Стратегии обучения одаренных детей, опирающиеся на качественные изменения в содержании образования




Специальные исследования и практика обучения неоднократно подтверждали мысль о том, что при разработке содержания обу­чения одаренных изменения одних лишь количественных пара­метров явно недостаточно. Попытки сокращения сроков обучения за счет более высокого темпа прохождения традиционных программ или большая насыщенность программ информацией по сравнению с традиционными оказались недостаточно эффективными путями решения проблемы обучения одаренных детей.

Важным итогом этих поисков стало осознание одного из ос­новных требований, предъявляемых к разработке содержания учебной деятельности одаренных, - это требование не только ко­личественного, но и качественного отличия программ и методик для этой категории детей от программ и методик обучения их сверстников со средним уровнем развития. Идея качественного отличия содержания, форм организации и методов обучения ода­ренных детей широко представлена в зарубежных исследованиях (Б. Блум, С. Кэйплан, Дж. Рензулли, X. Пассов, Ф. Уильяме и др.). Есть и отечественные варианты решения этой проблемы (А. М. Матюшкин, А. И. Савенков и др.).

Стратегия - «индивидуализация обучения». В последнее время на уровне философии образования все активнее утверждается представление о необходимости учета в образовательно-воспитатель­ных системах неповторимости каждого индивида. Как следствие можно рассматривать тенденцию постепенного отказа от унификацииличности в сфере образования. Невозможность воспитания и обучения будущего творца на общем «образовательном конвейере» все более осознается и заставляет искать новые образовательные модели, отвечающие данной задаче, прежде всего для одаренных детей.

Индивидуализация обучения является одним из основных ва­риантов качественного изменения содержания образования ода­ренных. Повышенный интерес к индивидуализации образовательной деятельности в целом характерен для педагогических изысканий последнего времени. Развиваются эти идеи в контексте личностно-ориентированного подхода к образованию.

Особенно рельефно это может быть продемонстрировано на примере мотивирования идеи специального обучения одаренных детей. Эти дети часто сравнивались с полезными ископаемыми: они должны быть «добыты» (проблема ранней диагностики ода­ренности), «обогащены» (проблема специального обучения и развития и поставлены на службу обществу (создание системы под­держки талантов). Считалось: реализовав свои возможности, ода­ренная личность принесет обществу максимум пользы, что позво­нит самой личности чувствовать свою значимость и полезность, обрести место в социуме, удовлетворяющее ее потребностям и амбициям.

Таким образом, ребенка не следует рассматривать как «объект», что он «субъект» образовательной деятельности. Личностно-ориен­тированный подход к образованию принес с собой новое понима­ние этих проблем, а также и новое понимание задачи индивидуа­лизации учебной деятельности, где главным является не форми­рование личности с заранее определенными, заданными свойст­вами, по установленной модели, а создание условий для полно­ценного проявления и развития специфических личностных функ­ций субъектов образовательного процесса.

Стратегия - «обучение мышлению». Кчислу наиболее популяр­ных путей качественной перестройки содержания образования одаренных детей, бесспорно, относится направление «обучение мышлению».

Таким непривычным словосочетанием обычно обозначается популярное в зарубежной педагогике направление работы по целенаправленному развитию интеллектуально-творческих способ­ностей ребенка. Оно напрямую связано с решением проблемы обучения одаренных детей и рассматривается как важная состав­ляющая диагностики и коррекции интеллектуально-творческих способностей.

Одним из первых заговорил о возможности разработки серии обучающих процедур, позволяющих повысить качество функцио­нирования интеллекта, основатель тестологии А. Бине. Задачи, разработанные им для диагностики детского интеллекта, натолкнули его на мысль о том, что может быть создана система, позво­ляющая развивать и совершенствовать его. Таким образом, поя­вилась идея о возможности создания специальной программы - программы целенаправленного развития умственных способно­стей не в ходе традиционного усвоения знаний, а в процессе спе­циальных занятий.

Аналогичной точки зрения придерживалась и отечественная педагогика. Наиболее четко эта позиция представлена в работах известного философа, специализировавшегося на проблемах образования, Э. В. Ильенкова. Он был одним из активных пропагандистов того, что способность мыслить невозможно «вдолбить» в виде суммы правил, рецептов. В своих работах он настоятельно подчеркивал, что человек остается человеком, и в виде алгоритмов в его голову можно вложить лишь «механический», т. е. очень глупый ум, - ум счетчика-вычислителя, но не ум математика.

Особенно много при­кладных исследований, направленных на изучение процесса специального развития интеллектуальных и творческих способнотейне только детей, но и взрослых было проведено в США (Дж. Гилфорд, К. Макиннон, К. Осборн, В. Лоуэнфельд и др.). Несколько позже это направление стало развиваться и в нашей стра­не. Пионерами его были разработчики и сторонники так называемойтеории решения изобретательских задач (ТРИЗ) (Р. Альтшуллер и др.).

Стратегия - «социальная компетенция». Диагностика и коррек­ция развития психосоциальной сферы одаренного ребенка также относится к числу наиболее важных проблем при разработке ка­чественно нового содержания образования одаренных детей. Ес­тественно, что каждая из рассмотренных выше стратегий в явном или завуалированном виде ее предусматривает, но в данном случае имеются в виду специальные интегрированные курсы, вклю­чаемые в учебные планы школ для одаренных, курсы, ориентиро­ванные на развитие аффективной сферы ребенка.

Занятия в русле подобных программ помогают ребенку верно оценивать и совершенствовать свой образ жизни, стиль поведе­ния, характер общения, чго положительно сказывается на его са­мооценке и межличностных отношениях со сверстниками и взрос­лыми, содействует пониманию детьми самих себя, изучению ими сходства и различия с другими детьми, познанию своих способно­стей.

Основная цель рассматриваемого варианта обогащения содер­жания - не заменить традиционные способы психосоциального развития, а дополнить их, создав возможность для высокопрофес­сиональной диагностики и коррекции аффективного развития ре­бенка.

Стратегия - «исследовательское обучение». Главная особен­ность этого подхода - активизировать обучение, придав ему ис­следовательский, творческий характер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной дея­тельности.

Самостоятельная исследовательская практика детей традици­онно рассматривается как важнейший фактор развития творче­ских способностей. «В исследовательском методе знание не дается как готовое, а получается в результате работы самих детей над тем или другим жизненным материалом» (Б. В. Всесвятский).

В рамках исследовательского подхода по традиции, идущей еще от Дж. Дьюи, обучение ведется с опорой на непосредственный опыт учащихся. Естественно, что одна из основных целей такого обучения - расширение этого опыта в ходе поисковой, исследова­тельской деятельности. Учебный процесс в этом случае строится на основе самостоятельного поиска ребенком новых познаватель­ных ориентиров. Это позволяет добиться того, что обучение включает не только усвоение новой информации, но и творческую перестройку исходных познавательных ориентиров.

В педагогике выделяются три уровня реализации «исследова­тельского обучения»:

· преподаватель ставит проблему и намечает стратегию и такти­ку ее решения, само решение предстоит самостоятельно найти учащемуся;

· преподаватель ставит проблему, но метод ее решения ученик ищет самостоятельно (на этом уровне допускается коллективный поиск);

· на третьем - высшем - уровне постановка проблемы, поиск ме­тодов ее исследования и разработка решения осуществляются уча­щимися самостоятельно (Дж. Шваб, П. Брандвейн, А. Леви и др.).

Эта стратегия обогащения содержания очень близка стратегии «проблематизации».

Стратегия «проблематизации». Этот вид качественного измене­ния содержания образования предполагает ориентацию на поста­новку перед детьми учебных проблем (в зарубежной педагогике обычно рассматривается как составная часть стратегии «исследо­вательского обучения»). Содержание образования, смоделированное по данной страте­гии, предполагает изложение учебного материала таким образом, чтобы дети, во-первых, могли выявить проблему, во-вторых, най­ти способы решения и, наконец, решить. Для этого их необходимо обучать «умению видеть проблемы». Но это не самоцель, а лишь одно из средств. Чтобы процесс обучения выполнил одну из ос­новных своих функций - обучающую, необходимо, чтобы про­блема содержала в себе определенный познавательный заряд, а возможно это лишь тогда, когда эта проблема прежде проработа­на учителем. То есть программа учебной деятельности представ­ляет собой стройный логический ряд, включающий в себя ком­плекс последовательно решаемых учебных проблем.

В наиболее полном, развернутом виде проблемное обучение предполагает, что учащийся:

· выделяет и ставит проблему;

· предлагает возможные решения;

· делает выводы в соответствии с результатами проверки;

· применяет выводы к новым данным;

· делает обобщения.

Ведущая роль педагога в процессе обучения должна сохранять­ся, но у учащихся должно оставаться ощущение, что проблема и способы ее решения выбраны ими самостоятельно. Это требует от педагога в полном смысле слова высокого искусства.

 

Практический блок

На основании изученного материала попробуйте составить краткий конспект.

 

Проверьте работу. Работа будет оценена в соответствии со следующими критериями:

Отметка Формальный Содержательный Смысловой
  работа не представлена ответы не соответствуют заданию, задание не понято или понято неверно выполнено менее 50% заданий работы неаккуратный внешний вид работы грубое нарушение правил оформления материал изложен непоследовательно. объем представленной работы недостаточен для раскрытия темы или чересчур избыточен содержание работы не соответствует заданию существенная нехватка информации; лишняя информация вработе много фрагментов, где информация скопирована из источников отсутствует или неверное пояснение к проблеме, ее толкование, комментирование, аргументация по проблеме. завышенная/заниженная оценка собственной работы; оценка не произведена  
  работа представлена некоторые ответы не соответствуют заданию выполнено от 50% до 70% заданий работы не волне аккуратный внешний вид работы, исправления, пометки нарушения правил оформления не весь материал изложен последовательно; о логике изложения можно догадываться. объем представленной работы недостаточен для раскрытия темы содержание работы лишь частично соответствует заданию лишняя информация некоторое количество ошибок; ошибки, не ведущие к потере смысла высказывания неверное пояснение к проблеме, ее толкование, комментирование, аргументация по проблеме, исправляемое при помощи преподавателя; подбор примеров неудачный. не вполне верная оценка собственной работы;
  работа представлена большинство ответов соответствуют заданию выполнено от 70% до 90% заданий работы оформлено без нарушений материал изложен последовательно. Объем достаточен для раскрытия темы Содержание соответствует заданию некоторая нехватка информации; работа выполнена самостоятельно ошибки, не ведущие к потере смысла высказывания присутствует краткий комментарий проблемы, ее толкование, комментирование, аргументация; подбор примеров. верная оценка собственной работы;
  работа представлена все ответы соответствуют заданию выполнено от 90% до 100% заданий работы материал изложен последовательно. объем представленной работы достаточен для раскрытия темы содержание полностью соответствует заданию работа выполнена самостоятельно развернутый комментарий проблемы, ее толкование, аргументация; подбор примеров. верная оценка собственной работы;

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: