, исторические и национально-культурные традиции;
2. Организацию социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
3. Нравственный пример педагогического работника;
4. Интегративность программ духовно-нравственного воспитания;
5. Социальную востребованность воспитания;
6. Поддержку единства, целостности, преемственности и непрерывности воспитания;
7. Признание определяющей роли семьи ребёнка и соблюдение прав родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
8. Обеспечение защиты прав и соблюдение законных интересов каждого ребёнка, в том числе гарантий доступности ресурсов системы образования;
9. Кооперацию и сотрудничество субъектов системы воспитания (семьи, общества, государства, образовательных и научных организаций).
Слайд 5. В 4-м разделе определены приоритетные задачи деятельности педагогических работников, связанной с классным руководством:
1. Создание благоприятных психолого-педагогических условий в классе путем гуманизации межличностных отношений, формирования навыков общения обучающихся, детско-взрослого общения, основанного на принципах взаимного уважения и взаимопомощи, ответственности, коллективизма и социальной солидарности, недопустимости любых форм и видов травли, насилия, проявления жестокости;
2. Формирование у обучающихся высокого уровня духовно-нравственного развития, основанного на принятии общечеловеческих и российских традиционных духовных ценностей и практической готовности им следовать;
3. Формирование внутренней позиции личности обучающегося по отношению к негативным явлениям окружающей социальной действительности, в частности, по отношению к кибербуллингу, деструктивным сетевым сообществам, употреблению различных веществ, способных нанести вред здоровью человека; культу насилия, жестокости и агрессии; обесцениванию жизни человека и др.;
4. Формирование у обучающихся активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну, причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, включая неприятие попыток пересмотра исторических фактов, в частности, событий и итогов второй мировой войны;
5. Формирование способности обучающихся реализовать свой потенциал в условиях современного общества за счёт активной жизненной и социальной позиции, использования возможностей волонтёрского движения, детских общественных движений, творческих и научных сообществ.
Слайд 6. Условиями успешного решения обозначенных задач являются:
1. Выбор эффективных педагогических форм и методов достижения результатов духовно-нравственного воспитания и развития личности обучающихся на основе опыта и традиций отечественной педагогики, активного освоения успешных современных воспитательных практик, непрерывного развития педагогической компетентности;
2. Реализация процессов духовно-нравственного воспитания и социализации обучающихся с использованием ресурсов социально-педагогического партнёрства;
3. Взаимодействие с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, повышение их педагогической компетентности, в том числе, в вопросах информационной безопасности детей, методах ограничения доступности интернет-ресурсов, содержащих информацию, причиняющую вред здоровью и развитию детей, поддержка семейного воспитания и семейных ценностей, содействие формированию ответственного и заинтересованного отношения семьи к воспитанию детей;
4. Обеспечение защиты прав и соблюдения законных интересов каждого ребёнка в области образования посредством взаимодействия с членами педагогического коллектива общеобразовательной организации, органами социальной защиты, охраны правопорядка и т.д.;
5. Участие в организации комплексной поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Слайд 7. В деятельности, связанной с классным руководством, в методических рекомендациях выделены инвариантная и вариативная части.
Инвариантная часть содержит следующие блоки:
1.Личностно ориентированная деятельность по воспитанию и социализации обучающихся в классе.
Слайд 8.
2. Деятельность по воспитанию и социализации обучающихся, осуществляемая с классом как социальной группой.
Слайд 9.
3. Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.
4. Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с педагогическим коллективом.
Слайд 10.
5. Участие в осуществлении воспитательной деятельности во взаимодействии с социальными партнерами.
Слайд 11. Вариативная часть деятельности по классному руководству формируется в зависимости от контекстных условий общеобразовательной организации.
Слайд 12. На основе анализа сложившейся в общеобразовательных организациях практике регулирования деятельности по классному руководству принято использовать две группы критериев оценки ее эффективности: критерии оценки процесса деятельности и критерии оценки результативности.
К критериям эффективности процесса деятельности, связанной с классным руководством, относятся:
комплексность как степень охвата в воспитательном процессе направлений, обозначенных в нормативных документах;
адресность как степень учёта в воспитательном процессе возрастных и личностных особенностей детей, характеристик класса;
инновационность как степень использования новой по содержанию и формам подачи информации, личностно значимой для современных обучающихся, интересных для них форм и методов взаимодействия, в том числе, интернет-ресурсов, сетевых сообществ, ведения блогов и т.д.;
системность как степень вовлечённости в решение воспитательных задач разных субъектов воспитательного процесса.
Критерии оценки результатов (эффективности) классного руководства:
1 - сформированность знаний, представлений о системе ценностей гражданина России;
2 - сформированность позитивной внутренней позиции личности обучающихся в отношении системы ценностей гражданина России;
3 - наличие опыта деятельности на основе системы ценностей гражданина России.
Слайд 12. Спасибо за внимание!